Меню

Масло дерево как изменить цвет



Колеровка льняного масла своими руками. Цветное тонирующее масло для дерева. Тонированный лак никогда не используется настоящими мастерами

Чтобы не потерять качественных характеристик древесины, рекомендуется обрабатывать ее только натуральными составами. Различные натуральные масла для обработки древесины использовались начиная с 12 в. Льняное масло по своим характеристикам занимает первое место, так как не только защищает древесину, но и придает ей мягкий бархатистый оттенок. Как правильно использовать льняное масло для обработки древесины, основные этапы и тонкости работ в одной небольшой статье.

Выбирая, чем обработать деревянный пол или лестницу в первую очередь учитываются экологичность и защитные свойства пропитки. Пропитка древесины натуральным льняным маслом обладает рядом плюсов:

  • Старое изделие приобретает эстетичный внешний вид, так как маскируются мелкие трещинки, потертости и неровности.
  • Впитываясь в пористую поверхность состав, придает ей водоотталкивающие свойства.
  • После высыхания пыль и грязь меньше пристают к поверхности.
  • Подчеркивает естественную текстуру древесины.
  • Масло обладает антисептическими свойствами и защищает поверхность от грибков, плесени и синевы.
  • Глубоко впитывается в древесину и прослужит не менее 50 лет.
  • Защищает древесину от растрескивания и высыхания.
  • Древесина не перестает “дышать”.
  • Гипоаллергенно и подходит в качестве отделки в детских комнатах и кухнях.

Используется льняное средство для покрытия любых изделий из дерева: в обработке домов, при отделке мебели и декоративных элементов из дуба, тика, сосны, ели, пихты. Благодаря своему составу масло легко сочетается с различными колерующими эмульсиями. Наносится как самостоятельное в качестве отделки и защиты или под дальнейшее покрытие лаком.

Из минусов выделяется цена, которая зависит от производителя и объема покупаемой пропитки. Ниже вы таблице представлены самые популярные производители льняного масла для отделочных работ:

Какое масло для дерева выбрать зависит от материальных возможностей. Для обработки древесины подойдет нерафинированный продукт от любого производителя. Импортные льняные составы стоят дороже, но имеют добавки в виде пчелиного воска или искусственных полимеров. Они сокращают время высыхания и упрощают работы. Расход у каждого производителя свой и зависит от густоты продукта.

Для тонировки поверхности приобретается пропитка с колерами. Такое можно найти в каталогах производителя Тиккурила, цена от 750 р./л. Тонировка полупрозрачная с различными натуральными оттенками. Используя цветное масло, можно затонировать недорогой вид древесины, например сосне, можно придать внешний вид дуба или красного дерева. После обработки отличить недорогой материал от аналогичного премиум класса на первый взгляд будет сложно.

Технология применения

Использование у каждого производителя расписано на этикетке. Но существуют стандартные способы:

  • Погружение — когда деревянный элемент погружают в горячий состав и оставляется для пропитки на несколько суток. Затем достается и просушивается на теплой поверхности.
  • Вакуумная пропитка — изделие помещается в специальный прибор, где под воздействием вакуума масло проникает глубоко в древесину.
  • Двухслойное нанесение — выполняется при помощи кисти или кусочка поролона при отделке помещений.

Рассмотрим подробнее двухслойное нанесение, которое подойдет для обработки деревянных полов, лестниц и стен.

Двухслойное нанесение

Для выполнения отделки понадобятся инструменты и материалы:

  1. Масло.
  2. Воск.
  3. Широкая кисточка — флейц.
  4. Шлифовальная бумага самой мелкой фракции.
  5. Хлопковая ветошь.
  6. Кусок чистой замши.

Предварительно изделие очищают от старого покрытия, поверхность шлифуется при помощи наждачной бумаги. Мягкой щеткой сметается пыль. Подготовленная древесина лучше впитывает масло, и защитные свойства покрытия будут выше.

Масло перед работами два раза доводится до кипения. Термическая подготовка сократит время высыхания пропитки. Варить льняной продукт нужно на водяной бане, небольшими порциями. Как только масло закипит первый раз, его снимают с огня и дают остыть. Затем процедура повторяется. Перед нанесением горячее средство размешивается, чтобы цвет был более равномерный. Современные составы с воском можно предварительно не нагревать, но сохнуть они будут дольше. Пользоваться горячей пропиткой нужно с осторожностью, надев защитные перчатки.

  1. Кисть или губка пропитываются льняным маслом, которое обильно, промакающими движениями наносится на древесину. Движения выполняются вдоль волокон.
  2. В течение двух часов поверхность дерева пропитывается.
  3. Наносится второй слой горячей пропитки. Поверхности дают просохнуть в течение 2-3 часов.
  4. Берется мягкая ветошь, которой с дерева убираются излишки пропитки.
  5. Поверхность полируется при помощи воска или покрывается лаком.

