Меню

Мягкий знак черного цвета



Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы «Ь»

Разделы: Логопедия

Логопедическая тема: развитие фонематического анализа и синтеза слов

Грамматическая тема: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством буквы мягкий знак.

Цели:

  • Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу.
  • Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы.
  • Развивать слуховую память и слуховое восприятие.
  • Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью буквы мягкий знак.
  • Прививать умение ориентироваться в лексических грамматических признаках слов.
  • Расширять словарный запас, закреплять навык словообразования.
  • Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Дидактические средства:

Объёмные буквы конструктора, звуковая дорожка, индивидуальные таблицы для чтения, карточки с текстом под плёнкой, индивидуальные зеркала, таблицы со словами на доске, схемы для метаграмм.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие учителя и гостей.
Настрой на занятие.
Назовите время года, месяц года, день недели.
Какие знаки вы видите на доске?

Инструкция логопеда
1. Вспомните, что мы называем алфавитом.
Сколько в нём букв? Из каких элементов они состоят?
Будем играть. Будьте внимательны. Если не поняли, спросите сразу.

  • Напечатайте буквы, состоящие из двух элементов
  • Печатайте буквы, которые обозначены чёрным /красным цветом.
    (Чтобы был Ь.)

Проверка выполненного задания

  • Подпишите под каждой буквой, соответствующий значок звука (гласный или согласный)

Что случилось? Нет значка для буквы Ь?

Открытие новых знаний
Давайте, поищем звуковое обозначение для буквы Ь, может быть, фонетическая ритмика поможет?

Инструкция логопеда
Говорим, чётко артикулируя произношение звуков, сопровождая движениями рук, тела.
А-О-У-Ы-Э-И-Р-С-П-Т

Вывод. нет звука для буквы Ь.

Почему? Для чего же она нужна в алфавите, с какой целью ёё придумал человек?

Объявление темы и целей занятия

Почему?
Для чего же она нужна в алфавите, с какой целью ёё придумал человек?

Будем играть в рифмы

Инструкция логопеда.
Закончи предложение. Добавь нужное слово.

  • Без ключа, ты мне поверь
    Не откроешь эту ……(дверь)
  • В лесу мне видеть довелось
    Как грыз кору могучий ……(лось)
  • Думаю, известно всем
    Дней в неделе ровно……(семь)
  • День прошёл, пора уж спать,
    В спальне ждёт меня ……(кровать)

Вспомните, пожалуйста, все слова, которые называли, повторите, как запомнили.
Проговорите слова, выделяя в них последний звук.
Слушайте, как он звучит.

Вывод. Верно, мы слышим мягкие согласные звуки
Произнесём вместе: [ Р’ ] [М’] [С’] [Т’]

.
Исследовательские действия
Как образовывается мягкий звук при произношении?

Произнесите звуки, понаблюдайте в зеркало за их образованием. Сравните произношение твёрдых и мягких звуков

Вывод. Для образования мягкого звука при произношении нужно:

— передняя часть «спинки» языка для [Р’];

— кончик языка перемещается к зубам, вибрирует с более частой амплитудой;

— более слабое смыкание губ, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть «спинки» языка выгибается для звуков [М’] , [Т’], [Д’ ], [С’], [З’]

Подумайте, а каким движением можно обозначить мягкость каждого звука при произношении? Логопед предлагает движение « гладим кошечку» для мягкого звука, и для этого же, но твёрдого, плотно сдвинуть ладони на уровне груди.

Проговаривание звуков с движением

Работа над изучением нового материала

Будем читать. Обозначайте движением руки произношение.

Что читали? Были ли это слоги? Да или нет, почему?

Закрепление
Распределите звукосочетания в две строчки, мягкие на зелёную дорожку, твердые на синюю дорожку. Проведите стрелку от буквы Ь к предыдущей согласной, обозначив тем самым главное место буквы Ь при письме и чтении. (ассоциации: зелёная – мягкая как травка, синяя – твёрдая как лёд) Логопед произносит со стечением согласных:
ТЛЬ, КРЬ, СНЬ, СТЬ, ТР, СТВ, ПР, ДЛЬ, СТЬ

Читайте также:  Пальто рыжего цвета как подобрать сапоги

Вывод. Буква Ь – командир, так как даёт команду при чтении слов звучать рядом стоящему согласному мягко.

Наблюдение
Послушайте «интересные превращения».

Мягкий знак –
Хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
А в слово так и просится.

Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал Ь

  • Работа над лексическим значением слов

Задание.
Придумайте предложения с этими словами.

Сделать нам не так уж трудно,
чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть
И свободен водный путь.
Корабли! Плывите смело!
Стала мель кусочком мела.

  • Работа над лексическим значением слов МЕЛ – МЕЛЬ

Придумайте предложение с этими словами.

Вывод. Буква Ь – специальный знак на письме, который обозначает мягкость согласного на конце слова.
Буква Ь – смыслоразличитель.

Работа над текстом.

  • Прочитайте предложения, выпишите выделенные слова.
  • Сравните по смыслу и звучанию выделенные слова.
  • Сделайте звукобуквенный анализ слов.
  • Запишите слова под нужной схемой.

Хор, хорь, брат, брать, шест, шесть, ел, ель.

Вывод.
Буква Ь звука не даёт, это специальный знак на письме. Буква – смыслоразличитель.

Игра «Снежный ком»

Цель: Развиваем внимание, слуховую память.

Инструкция.
Назовите числа от 1 до 10 с мягким согласным на конце слова. Следующий повторит ответ и добавит своё число.
Каждый ребёнок участвует в игре.

