Красочность полиграфии
В настоящей статье мы не будем ставить перед собой цель утомить вас специфической терминологией. На тему красочности написано немало книг и статей, на изучение которых вам потребуется масса времени. Здесь мы расскажем лишь о тех моментах, которые нужно знать начинающему заказчику типографии.
Красочность или цветность полиграфии. или просто о сложном.
Итак, красочность издания обозначают цифрами 4+4, 4+0, 4+1, 1+1, 1+0.
В таблице ниже мы попытались наглядным образом, на примере простой листовки, имеющей 2 стороны (оборотную и лицевую) продемонстрировать, что такое красочность издания.
красочность | лицевая сторона | оборотная сторона |
4+4 | ||
4+1 | типография «Артишок» www.arttip.ru (495)223-66-97 профессиональная печать | |
4+0 | ||
1+1 | типография «Артишок» www.arttip.ru (495)223-66-97 профессиональная печать | типография «Артишок» www.arttip.ru (495)223-66-97 профессиональная печать |
- 4+4 — означает, что на обеих сторонах издания используются 4 краски (черная, голубая, пурпурная и желтая).
- 4+1 — на одной стороне используются 4 краски, а на второй стороне только одна краска (одна из перечисленных четырех).
- 4+0 — используются краски 4-х перечисленных цветов только с одной стороны, а вторая остается белой.
- 1+1 — на обеих сторонах используется краска только одного из четырех цветов (или черная или голубая или пурпурная или желтая).
При использовании всех 4-х красок офсетная печать называется полноцветной.
Как воспринимает цвет человек?
Для того, чтобы мы увидели цвет определенного предмета, нам необходим свет. Предметы, которые нас окружают либо сами являются источниками света (например, солнце или монитор), либо отражают свет, исходящий от источников. Свет представляет собой электромагнитное излучение с определенной длиной волны. Воспринимаемые человеком электромагнитные волны (видимый свет) — часть спектра с длиной волны примерно от 380 (фиолетовый) до 740 (красный) нанометров.
Наш глаз является своеобразным приемником света. Сетчатка глаза содержит два типа светочувствительных клеток-рецепторов: палочки, отвечающие за зрение в темное время суток (восприимчивы только к интенсивности света), и колбочки трех видов, отвечающие за цветное зрение. Каждый вид колбочек имеет максимальную чувствительность только к красному, зеленому и синему участку спектра, то есть к волнам определённой длины. Волны другой длины также воспринимаются всеми тремя колбочками, но в меньшей степени. Соответствие типов колбочек этим трём «основным» цветам обеспечивает человеку распознавание тысяч цветов и оттенков. То есть, свет, попадая на сетчатку глаза, раздражает клетки-рецепторы, чувствительные к различным участкам спектра света. Рецепторы через зрительный нерв передают полученные сигналы нашему мозгу, а мозг интерпретирует эти сигналы как видение цвета. Таким образом, наш мозг формирует картинку мира такой, какой мы ее видим.
Интенсивный сильный свет возбуждает все три типа клеток-рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепящего белого цвета. Равномерное раздражение всех рецепторов, то есть излучение всего спектра волн, вызывает ощущение белого цвета потому, что наш глаз не в состоянии разложить такое излучение на цветовые составляющие. Белый цвет — это содержащий все цвета излучаемый источником свет.
Предметы, нас окружающие, имеют способность отражать волны одной длины и поглощать волны другой длины. Именно отражаемый предметами свет попадает на сетчатку глаза и мы видим тот или иной цвет предмета.
Почему так очевидна разница между дизайн-макетом на мониторе и получившимся экземпляром?
Цветовые модели RGB и CMYK.
Экран монитора компьютера является источником света. Бумага — предмет, отражающий свет. Способы генерации цвета мониторами и полиграфическими печатными машинами противоположны. Именно поэтому, цвета картинки на мониторе и цвета бумаги, на которой это изображение напечатано, будут различаться.
При соединении лучей света различных цветов, цвет принято называть аддитивным цветом (add — добавлять, складывать; англ.). Система таких цветов работает с излучаемым источниками светом. В аддитивной системе используются цвета, воспринимаемые человеческим глазом как красный — Red, зеленый — Green и синий — Blue (цветовая модель RGB, используемая в мониторе). Если эти цвета смешать в равных пропорциях, получим белый цвет.
При вычитании из луча света один из цветов мы получаем какой-либо цвет. Полученный цвет принято называть субтрактивным (subtact — вычитать; англ.). Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом (в нашем случае бумага отражает свет). В этой системе используются цвета, противоположные красному, зеленому и синему — голубой, пурпурный и желтый. Если смешать эти цвета в равных пропорциях, получим черный цвет. Это так называемая цветовая модель CMYK. Расшифровывается так: Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый, blacK — черный. Теоретически, при смешивании голубой, пурпурной и желтой в различных пропорциях можно получить любой цвет и оттенок. А при смешивании в равных пропорциях всех трех красок, мы должны получить черный цвет.