Пчелиный воск нагревается на водяной бане и в горячем виде втирается в древесину до тех пор, пока поверхность не приобретет ровный блеск. Но не обязательно покрывать пропитку воском, можно применить старинный способ полировки — с помощью плотной замшевой тряпочкой. Замшей натирают поверхность до блеска, круговыми движениями. Но придание блеска древесине процесс долгий и кропотливый. На обработку большой площади может уйти несколько недель.

Используя льняное масло для защиты древесины в своем доме, соблюдается технология нанесения. Работать придется с разогретым продуктом, поэтому позаботьтесь о защите рук и глаз. Пропитывая древесину, масло защитит ее от влаги, солнца, грибков и плесени. На поверхности исчезнут мелкие трещинки, а рисунок приобретет четкость. Чтобы декорировать недорогую древесину под дуб или красное дерево используются пропитки с тонирующими эффектами, которые можно приобрести в любом специализированном магазине. Для простой обработки подойдет самое недорогое нерафинированное масло. Сверху поверхность желательно затереть воском или отшлифовать до появления блеска замшевой тряпочкой.

Все фото из статьи

Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.

Разбираемся в терминах

Колеровка лака для дерева (а также морилки, пропитки и прочих средств) означает постепенное добавление красителя до тех пор, пока он не приобретет нужный оттенок. То есть колер – краситель, который постепенно добавляется в раствор.

Обратите внимание!
Под каждый тип средств для обработки дерева следует применять свой тип колера.
В противном случае он может просто не раствориться при перемешивании, в результате получим суспензию, которая для обработки использоваться не может.

Что касается того, какой именно колер выбрать, то рекомендуется придерживаться карты цветов при его покупке. Также не лишним будет знать, что колер, в котором используются органические пигменты, не отличается особой стойкостью к свету. Поэтому для наружных работ лучше использовать колер, в котором использовались неорганические пигменты.

Оттенок колера насчитать можно несколько сотен, одни только распространенные виды колеровки деревянных лестниц включают порядка 50-100 оттенков. Но если вдруг палитры цветов не хватит, то всегда можно смешать 2 разных цвета и получить свой оттенок.

В этом случае рекомендуется сначала поэкспериментировать с небольшим объемом колера и опробовать получившийся колерованный лак или морилку на ненужном кусочке древесины. Признаком того, что все прошло хорошо можно считать гладкую поверхность после высыхания, отсутствие потеков и равномерность окраски.

Как правильно колеровать

В двух словах инструкция по колеровке заключается в том, что краситель потихоньку добавляется в морилку, краску и т.д, после чего она просто тщательно перемешивается. Краситель добавляется постепенно и когда жидкость достигнет нужного оттенка можно переходить к обработке дерева. Тем не менее, есть и ряд нюансов, в зависимости от того, что нужно приготовить — .

Приготовление колерованного лака

Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.

Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.

Тонировка паркета совсем не такой простой процесс, каким он может показаться многим. Множество нюансов и подводных камней поджидают неопытного человека. Чем тонировать, какую технологию и технику применить, что получится на выходе, и другие ответы смотрите на странице тонировка паркета.

В этой статье мы подробно остановимся на возможности использования колерованного лака, широко предлагаемого на всех строительных рынках и других площадках. Тонированный лак для паркета продается повсеместно, но те, кто его предлагают, вряд ли когда либо сами пытались его использовать! Тонировочный лак сложно назвать прекрасным средством для тонировки паркета или половой доски.

Начнем с того, что даже на бесцветном лаке наплывы и нахлесты явно видны после высыхания, хотя небольшие отличия в толщине нанесения не заметны. Это связанно с тем, что глаз улавливает лишь изменения в степени блеска, но цветовая гамма при изменении толщины лаковой пленки не меняется. При применении тонированного лака все по-другому, чем толще слой, тем он темнее. Даже небольшие перепады по толщине будут явно выделяться. Нанести лак на большую площадь идеально равномерно, без наложения слоев нереально.

Объясняем на пальцах. Покрыть мелкую ламельку одним движением кисти и выставить ее на образец легко, но вот накатать валиком, а тем более нанести кистью, не накладывая часть лака одного прохода на другой невозможно. Колерованный лак не растечется, и места переходов и стыков будут выделяться темными пятнами и разводами.

Смотрите пример нанесения колерованного лака Тиккурила кистью и последствия этого на странице ошибки тонировки паркета.

Поэтому, задавая вопрос: Почему после белого или цветного лака остаются пятна на дереве?, вы, скорее всего, путаете пятна с обычными разводами.

Тонированный лак никогда не используется настоящими мастерами!

Но все же его применение возможно. Во-первых, использование колерованного лака значительно удешевляет процесс. Если вы что-то умеете, работаете без спешки, и несколько темных пятен не будут для вас трагедией, то вы вполне можете затонировать у себя пол на даче таким средством. Дадим несколько советов. Используйте только валик, и хорошего качества. Покрывайте лак только вдоль досок ровно по ширине узкого участка. Старайтесь делать прокат от стены до стены одним движением. Не лезьте ничего поправлять в уже лакированную часть. Следующим проходом ни в коем случае не залезайте на уже лакированную часть. Грамотно продумайте выход из помещения, чтобы ведя валиком по финишному ряду, вы могли легко покинуть комнату. Ну, как-то так.

