Меню

Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими чем сухих



Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими чем сухих

Ответ. Размеры водяных капель в облаке достаточно большие, и свет отражается от их внешней поверхности. При таком отражении свет не разлагается на составляющие цвета, а остается белым. Очень плотные облака кажутся черными потому, что они пропускают мало солнечного света — он либо поглощается каплями воды в облаке, либо отражается вверх.

Как удар молнии разбивает дерево ?

Ответ. Если дерево влажное, ток разряда молнии проходит через воду, и дерево остается невредимым. В сухом дереве ток может пройти в ствол и по древесному соку уйти в землю. При этом сок может нагреваться, испаряться и, расширяясь, “взрывать” дерево.

Если вас застигла гроза, как следует себя вести при ударе молнии?

Ответ. Если вас застала гроза, не ложитесь на землю: при близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельно опасная разность потенциалов. Поскольку стоять тоже опасно, лучше всего присесть на корточки: так и голова будет достаточно низко, и площадь контакта с землей минимальна.

Почему цвета влажных предметов, после дождя, кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих?

Ответ. Тонкая плёнка воды, покрывающая влажный предмет, отражает падающий белый свет по одному определённому направлению. Поверхность предмета уже не рассеивает белый свет во все стороны, и господствующим становится его собственный цвет. Рассеянный свет не налагается на отражённый от предмета, и поэтому цвет кажется более насыщенным.

Ответ. Вследствие капиллярных эффектов вода между близко расположенными пузырьками поднимается вверх. Давление в воде межу пузырьками оказывается ниже атмосферного, а снаружи оно равно атмосферному. Это приводит к тому, что пузырьки сближаются.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Цвет — предмет

Цвет предмета зависит от его оптических и колористических характеристик, параметров источника светового потока и рецепторных характеристик объекта, воспринимающего отраженную от предмета часть светового потока F, падающего от источника. [1]

Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих. [2]

Сдвиг цвета предмета , воспринимаемый после изменения цвета освещения, определяется колориметрическим и адаптационным сдвигами. Колориметрический сдвиг происходит н результате изменения спектрального распределения излучения, отраженного от предмета, при новом освещении. Это изменение приводит к изменению цветности и яркости цветовых стимулов предметов и соответствует тому, что мы видим в первое мгновение при смене освещения. [3]

Следовательно, цвет предметов , окружающих нас, зависит от избирательного отражения или пропускания, а также от спектрального состава падающего на предметы лучистого потока. [4]

Визуальное сопоставление цвета предметов с цветом стандартных образцов обладает рядом преимуществ по сравнению с инструментальным определением колометрических показателей в основной системе МКО и потому достаточно широко используется в торговле. Материальные образцы можно легко переносить с места на место и если их цвета достаточно близки к определяемому, то путем визуального сравнения из них может быть подобран самый близкий по цвету, или, что даже лучше, непосредственной визуальной интерполяцией достаточно точно оценено промежуточное значение цвета. [5]

Однако когда воспринимается цвет предмета , одновременно в мозг должна быть передана информация о восприятии предмета. Способ, которым эти сигналы обрабатываются в мозгу, может в некоторой степени влиять на результирующее цветовое восприятие предмета. Различие между воспринимаемыми цветами, которые относятся к световым пятнам изображения, и теми цветами, которые относятся к предметам, представленным комбинациями этих пятен, может быть очень большим. [6]

Глаз человека ощущает цвет предмета вследствие того, что различно окрашенные предметы поглощают и отражают лучи света разной длины волны. В свою очередь сетчатка глаза содержит три зоны нервов, реагирующих на какой-либо основной цвет. При одинаковом раздражении всех зрительных нервов получается ощущение белого или серого с каким-нибудь оттенком цвета. Отсутствие раздражения всех нервов вызывает ощущение черного цвета. Поэтому, если предмет окрашен в какой-то цвет, происходит поглощение всех лучей длин волн, не соответствующего окраске, отражаются и воспринимаются соответствующими зрительными нервами сетчатки глаза. Таким образом, достигается восприятие цвета предмета. [7]