Зачем в системе СMYK появился черный цвет, если при смешивании получаем черный цвет?
На схеме ниже очень хорошо видно, какой эффект дает наложение красок цветовой модели CMY друг на друга:
На практике, при смешивании в одинаковых пропорциях всех трех красок получается серо-коричневый грязный цвет. Объясняется это просто: насыщенность красок неидеальна, да и технологические погрешности в пропорциях смешиваемых красок дают тот самый эффект «грязного» цвета вместо идеального глубокого черного. Вот для получения чистого черного цвета в цветовую модель триадных красок, используемых в полиграфии, и введена самостоятельная черная краска, обозначаемая «blacK». В результате получилась та самая модель CMYK или «ЦМИК», как аббревиатуру произносят по-русски.
Итак, допустим, вы видите на экране картинку, выполненную в цветах RGB. Переведем ее в CMYK. В результате мы увидим как изменился цвет:
Этот процесс называется в полиграфии цветоделением.
Экран монитора использует адекватную восприятию цвета человеческим глазом систему цветов RGB, а в полиграфическое производство — систему цветов CMYK.
После выполнения цветоделения изображение «растрируется», то есть воспроизводится в виде многочисленных точек. Каждая точка соответствует цвету CMYK. Плотность размещения этих точек и определяет количество каждой краски в процентном соотношении, впоследствии позволяющее нам видеть полутона на готовом издании. Точки настолько близко расположены друг к другу, что когда мы смотрим на оттиск даже с небольшого расстояния, они сливаются, и наш глаз воспринимает изображение цветным, со множеством цветовых оттенков. Далее точки каждой из четырех красок переносятся на печатную форму (каждой краске – своя форма — этакая металлическая пластина). После этого все четыре формы загружаются в офсетную печатную машину, в которой на них наносится краска, которая переносится с форм на резиновые валы, а уже потом на бумагу.
Поверхность экрана монитора состоит из мельчайших точек — пикселов красного, зеленого и синего цветов. При подаче светового сигнала различной мощности на эти точки, они окрашивается в определенный оттенок своего цвета. Пикселы настолько малы, что даже с небольшого расстояния различить их невозможно. Комбинируя возможные цвета из 16 миллионов цветов RGB, мы можем получить любой оттенок.
Очень часто бывает так, что вам кажется, что дизайнер или верстальщик при изготовлении дизайна (макета), например, каталога вашей продукции использовал только модель CMYK, а при получении типографией макета, оказывается, что использованы еще и «пантонные» цвета. Таким образом, если у вас нет достаточного опыта для самостоятельного определения красочности, будет лучше, если вы отправите макет нам в типографию, а мы уже определим, какую красочность имеет ваша продукция. Помните, что красочность влияет на стоимость полиграфии, то есть вашего заказа.
Что такое «пантонные» цвета?
Иногда, например, если нужно точно воспроизвести фирменный цвет компании или напечатать помимо простого цветного изображения золотыми или серебряными красками, используется цвет из системы Pantone. Обычно макет содержит информацию о том, что используется Pantone — указывается его конкретный номер.
Цвета системы Pantone — это стандартизированные и пронумерованные американской корпорацией Pantone Inc цвета, эталонные копии которых напечатаны на бумаге и распространяются путем продажи. Всего на настоящий момент в системе Пантон более 11000 цветов. Существуют три основных каталога цветов Pantone, используемых в полиграфии: для мелованных матовых и глянцевых бумаг, не мелованных офсетных бумаг и для металлизированных красок, таких как золото или серебро. При этом каталоги цветов Pantone регулярно пополняются новыми цветами. Так, совсем недавно 12.05.2102 года Pantone Inc объявила о пополнении библиотеки 336 новыми цветами. Каталоги представлены в виде «вееров» — скрепленных между собой небольших листов бумаги размером 23,5х4,2 см. Также имеются электронные версии таких каталогов, которые либо уже имеются в профессиональных «дизайнерских» редакторах (например, Adobe Photoshop) либо могут быть экспортированы в них при наличии приобретенного программного обеспечения. Так, например, электронные библиотеки цветов можно включить в QuarkXPress, программы компании Corel и в Adobe Creative Suite.
Для того, чтобы получить тот или иной цвет из системы Pantone, типография либо смешивает триадные краски в указанных для каждого конкретного «пантонного» цвета пропорциях, либо приобретает уже готовую краску, соответствующую номеру цвета библиотеки Pantone.
Красочность издания при использовании и с лицевой и с обратной сторон полиграфии одного цвета из системы Pantone и четырех красок системы CMYK обозначается как 5+5.
Источник
Одноцветная, полноцветная и пантонная печать
В полиграфии существует специальное понятие «цветность». Этот показатель менеджер по работе с клиентами просит назвать вас или определяет его сам, когда оформляет ваш заказ.