Читайте также:  Разновидность сердолика оранжево красного цвета

Да, еще! Если результат одного из слоев вас удовлетворил, используйте для следующих покрытий уже бесцветный вариант!

Колерованный лак хорошо применять на полностью «убитых» полах в квартирах и производственных помещениях. Он хорошо закрашивает пятна, гниль и другие повреждения. Правда при этом совсем теряется структура, и пол приобретает вид крашенного. Так называемая «глухая» тонировка паркета. При нанесении нескольких слоев тонированного лака образуется совершенно однородная темная пленка. При этом светоотражающая способность меняется и исчезает эффект стекла, когда все слои просматриваются по всей глубине. В этом случае цветовые различия по толщине нивелируются, и пол смотрится более или менее однородным.

Но такое покрытие уже не является тонировкой в истинном ее понимании, и скорее называется покраской.

Прочитав эту статью, вы сможете понять, почему не желательно использовать колерованный лак для выполнения тонировки паркета или доски.

Задать вопрос специалисту по ремонту. Страница номер 1

Перед тем, как отправить свой вопрос, ознакомьтесь с правилами сервиса ! (см. ниже)

Вы можете задать Вопрос эксперту по тематике нашего портала, мы постараемся обязательно ответить Вам на страницах нашего сайта.

  1. Если вопрос не соответствует тематике раздела, то он может остаться без ответа или же просто быть удален.
  2. Категорически не допускаются любые обвинения в адрес экспертов или администраторов сайта.
  3. Категорически запрещается добавление спама! IP адреса всех посетителей, которые задают вопрсы, фиксируются, и в случае необходимости могут быть сообщены для судебного разбирательства.
  4. Администрация и эксперты не гарантируют Вам, что Ваш вопрос удостоится ответа. Но если все предыдущие пункты правил в вопросе соблюдены, то, как правило, такой вопрос получает ответ.

На вопросы отвечают:

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой краской можно покрасить пол, чтобы быстро высохла и не сильно пахла?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, какой кистью лучше покрасить деревянную поверхность пропиткой? Заранее благодарю)

Добрый День. Прошу Вас помочь в выборе покраски входной уличной двери. Наружняя сторона двери почищена от старой краски до металла, внутренняя сторона деревянная. Вопрос: Какой тип краски или эмали выбрать для покраски входной двери с обоих сторон? С уважением Александр.

каким лаком можно покрыть бумажные цветные фотообои komar или любым лаком акриловым на водной основе

Подскажите пожалуйста какой будет расход краскиТиккурила на 270м2

борис, г. Санкт-Петербург Общие вопросы 22 января 2012, 07:18

Добрый день. Подскажите какой»морилкой», или лаком покрывать фанерную дверк для мебели. У меня оченб красивая стенка, скорее всего из дерева, или фанеры, сломаалась дверца, предлагают сделать новую из толстой фанеры. Со всеми узорами, вырезками и прочим. Мастер говорит, что если покрыть грамотно, то эту дверку лаком, или «морилкой», точно не помню, то но дверку нельзя будет отличить от старой. Но я ему не очень дверяю, хотя мастер неплохой с опытом. Просто удивляюсь, если бы все было так просто, наверное все люди не покупали бы мебель, а из фанеры делали. Заранее спасибо. Борис.

Здравствуйте! какими паркетными лаками можно работать поверх лака ТЕКС люкс?

день добрый…можно задать вопрос по ванной?

Страницы: 123…5 Всего вопросов: 44

Задать свой вопрос

Уважаемый посетитель! Вы находитесь в архиве старого форума сайта mastergrad.com

коллеровка Тиккурила Яхтенный. Возможно ли?

Jazz
26 март 2004
10:02:12
Вводная такова.
Имеется дубовый паркет. Светлый, возраст — примерно 25 лет. Планирую циклевать, шпаклевать и три слоя Тиккурила Яхтенный полуматовый. Лак уже закуплен.

Колеруемые лаки для интерьеров

Шпаклевку буду покупать Пуккити.
Хочу цвет паркета немного изменить. Сделать его более «теплым», видится близко к «мёду».
Вопрос в следующем.
Как можно сие проделать?
Коллеровать лак? Все покрытие или только третий слой?
Чем коллеровать?
Или морилкой какой сам паркет пройтись?
Или что другое посоветуете?

Bobr
(Москва)
26 март 2004
10:09:50
Яхтный лак не путайте с паркетным. У последнего лучше показатели на «истирание» и нагрузку. А яхтный- более устойчив к атмосферным влияниям.
Циклевать надо до полного снятия старого лака, затем покрыть пропиткой, нужного Вам цвета. («Дюфа», «Белинка» или др.
После высыхания паркетным (а не яхтным) лаком в 2-3 слоя. Shilov
(Москва)
26 март 2004
10:52:40
Яхтенный это UNICA SUPER ? Там на банке яхта нарисована, но это вообще-то паркетный лак. Jazz
26 март 2004
11:06:40
Да, Unica Super. Ну бог с вами, пусть он будет паркетный:)) Хотя его основное качество — атмосферостойкость + защита от агрессивных сред.
Палубы, надстроек и прочих частей судна.