Аналогично обозначения Манселла цвета предмета коррелируют с восприятием цвета только в том случае, когда предмет рассматривается при дневном свете адаптированным к нему наблюдателем с нормальным цветовым зрением. [9]

Для объяснения ощущения цвета предмета необходимо рассмотреть два физических понятия: поглощение и рассеяние. [11]

При изменении светлоты стимула цвета предмета многие наблюдатели отмечают одновременное изменение насыщенности. В частности, при увеличении светлоты насыщенность стимула уменьшается, при ее уменьшении — возрастает. Это явление взаимосвязи светлоты и насыщенности становится понятным благодаря геометрической модели на рис. 2.57; а. Цветовые восприятия постоянной насыщенности представлены коаксиальными конусами с вершиной в точке, представляющей черный цвет. [12]

Читайте также:  Кто любит оранжевый цвет психология цвета

Техническая эстетика определяет форму и цвет предметов , интерьер производственных помещений, доходчивость и наглядность предупредительных окрасок, знаков, надписей. Окраска ограждающих поверхностей помещений и оборудования должна создавать оптимальный цветовой климат, нормальную освещенность, комфортные тепловые ощущения работающих. Это достигается использованием светлых, ярких, контрастных, холодных, теплых или нейтральных тонов цветовой отделки в соответствии с действующими строительными нормами. Например, опасные в травматическом отношении кабины и обоймы цветовых мостовыд кранов окрашивают чередующимися вертикальными желтыми и черными полосами, резко выделяющимися на окружающем фоне. Трубопроводы для охлаждающей воды внутри насосных и компрессорных окрашивают в темнозеленый цвет, для воздуха — в голубой, для масла — в светло-коричневый, для воды, используемой при тушении пожаров, — в оранжевый. [14]

Если проследить, как меняется цвет предмета при восходе солнца, можно отметить красивейшую палитру цветных соотношений. Все вертикальные предметы: деревья, фигуры людей, строения — освещены красноватым светом. [15]

Источник

Почему мокрые предметы темнее сухих

Леша Ивановский

Когда в пористом материале содержится вода, свет проникает глубже. Если в сухом бетоне свет проникает только на 1мм вглубь, то в мокром, благодаря тому, что луч света многократно преломляется в воде, он проникает на трехмиллиметровую глубину. Это значит, что больше света поглотится и меньше отразится — в результате мы видим более темную поверхность. В случае с мокрой бумагой свет проникает на всю толщину бумаги и вылетает с другого конца, и видим мы прозрачный лист.

Тут уместно вспомнить, что гладкие материалы кажутся темнее, чем их шершавые версии. Если протереть шкуркой насыщенно красное пластмассовое ведерко, то оно превратится в невнятно розовое. Когда поверхность ровная, свет отражается от нее почти в одном направлении (потому там возможен яркий блик), но стоит нам нарушить эту гладкую структуру — и свет будет отражается хаотически во всех направлениях. И с какой бы стороны мы не посмотрели, получим примерно одинаковое количество света в глаз.

Тучи кажутся темными тоже из-за свойств света: ведь и темные, и светлые облака одинаково состоят из пара. Сверху облака всегда белые. Но если облако толще – свет больше рассеивается в нем и до основания доходит мало света, поэтому снизу, откуда мы обычно их наблюдаем, тучи выглядят темными. То есть, туча темнее облака не потому, что она мокрее, а потому что толще.

Источник

Блог о ЕГЭ

пятница, 22 марта 2013 г.

Вопросы и ответы. Физика. Оптика.

№1: Дно водоёма всегда кажется расположенным ближе к поверхности воды для наблюдателя, находящегося в лодке. Объяснить это явление.
ОТВЕТ: Изображение дна озера формируется на сетчатке глаза от отражённых от дна лучей. При переходе лучей, отражённых от дна из воды в воздух, угол падения лучей на границу раздела сред меньше угла преломления. Поэтому лучи, попадающие на сетчатку глаза, пересекаются «ближе» от точки их выхода. Данное явление можно проверить построением изображения какой-либо точки дна.