Цветность печати – это то количество красок, которыми будет напечатано конкретное полиграфическое изделие. Обычно этот показатель обозначают с помощью двух цифр. Первая – количество красок на лицевой стороне, вторая – на оборотной. При таком раскладе эта цифра не может быть больше четырёх, потому как оценивается цветность в полиграфии по палитре CMYK, в которой всего 4 цвета (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, Black – чёрный).
Чтобы было понятнее, приведём примеры:
— полноцветной печати с обеих сторон изделия соответствует показатель «4+4»
— полноцветная печать с одной стороны изделия – «4+0»
— печать в два цвета с одной стороны изделия – «2+0»
— чёрно-белая односторонняя печать (то же самое, что и печать чёрного цвета, печать с любой другой одной краской, печать одним цветом) — «1+0».
Чёрно-белая печать (чб печать, чёрная печать)
Чёрно-белая офсетная печать особенно активно используется для изготовления справочников, гарантийных талонов, инструкций, учебных пособий, прочей технической, проектной и офисной документации, а также материалов для адресных рассылок.
Преимущества чёрно-белой печати
— Печать чёрно-белая в целом дешевле цветной – из-за меньшего количества используемых красок и меньших усилий для приладки машины.
— Обычно напечатать чёрно-белую продукцию удаётся более оперативно, чем цветную. Это также связано со временем приладки оборудования и со скоростью высыхания готовой продукции.
Недостатки чёрно-белой печати
— Безусловно, чёрно-белое изображение не так выразительно, как цветное.
Если для вашего заказа не хватает возможностей CMYK (например, вы хотите добиться предельно точного попадания в ваш фирменный цвет), на помощь приходит система пантон. В этой системе представлена обширная нумерация самых разных цветов и оттенков, и, указав при заказе нужный вам код, вы получите точный оттенок в результате.
Иногда пантон называется «пятой краской», потому как он применяется для прокрашивания поверхностей после четырёхкрасочной печати CMYK.
Преимущества цветной печати
— Цветное изображение гораздо лучше запоминается и привлекает внимание.
— Цвет несёт большое количество дополнительной информации, эмоциональный заряд и настроение.
— Цветная печать позволяет показать гораздо больше особенностей вашего товара, чем чёрно-белая.
Недостатки цветной печати
— Цветность сильно влияет на стоимость изделия: в среднем цена полноцветного изделия в три раза выше аналогичного чёрно-белого. И это не столько из-за стоимости красок, сколько из-за времени приладки, правильной настройки машины и пробных прогонов бумаги.
— Готовая цветная продукция в среднем сохнет дольше чёрно-белой, что влияет соответственно на скорость получения заказа.
Источник
Что такое цветность печати
Все заказчики при обращении в типографию сталкиваются с таким важным понятием, как цветность печати или красочность. Именно данный параметр влияет на то, как будет в конечном счете выглядеть готовая продукция. Будет это черно-белая печать, цветное изображение или печать несколькими красками.
Цветность печати (красочность) — это количество цветов (красок) используемых для печати и указывается чаще всего в виде двух цифр, разделенных плюсом, например 4+1. Первая цифра относится к лицевой стороне листа, а вторая в обратной.
Поскольку в типографиях используется цветовая модель CMYK состоящая из четырех цветов (голубого, пурпурного, желтого и черного) смешением которых между собой получаются все остальные цвета, то соответственно числа могут быть в диапазоне от 1 до 4. Если сторона остается без печати, то используется цифра 0.
Однако не всегда можно добиться нужного цвета используя только палитру CMYK. Здесь на помощь приходят цвета Pantone используемые дополнительно к основным, поэтому верхняя граница становится не 4, а 5.
В результате, наиболее типичные варианты красочности следующие:
- 1+0 — на лицевой стороне монохромная печать, обратная сторона листа не запечатана. Используется только один цвет и чаще всего это черный. Другими словами, обычно это черно-белая односторонняя печать.
- 1+1 — тоже самое, но с обоих сторон листа
- 2+0 — на лицевой стороне использованы 2 краски, обратная чистая. Двухцветная печать встречается не часто.
- 2+2 — тоже самое, но с двух сторон листа
- 4+0 — односторонняя печать 4 красками. Это уже привычное полноцветное изображение
- 4+1 — лицевая сторона полноцветная печать, а обратная черно-белая
- 4+4 — двухсторонняя полноцветная печать
- 5+0 — односторонняя полноцветная печать плюс дополнительная краска пантон
- 5+5 — двухсторонняя полноцветная печать с дополнительной краской
Как видите ничего сложного в таких обозначениях нет, это просто компактная запись, принятая в типографиях для обозначения красочности печати.
© ООО «Виктория-Друк», 2021. Все права защищены.
Все текстовые и графические материалы на сайте являются собственностью компании и охраняются авторским правом.
Вся информация на сайте, касающаяся технических характеристик, типов материала, а также цен на продукцию носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой п.2 Статьи 437 ГК РФ.
Источник