А чем коллеровать-то чем? :))

zvyser
26 март 2004
11:15:33
Вот тут посмотрите
http://www.finncolor.ru/cgi-bin/ank/tikkurila/search.cgi?A=END&UID=1805596404 Bobr
(Москва)
26 март 2004
11:33:30
Вот как!
А мне на рынке объяснили по другому. И я для крыльца покупал яхтный — Unica Super для балясин, перилл, а для пола паркетный:(((
А коллеровать лак не надо. Я думаю, лучше отдельно покрыть пол пропиткой нужного цвета, а затем лаком.
Я у себя именно так и собираюсь. И уже Дюфатекс для этих целей купил. Shilov
(Москва)
26 март 2004
12:26:22
По колеровке — полностью согласен с Bobr — лак не трогать, а пол — пропиткой. Alex21
(г. Волжский Волгоградской области)
26 март 2004
12:36:54
Если оттенок нужен лёгкий, вполне можно заколеровать сам лак универсальными колерами. Наносить лучше все три слоя колерованными — ровнее оттенок получится. Только учесть, что интенсивность оттенка растёт с увеличением числа слоёв.

Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки

Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок.

Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.

Дерево обработано колерованным маслом

Разбираемся в терминах

Колеровка лака для дерева (а также морилки, пропитки и прочих средств) означает постепенное добавление красителя до тех пор, пока он не приобретет нужный оттенок. То есть колер – краситель, который постепенно добавляется в раствор.

Обратите внимание!
Под каждый тип средств для обработки дерева следует применять свой тип колера.
В противном случае он может просто не раствориться при перемешивании, в результате получим суспензию, которая для обработки использоваться не может.

Что касается того, какой именно колер выбрать, то рекомендуется придерживаться карты цветов при его покупке. Также не лишним будет знать, что колер, в котором используются органические пигменты, не отличается особой стойкостью к свету. Поэтому для наружных работ лучше использовать колер, в котором использовались неорганические пигменты.

На фото – карта цветов для подбора нужного оттенка

Оттенок колера насчитать можно несколько сотен, одни только распространенные виды колеровки деревянных лестниц включают порядка 50-100 оттенков. Но если вдруг палитры цветов не хватит, то всегда можно смешать 2 разных цвета и получить свой оттенок.

В этом случае рекомендуется сначала поэкспериментировать с небольшим объемом колера и опробовать получившийся колерованный лак или морилку на ненужном кусочке древесины. Признаком того, что все прошло хорошо можно считать гладкую поверхность после высыхания, отсутствие потеков и равномерность окраски.

Для начала нужно опробовать колерованный лак или морилку на кусочке дерева

Как правильно колеровать

В двух словах инструкция по колеровке заключается в том, что краситель потихоньку добавляется в морилку, краску и т.д, после чего она просто тщательно перемешивается.

Тонировка паркета колерованным лаком

Краситель добавляется постепенно и когда жидкость достигнет нужного оттенка можно переходить к обработке дерева. Тем не менее, есть и ряд нюансов, в зависимости от того, что нужно приготовить – лак, морилку или краску для дерева.

Приготовление колерованного лака

Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.

Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.

Нужный колер можно получить у оператора колеровочной машины

Можно попытаться выполнить колеровку и с помощью подручных средств. Например, встречаются упоминания об успешном опыте добавления в акриловый лак водной морилки (своего рода колер для лака по дереву). Полученный на выходе раствор достаточно бледный (даже при высокой концентрации морилки), так что подойдет в случаях, когда сильное затемнение не нужно.

Что касается процесса обработки деревянного изделия, то рекомендуется придерживаться такой последовательности:

  • поверхность тщательно шлифуется. непосредственно перед нанесением слоя лака нужно протереть поверхность, чтобы удалить пыль;

Поверхность должна быть идеально гладкой

  • затем наносится первый слой колерованного лака;

Обратите внимание!
Покрывается лаком сразу все изделие, ни в коем случае не рекомендуется разбивать поверхность на участки.
Если готовить следующую порцию лака потом, то вряд ли удастся получить тот же оттенок, а разница будет заметна.

  • колеровка дерева выполняется как минимум в 2 слоя. Но если поверхность достаточно пористая, а сам лак получился не очень насыщенного цвета, то число слоев можно увеличить и до 3-4;
  • последний слой рекомендуется сделать бесцветным.

Колерованное масло и пропитки

  • обычные масляные краски. Их можно смешивать при комнатной температуре;
  • также можно гуашь. но, чтобы вода не мешала процессу придется смесь подогреть, вода испарится;

Для колерования масла можно использовать гуашь

  • в прошлом люди использовали и такие красители как обычная зола. Например, колеровка масла для дерева золой позволит достичь темно-серого либо даже черного цвета, все зависит от концентрации красителя. Также может использоваться и сажа, цветная глина и прочие природные материалы;

Темный цвет можно получить смешав с маслом сажу или золу

  • если приобрести сухой колер и смешать его с маслом, то получим аналог покупной масляной краски. Так как цена их сравнима, то нет смысла возиться с перемешиванием масла и красителя, проще просто купить краску.

