Меню

Опыт с зеленым цветом



Картотека экспериментов с цветом
опыты и эксперименты по теме

Создание для детей атмосферы эмоционального переживания цветового многообразия окружающей действительности в процессе экспериментальной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
tsvetnye_opyty.docx 731.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов с цветом

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей .

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование — это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

Опыт 1: Получение нового цвета

Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Понадобится : Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй — в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Опыт 2. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки. Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет? .

Опыт 3: «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится : салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход : в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Опыт 4: «Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Понадобится : стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

Ход : на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

Опыт №5. Лава-лампа

Понадобится : Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход : стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

Опыт №6. Цветные капли

Понадобится : емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход : клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт 5: «Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится : пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

Опыт 6: Волны в бутылке

Понадобится : подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход : в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт 7: Цветной лед
Понадобится : Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Опыт 8: Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт 9: Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц

Ход : в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху. .

Опыт 10: Лед и соль

Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь

Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!

Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой

Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета? .

Опыт 12: Радужный апельсин

Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.

Ход : вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.

Опыт 13: Цветные льдинки

Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки

Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости). Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.

На разделочной доске или подносе вынести на холод.
Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
Почему держатся ниточки? (примерзли)
Предложить украсить участок цветными льдинками.

Источник

Цветные опыты для малышей

Хотите окунуться в мир волшебства и превращений? Предлагаем Вашему вниманию цветные опыты для малышей! Существуют такие вещества, которые меняют цвет в кислоте и в щелочи. Называются они индикаторы. Для ребенка это слово новое и сложное. Его суть он поймет несколькими годами позже, а пока ему достаточно просто увидеть первые химические опыты с изменением цвета и восхититься этим маленьким чудом! Кроха может наблюдать за Вашими действиями, а может помогать (капать, перемешивать, наливать, переливать, насыпать ложкой и пр.), и тогда радости будет еще больше.

Цветные опыты для малышей

Важно! Даже самые безобидные химические опыты для малышей следует проводить только в присутствии взрослого! Наши цветные опыты ориентированы примерно на детей от трех лет. Можно проводить их и раньше, если ребенку это интересно. Не забывайте о мерах предосторожности и внимательно следите за тем, чтобы малыш не обжегся и не попробовал материалы и жидкости на вкус.

Меняем цвет чая

Материалы и оборудование:

черный чай, кипяченая вода, лимонная кислота, питьевая сода (в качестве щелочи), прозрачные пластиковые стаканчики объемом 50 мл (5 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые).

1. Наполните 3 стаканчика на 1/2 крепким чаем.

2. Возьмите еще два стаканчика, наполните их до половины кипяченой водой. В одном стаканчике растворите 1/3 чайной ложки лимонной кислоты, а в другом – столько же соды (лучше растворить ее в горячей воде), долейте воды до полного стакана.

3. Выставьте стаканчики с чаем в ряд перед ребенком, попросите его в первый стаканчик перелить кислоту, а в третий – раствор соды. Что при этом произошло и как изменился цвет? Чай с кислотой посветлел, а чай с содой потемнел.


при растворении лимонной кислоты в воде стаканчик станет чуть холоднее, чем был;

при растворении соды в горячей воде выделится углекислый газ.

Похожие опыты для малышей с изменением цвета можно провести с вином, виноградным и ежевичным соком, соком свеклы и цветной капусты.

Маленькому помощнику придется выполнить немало действий: налить воду, заварить чай, набрать ложкой лимонную кислоту, размешать ее. Это все прекрасно тренирует моторику. Между делом можно еще посчитать стаканчики, повторить понятия светлый-темный.

Делаем цветную пену

Материалы и оборудование:

раствор бриллиантового зеленого “зеленка”, кипяченая вода, лимонная кислота (водный раствор — 2 ч.л. на стаканчик 50 мл), пищевая сода (сухая), прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 и 500 мл (2 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка.

1. Возьмите большой стакан, налейте в него 1 маленький стаканчик (50 мл) воды, окуните ватную палочку в “зеленку”, а затем подкрасьте ею воду в стакане.

2. Медленно прилейте раствор кислоты к раствору зеленки в большом стакане. Цвет на глазах начнет меняться (от изумрудно-зеленого до салатового, желтоватого). Зеленка – тоже индикатор! Волшебное зрелище, не правда ли?

3. Всыпьте в получившийся раствор две чайные ложки соды. Начнется бурная реакция: салатовый раствор вновь начнет превращаться в бирюзовый, а над раствором образуется голубая пена!

Пояснение для родителей: в процессе опыта в стакане появились пузырьки углекислого газа, образовалась пена, а индикатор снова поменял свой цвет, так как щелочи стало больше, чем кислоты из-за добавленной соды.

Такая зрелищная цветная химическая реакция понравится малышу!

Находим в продуктах крахмал

Что такое крахмал и где он содержится? Крахмал – это такое вещество, в котором растения делают запасы на случай засухи или для зимовки. Например, люди обнаружили, что клубни картофеля очень питательны (ими легко можно наесться), не менее питательны и пшеница, кукуруза, тыква, рис. Во всех этих продуктах содержится много крахмала. Попробуйте вместе с крохой «увидеть» крахмал в продуктах.

Материалы и оборудование:

раствор йода, кипяченая вода холодная и горячая, крахмал, прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 мл (3 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка, кусочки фруктов и овощей (картофель, морковь, яблоко и др.), мякиш белого хлеба.

1. Примерно наполовину наполните стакан водой и капните туда пару капель йода. Обратите внимание малыша на цвет раствора йода (желто-бурый/коричневатый), дайте понюхать.

2. В два других стакана поместите немного (не больше ¼ чайной ложки) крахмала, прилейте 2-3 чайные ложки холодной воды и перемешайте, а затем наполовину заполните стаканы кипятком и перемешайте. Дайте полученным растворам остыть.

3. Прилейте 5-10 капель получившегося раствора йода к 1 из стаканов с раствором крахмала и наблюдайте за изменением цвета. Он станет серо-сиреневым.

4. Во второй стакан с раствором крахмала добавьте половину раствора йода. Жидкость станет сине-черного цвета.Объясните юному исследователю, что крахмал и йод реагируют друг с другом. Получается, что йод – индикатор содержания крахмала и наоборот!

5. Давайте теперь проверим, в каких продуктах есть крахмал (пусть это делает ребенок), будем окунать в раствор йода кусочки фруктов и овощей и внимательно их рассматривать. Если увидим черный, синий или голубой цвет, то в продукте есть крахмал!

Таков удивительный мир химии и цветных реакций. Впереди Вас ждут необычные эксперименты, открытия и новые опыты для малышей!

Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития

Источник

Читайте также:  Очки которые видят цвета