Физкультурная минутка

Эмоционально-волевой этюд на расслабление
«Яблонька»

Работа по развитию навыка словообразования
Наблюдение

1 вариант
Прочитайте первую пару слов. Объясните их значение.

2 вариант
Назовите слова в уменьшительно-ласкательном значении.
Определите место букв Ь в слове.

Вывод. Буква Ь пишется в середине слова и обозначает мягкость предыдущего согласного, меняет лексическое значение слова.

Вторичное закрепление.
Инструкция.
Вставь в слово, где нужно букву Ь. Прочитай получившееся слово.
Ребята, слушай те. Если неверно, исправьте.

Динамическая пауза.
Тополь, тополёк, надел белый платок

Работа над предложением

Инструкция логопеда

  1. Слушайте предложение.
  2. Посчитайте количество слов
  3. Начертите схему предложения.
  4. Выпишите букву Ь из слова, где нужно.
    • По ямальской тундре кочует олень.
    • На больших льдинах живёт тюлень
    • Сильный медведь бродит в метель.

Д/игр «Назови слово»
Отгадайте метаграммы. Впишите получившиеся слова.

1. С твёрдым Л я на стене.
Книги, например, на мне.
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)

2. С твёрдым Н – я посуда из стекла.
Мягкий знак добавь, и мойся добела.
(банка – банька)

3. Как зовут мою собачку, я скажу.
Как только Ь в хлеб белый посажу.
(булка – Булька)

Вывод. Буква Ь –смыслоразличитель.

Заключительная часть занятия.

Смысловая и эмоциональная рефлексия.

  • Над какой буквой работали?
  • Что интересного о ней узнали?
  • Что было трудно на уроке?
  • Что понравилось больше всего?
  • Как работали ребята на занятии? А как работал ты сам?

Пароль на выход.
Развитие логического мышления.

Назови:
— первый месяц года –
— первый месяц зимы –
— последний месяц зимы –
— первый месяц осени, лета –
— последний месяц осени –

На доске алфавит Таблица с цветными буквами
Планшеты на столах

Работа в «тетрадях развития»

Сверим с написанным на доске

Ученик у доски
комментирует выполнение задания: (с преградой/ без неё)

Читайте также:  Как раскрасить картинку кремля цвета

В паре с педагогом

На доске знак буквы Ь

Источник

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак, или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

Ь пишется Примеры
1. На конце слова. Ни ть [н’и́ т’ ], се мь [с’э́ м’ ].
2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным. Су дьб а [су д’б а́], тьм а [ т’м а́].
3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость. Ку зьм ич [Ку з’м’ и́ч’] – Ку зьм а [Ку з’м а́], но: ба нт ик [ба́ н’т’ ик] – ба нт [ба́ нт ].
4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными. Ба ль ный [ба́ л’ ныj], се ль дь [с’э́ л’ д’].
5. В формах творительного падежа множественного числа. Люд ьми , дет ьми , лошад ьми .
6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот . Пят ьдесят , девят ьсот .
7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать . Одинна дцать , пятна дцать .
8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск . Сентябр ь ский, октябр ь ский (но: январский).
Ь не пишется
в сочетаниях
Примеры
-чк- Бо чк а, ре чк а, пе чк а.
-чн- Коне чн ый, серде чн ый
-нч- Ве нч ик, ня нч ить.
-нщ- Ба нщ ик, каме нщ ик.
-рщ- Фона рщ ик, сва рщ ик.
-рч- Испо рч енный.
-ст- Мо ст ик, хво ст ик.
-нт- Ви нт ик, ба нт ик.
-щн- Помо щн ик.

В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь .

  • В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч , которое пишется без ь .
  • 2) Ь не пишется между двумя л и двумя н .

    1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

    Мягкий знак, или ерь ( ь ), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

    Ь пишется Примеры
    1. После шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа. Но чь [но́ ч’ ], ти шь [т’и́ ш ].
    2. После шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж). Спло шь [спло́ ш ], вска чь [фска́ ч’ ].
    3. После шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени – вопросы что делаешь? что сделаешь? Идё шь [ид’о́ ш ], вози шь [во́з’и ш ].
    4. После шипящих и других согласных в повелительном наклонении – вопросы что делай(те)? что сделай(те)? Съе шь [сjэ́ ш ], съе шь те; вста нь [фста́ н’ ], вста нь те.
    5. В неопределённой форме глагола (после т и ч ) – вопросы что делать? что сделать? Бра ть [бра́ т’ ], бра ть ся, стри чь [стр’и́ ч’ ], стри чь ся.
    6. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня). Ябло ня – ябло нь , рабы ня – рабы нь .
    Бары шня – барыше нь , бояры шня – боярыше нь , дере вня – дереве нь , ку хня – кухо нь .
    Ь не пишется Примеры
    1. После шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа. Но ж [но́ ш ], вра ч [вра́ ч’ ].
    2. После шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род). Горя ч , горю ч .
    3. После шипящих в трёх наречиях-исключениях. У ж , заму ж , невтерпё ж .
    4. После шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение). Ту ча – ту ч , ро ща – ро щ .
    5. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня). Ба шня – баше н , ви шня – више н .
    6. В глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени – вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? Он наде ет ся, ему не вер ит ся, они наде ют ся.

    1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ

    Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я ).

    1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную;

    В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.

    в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;

    Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.

    в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .

    Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

    Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.

    2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).

    Ср.: платье, дьяк. Исключениефельд ъ егерь.

    3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

    Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

    4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк ( -дьяч- ).

    5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

    6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

    2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

    в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;

    в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ] ) после согласного перед буквой о .

    Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].

    Источник

    Adblock
    detector