Следует помнить, что при работе с маслом слишком большая концентрация красителя дает более насыщенный цвет, но вот свойства масла теряются. То есть оно уже не так хорошо защищает дерево от влаги и со временем покрытие нужно будет обновить. Так что колер для масла по дереву нужно добавлять с оглядкой на баланс между свойствами масла и насыщенностью цвета.

В случае с пропитками цвет после обработки обычно вторичен, но и на этом этапе можно добиться того, чтобы дерево приобрело благородный вид. Если обрабатывается часть конструкции, которую видно не будет, то в раствор можно добавить оксид железа, просто для того, чтобы было видно, какая часть обработана, а какая нет.

Оксид железа даст яркий рыжий цвет древесины

Колеровка пропитки для дерева может выполняться для имитации красного или любой другой благородной древесины. В качестве красителей используются пасты YF, GO, KFи коалесцент. По массе концентрация этих веществ суммарно не дотягивает до 4% от массы пропитки. Но вот изменение концентрации даже на доли процентов дает спектр цветов от камуфляжного зеленого до цвета черного шоколада, так что просто для экспериментов безграничен.

Подведение итогов

Колерование лаков, масел и пропиток для дерева – процесс творческий, а потому очень увлекательный. Регулируя концентрацию красителя в составе жидкости или масла для обработки дерева, можно добиться практически любого оттенка. В результате даже простенькая сосна выглядит после обработки изысканно.

На в этой статье показан пример использования акрилового лака, колерованного обычной морилкой на водной основе.

Лаки краски для дерева — советы по выбору

Для защиты древесины и придания ей красивого цвета и блеска при строительстве или ремонте используют различные ЛКМ.

Водный лак Тиккурила: характеристика и тонкости использования

Лаки краски для дерева представлены в таком ассортименте, что разбегаются глаза.

Что нужно учесть

Выбирая подходящий ЛКМ, учитывайте несколько факторов, от которых зависит окончательный выбор. Какую породу древесины вы собираетесь покрыть? В каких условиях будет эксплуатироваться изделие или поверхность? Можно ли обработать поверхность и предварительно подготовить ее перед работами? Также обратите внимание, можно ли будет повторно обрабатывать дерево, и совместима ли выбранная краска с теми ЛКМ, которые уже нанесены.

Выбор средств защиты древесины настолько большой, что без предварительной подготовки вам не обойтись. В продаже есть множество грунтовок, пропиток и различных видов лаков. Все покрытия отличаются внешним видом, который мы можем увидеть при окончании работ. Также они отличаются способом применения, так как для всех покрытий нужны разные условия нанесения и высыхания.

Виды ЛКМ для дерева

В зависимости от внешнего виды выделяют таким лаки краски для дерева:

  • краски дисперсионные;
  • покрытия прозрачного цвета (морилки, пропитки, лаки);
  • эмали непрозрачные.

Прозрачное покрытие может состоять из пигментов, количество которых варьируется, именно поэтому они могут сохранить натуральный рисунок древесины. Такая защита хорошо реагирует на влагу, пар, солнечные лучи, поэтому стареет и теряет свои свойства очень медленно. Даже если вы захотите повторно окрасить поверхность, вам не нужно снимать старый слой. Прозрачное покрытие может продержаться несколько лет.

Все популярнее становятся краски акриловые дисперсионные. В качестве растворителя используется вода, а связующий компонент в этом ЛКМ – акрилатные компоненты. После того, как покрытие нанесено на дерево, вода полностью высыхает, в результате на поверхности мы можем увидеть прочную пленку. Она защищает материал от влажности, внешних воздействий, огня. Такая краска обеспечивает высокий уровень стойкости к любым температурам, и она подойдет для отделки снаружи или внутри. Если вам не нравится первоначальный цвет, ее можно тонировать и смешивать с другими оттенками, не бойтесь экспериментировать.В последние годы непрозрачные эмалевые краски уже не используются в таком объеме, как это было раньше. Объясняется это токсичностью и низкой сопротивляемостью огню.Компания «Докер Кемикал ГмбХ Рус» предлагает профессиональные смывки лаков красок.

Льняное масло – натуральная субстанция, получаемая путем холодного или горячего отжима льняных семян. Чистое масло можно использовать как самостоятельное отделочное покрытие, но в необработанном состоянии оно неэффективно, из-за низкой способности к полимеризации (высыханию).

Говоря о пропитке дерева льняным маслом, как правило, подразумевают использование олифы. Это состав модифицированный термической обработкой и добавлением химических добавок, ускоряющих процесс полимеризации. Олифу еще называют «кипяченым» или «вареным» льняным маслом.

Особенности отделки сырым маслом и олифой

Обрабатывая деревянные изделия чистым льняным маслом, следует быть готовым не только к длительной сушке, которая может занимать до 3-х дней (на каждый слой), но и знать ряд важных особенностей. Сырой продукт активно впитывается в структуру дерева, поэтому покрытие древесины льняным маслом приходится производить в 5-7 и более слоев. Высыхая снаружи, оно плохо полимеризуется внутри, из-за чего сухое на вид изделие может еще долго оставлять масляные пятна. Воздействие ультрафиолета существенно ускоряет процесс сушки. На солнце обработанная древесина может высохнуть за 6-8 часов, но тон покрытия изменится: он станет желтоватым или даже слегка коричневым.

Олифа, благодаря высокой скорости полимеризации, обладает совершенно другими свойствами: быстро сохнет, не так активно впитывается, не изменяет свой цвет. Это делает ее более практичной в использовании. Вне зависимости от условий, ответ на вопрос сколько сохнет олифа однозначный – не более суток (при 20°C). Это выгодно отличает ее от сырого льняного масла. В дальнейшем говоря о данном типе отделки, мы будем подразумевать именно льняную олифу.

Где лучше применять такую отделку?

Пропитка дерева льняным маслом не обеспечивает твердой защитной пленки, устойчивой к царапинам и истиранию. Но этот вид декоративной отделки ценят за другое, прежде всего, – экологичность, антисептические свойства, способность подчеркнуть текстуру древесины и сохранить ее от растрескивания.

Льняную олифу применяют для отделки изделий использующихся внутри помещений. Она оптимальна для покрытия мебельных поверхностей, не подверженных интенсивному истиранию, деревянных стен и потолков. Ей обрабатывают деревянную посуду, детские игрушки. В качестве декоративно-защитной отделки льняное масло уместно наносить на поверхность ценных пород дерева для максимального сохранения их естественных качеств.

Как покрыть дерево льняным маслом?

Подготовка . Масло наносится на сухую и отшлифованную поверхность. Влажность древесины должна составлять не менее 15%. Работы рекомендуют проводить при относительной влажности воздуха не более 80%. При нанесении состава на маслянистые породы древесины, подготовленную поверхность дополнительно протирают уайт-спиритом.

Нанесение . Для работы используют кисть, тампон или не ворсистую ткань. Состав равномерно распределяют на поверхности, и дают ему проникнуть в структуру дерева на протяжении 15-30 минут. Излишки масла, которые больше не впитываются, вытирают тряпкой или тампоном вдоль волокон. Во избежание образования пятен следите за равномерным распределением масла на поверхности.

Каждый новый слой наносят после полной полимеризации предыдущего с предварительным шлифованием. Количество необходимых слоев (в случае с олифой от 1 до 4) зависит от особенностей эксплуатации изделия и типа дерева (мелкососудистые породы требуют меньшего количества слоев из-за низкой впитываемости).

Время полного высыхания каждого слоя составляет до 24 часов.

Как восстанавливать масляное покрытие?

Со временем поверхность, пропитанная льняным маслом, меняет свой цвет, начинает выглядеть суховатой или стирается. Данное покрытие недолговечно, но этот недостаток компенсируется простотой его восстановления. При нанесении повторного слоя масло спрячет все царапины и вернет внешнюю привлекательность древесины. При желании, льняное масло можно тонировать пигментами, достигая нужных цветовых оттенков. Для изделий не подверженных интенсивной эксплуатации процедуру восстановления проводят раз в два-три года.

Что такое масляный воск и как его приготовить самому?

Льняное масло с воском – эффективное декоративно-защитное покрытие, которое наделяет древесину высокими влагозащитными свойствами и повышает ее износоустойчивость. Пропитка добавляет поверхностям шелковистый блеск и подчеркивает естественные достоинства древесины. Подходит для обработки светлых и темных пород. Полностью натуральная пропитка оптимальна для отделки деревянных полов, лестниц, дверей, мебели и других предметов, подверженных интенсивному износу.

Льняное масло и воск для дерева не составит труда приготовить самостоятельно. Самый простой способ: в нагретое на водяной бане масло добавляют натертый пчелиный воск и доводят до однородной консистенции. Классическая пропорция по массе – 1:1. Соотношение воска и льняного масла можно варьировать, создавая составы различной степени вязкости: от густых мастик до жидких пропиток, проникающих глубоко в структуру древесины.

Как избежать самовозгорания?

Процесс окисления масла при контакте с воздухом сопровождается повышением температуры, что может привести к самовозгоранию паромасляных тряпок, тампонов, губок и т.д. Все расходники, которые использовались для вытирания льняного масла, перед утилизацией следует тщательно высушить в расправленном состоянии вне помещения, а лучше замочить в воде или же сразу сжечь. Для хранения диспенсера и других инструментов контактирующих с маслом используют герметичные контейнеры.

Пропитка маслом — один из самых простых и в то же время эффективных способов защитной и декоративной обработки древесины. Сегодня речь пойдёт о видах масел, различиях в составах для внутренних и наружных работ, а также о технике выполнения пропитки деревянных поверхностей и изделий из дерева.

Масло для дерева — отличия и классификация

Покрытие столярных изделий маслом можно без преувеличения назвать самым экологичным и безопасным способом обработки древесины. Всё потому, что в состав масел входят либо абсолютно натуральные, либо инертные химические соединения. Сразу сделаем небольшую оговорку: встречаются масла для дерева, в состав которых включены летучие растворители, однако после высыхания такое покрытие остаётся абсолютно безвредным.

Практически все масла для древесины изготавливаются на основе льняного масла, а если точнее — льняной или другой натуральной олифы. Характерной особенностью этого материала является крайне высокая склонность к полимеризации. Чистое масло для обработки дерева почти никогда не используют. Олифовая основа может также быть конопляной, тунговой или иного происхождения, главным образом отличия выражаются в условиях, способствующих загустению и полимеризации.

Масла сильно отличаются по своим техническим характеристикам: вязкости, плотности, типу и содержанию сухого остатка, летучих растворителей и специальных присадок. Всё это не только влияет на эксплуатационные качества покрытия, но также всецело определяет технику нанесения и характер взаимодействия с определённой породой древесины. С другой стороны масла классифицируют и по декоративному эффекту, то есть по таким признакам, как интенсивность проявления текстуры и глубина изменения цвета древесины.

Различия по вязкости

В столярном деле существует около двух десятков ходовых пород древесины, отличающихся плотностью, пористостью и размерами сосудов. В каждом отдельном случае масло нужно подбирать индивидуально, учитывая также размер, форму и специфические особенности обрабатываемого изделия. Обращаем внимание, что регулировать вязкость растворителями можно только при работе с тунговым маслом, другие составы этого категорически не терпят.

Чем более густое и вязкое используется масло, тем сложнее нанести равномерный слой до того, как начнётся полимеризация. Работа с густыми маслами требует большей аккуратности, образующиеся потёки впоследствии вывести весьма проблематично. Достоинства густых масел — высокая скорость высыхания, сопоставимая с некоторыми видами лаков. Также благодаря большому содержанию твёрдых частиц такие масла образуют более прочную плёнку, обеспечивая защиту как от механических повреждений, так и от загрязнений.

Более жидкие масла используют для обработки изделий, которые либо имеют значительную площадь поверхности, либо изобилуют мелкими деталями с множеством труднодоступных мест. Масла с низкой вязкостью можно наносить в течение достаточно долгого времени, не опасаясь неравномерного высыхания. Однако для обретения качественной защиты изделие должно сохнуть достаточно долго, к тому же обычно нанесение таких масел выполняется в 3 и более слоёв.

Декоративные свойства масел

При выборе масла первостепенное значение имеет визуальный эффект от его применения. С этой точки зрения масла делят на условно бесцветные и колерующие. Почему бесцветными масла называют только условно? Потому что они в любом случае меняют цвет поверхности дерева, но при этом сохраняют прозрачность. Колерующие масла включают коллоидную взвесь красящего пигмента — от белил до сажи, которые несколько приглушают контрастность рисунка текстуры.

Прозрачные масла всегда по-разному проявляют текстуру дерева. Связано это, в первую очередь, с показателем вязкости. Чем она ниже, тем более мелкие поры древесины могут быть пропитаны. Густые масла проявляют только общий рисунок волокон, более редкие — мелкие детали текстуры. Так, для обработки дубовых поверхностей масло должно иметь вязкость чуть ниже средней, в то время как для ольхи рекомендуются насыщенные густые составы.

Применение колерующих масел во многом подобно морению . Колеровка дерева маслом довольно редко используется как самостоятельный приём обработки. Гораздо чаще с помощью таких составов подчёркивают мягкие прожилки между твёрдыми волокнами дерева или покрывают отдельные элементы мебели. Колерующее масло после высыхания имеет меньшую глянцевость, чем бесцветное.

Неизвестно, можно ли отнести к декоративным качествам такое свойство масел как запах. В действительности все масла пахнут абсолютно по-разному, от сенокоса до жареных семян. После высыхания запах от масляной обработки превращается в очень стойкий, но едва уловимый аромат, что может стать ценной частью интерьерного колорита.

Разница в содержании сухого остатка и воска

Несмотря на кажущуюся однородность, масла для дерева — это коллоидная система, состоящая из жидкой масляной основы и взвеси твёрдых веществ. В качестве последних выступают продукты частичной полимеризации масла, специальные присадки (сиккативы в маслах для наружного применения), смолы и натуральный воск. Вы абсолютно правы, если предположили, что с содержанием в масле твердых частиц увеличивается его вязкость и плотность.

Высокое содержание в масле частично полимеризовавшихся включений способствует устранению эффекта поднятия ворса при смачивании дерева. Используя насыщенные густые масла, иногда удаётся полностью избежать промежуточного шлифования или полировки. В этом прослеживается одна интересная тенденция: густые масла идеально подходят для крупнососудистой древесины, где возможно образование высокого ворса, в то время как текучие составы лучше применять для плотных твёрдых пород , практически не склонных к «лохматости». С другой стороны, за счёт содержания сухого остатка регулируется время высыхания масла.

Включение в состав растворённого воска преследует несколько иные цели. Воск помогает плотно закупорить поры древесины, обеспечивая ей превосходную гидрофобность. Такое вощение применяется главным образом в наружной отделке для защиты дерева от намокания и накопления пыли в мелких порах. Другая причина в том, что воск добавляется в масло, будучи растворённым в скипидаре или ином летучем растворителе. Отсюда возникает проблема стойкого неприятного запаха, что в жилых комнатах крайне нежелательно. Но есть масла, в которых воск растворяется при нагреве. Эти смесь неустойчивы, воск часто выпадает в осадок, что делает применение масла более сложным. Однако за счёт высокой экологичности такого состава можно провести вощение деталей интерьера, но не с целью защиты, а для придания лёгкого оттенка и глянцевого блеска.

Защитные свойства масел

В отличие от большинства защитных средств для древесины, масло не образует глухой плёнки, сохраняя паропроницаемость материала. При этом в разы повышается гидрофобность поверхности — при контакте с жидкой водой поглощение у дерева практически нулевое. Тем не менее, изделие из дерева остаётся подверженным усушке и разбуханию, от этих явлений покрытие маслом не избавляет.

Защитное действие масла заключается в уплотнении внешних слоёв дерева, за счёт чего исключается проникновение внутрь массива насекомых-вредителей . Благодаря отсутствию путей для проникновения влаги, дерево становится в наименьшей степени подверженным органическому поражению плесенью, грибком или синевой.

Масло также хорошо сохраняет цвет древесины, особенно это важно для внешней отделки дома. Корка масла, образующаяся на поверхности, эффективно рассеивает солнечный свет и ограничивает приток кислорода. За счёт этого в разы снижается скорость окисления целлюлозы и связанное с этим появление сероватого налёта.

Все эти свойства выражены тем сильнее, чем более густое масло используется для покрытия и чем больше наносится слоёв. Для масел характерно разделение защиты на два барьера: внутренний, достигаемый пропиткой пор, и наружный, образующийся при высыхании тонкой масляной плёнки на поверхности. Следует помнить, что пропитанная маслом древесина имеет более высокую теплопроводность, чем сухая.

Выбор в соответствии с породой древесины

Масло для дерева всегда выбирается под определённую породу. Рекомендуется иметь при себе пробный отрезок древесины такого же типа и качества обработки, которые свойственны деревянной отделке. Пробное нанесение даже на небольшие участки поможет быстро оценить поведение состава при контакте с деревом, равно как и декоративный эффект.

Начать следует с того, что все хвойные породы древесины практически не нуждаются в пропитке маслом. При крайней необходимости следует использовать густые составы, наносимые в один слой. Это связано с наличием в порах большого количества смол, из-за чего дерево теряет способность к впитыванию даже текучих масел. Поэтому требуется добиться быстрого высыхания масла на поверхности и в поверхностном слое.

Густые насыщенные масла используют также при обработке древесины с низкой плотностью (липа, ольха), особенно фруктовых пород, имеющих наиболее развитую сосудистую систему. Препятствий для пропитки густым маслом нет, в то время как излишне текучие составы проникнут слишком глубоко и навсегда останутся в жидком состоянии, лишившись доступа кислорода.

Совершенно противоположный подход используется при обработке бука, берёзы или платана. Из-за высокой плотности такой древесины их пропитывают либо нетоплёным маслом, либо составами с содержанием растворителя. Зачастую при работе с твёрдыми плотными породами их обработку выполняют комбинированной: сначала маслами, хорошо проникающими внутрь древесины, а после — густыми составами с высокой долей сухого остатка и воском.

Особенности нанесения и обслуживания отделки маслом

Сам процесс нанесения масла крайне прост, достаточно следовать инструкциям по применению определённого состава. Но есть и общие правила:

  1. Древесина перед нанесением масла должна пройти камерную сушку (влажность не более 12-14%) и шлифовку поверхности до устранения тактильной шероховатости.
  2. Нанесение выполняется строго послойно по всей поверхности изделия, каждый слой должен полностью высохнуть.
  3. Спустя установленный срок после нанесения излишки масла растирают сухой ветошью, распределяя его между участками с неравномерным впитыванием.
  4. Масло наносится на все стороны детали в равных количествах, и поверхности с открытым срезом волокон тому не исключение, несмотря на повышенную скорость впитывания.
  5. Если после высыхания масла на поверхности поднялся ворс, перед нанесением очередного слоя обязательно следует провести предварительную шлифовку, иначе при растирании масляной плёнки на поверхности осядут ещё и волокна от ветоши.

Пропитка маслом сохраняет эксплуатационные качества в течение 4-5 лет внутри помещений и 2-3 лет снаружи. По истечении этих сроков покрытие обновляют, для чего достаточно просто тщательно очистить поверхности и нанести ещё один слой масла. Густоту масла выбирают в зависимости от степени повреждения предыдущей отделки, обычно это достаточно густые реставрационные составы.

Источник