№2: Почему изображение предмета находящегося в воде, всегда выглядит менее ярко, чем сам предмет находящийся в воздухе?
ОТВЕТ: Отражённые лучи от предмета, находящегося в воде всегда теряют часть энергии на границе раздела данных сред ( результате отражения) и прохождении некоторого расстояния в данной среде. В результате чего, интенсивность ( энергия ) лучей, попадающих в глаз наблюдателю -уменьшается.

№3: Возможен ли переход из одной среды в другую без преломления. Указать два возможных варианта.
ОТВЕТ: А) Луч света падает перпендикулярно поверхности границы раздела двух сред.
B) Абсолютные показатели преломления сред одинаковы, например глицерин и скипидар.

№4: В центре полого толстостенного стеклянного шара находится точечный источник света . Преломляются ли лучи света проходящие через стенки этого шара?
ОТВЕТ: Преломление не происходит, так как лучи падают перпендикулярно элементу поверхности шара т.е.по радиусу, который является перпендикуляром к данному элементу поверхности шара.

№5: Почему дно реки находящегося в близи моста для наблюдателя находящегося на мосте видна, а для наблюдателя находящегося на берегу та же область может быть и не видна?
ОТВЕТ: До глаз наблюдателя, находящегося на мосту, доходят лучи падающие отражённые от дна под углом , меньше предельного. Для наблюдателя , находящегося на берегу реки, лучи отражённые от дна лучи могут падать на границу раздела под углом больше предельного. В результате этого дно реки может быть и не видно.

№6: В каких случаях стеклянная призма отклоняет падающий на неё луч не к основанию призмы, а в сторону преломляющего угла ( угла при вершине призмы)?
ОТВЕТ: Абсолютный показатель преломления окружающей среды должен быть больше абсолютного показателя материала, из которого изготовлена призма.

Читайте также:  Зеленый цвет твоих любимых глаз авторы

№7: Почему пена образованная в воде ( из-за сильного напора) непрозрачна, хотя она представляет собой пузыри воды наполненных воздухом?
ОТВЕТ: Непрозрачность неоднородной среды обусловлена тем, что при каждом переходе из одной среды в другую помимо преломления наблюдается и отражение от пузырьков. В результате этого интенсивность лучей, попадающих в глаз от множества пузырьков , минимальна и они кажутся непрозрачными.

№8: Почему бриллиант блестит сильнее, чем его имитация из стекла при той же форме?
ОТВЕТ: Энергия отражённого света, помимо угла падения, зависит и от абсолютного показателя преломления ( чем больше показатель преломления, тем больше доля отражённой энергии) Различные углы падения на грани бриллианта создают на сетчатке глаза изображения меняющиеся с течением времени, что и обуславливает блеск.

№9: Почему предметы, находящиеся на дне водоёме, кажутся колеблющимися при порывах ветра?
ОТВЕТ: Угол падения лучей на поверхности воды (из-за колебаний) постоянно изменяется. Поэтому изменяется и угол преломления, соответственно меняется и угол отражения от предмета , находящегося на дне водоёма . B результате чего изображения предметов кажутся движущимся.

№10: Почему видимое положение звезды, не совпадает с его истинным положением?
ОТВЕТ: На различных высотах показатель преломления воздуха в атмосфере Земли различен. Bследствие этого траектория движения луча искривляется, потому в глаз попадает луч, на продолжении которого не находится данная звезда. Это явление называется атмосферная рефракция.

№11: Почему шарик густо покрытый сажей при опускании в воду и при освещении его светом кажется блестящим?
ОТВЕТ: На границе сажа-вода абсорбируется воздух, в результате чего происходит полное отражение от данного слоя, что приводит к максимальной интенсивности потока лучей, попадающих в глаз наблюдателю.

№12: При каких условиях прозрачный и бесцветный предмет становится невидимым в лучах проходящего света?
ОТВЕТ: Это возможно только в том случае, когда абсолютный показатель преломления окружающей среды равен абсолютному показателю преломления наблюдаемого объекта.

№13: Почему предметы наблюдаемые через толстые стеклянные витрины иногда кажутся искривлёнными?
ОТВЕТ: Оптическая плотность и толщина стекла в различных местах витрины может быть различной ( из-за большого размера ), что и создаёт некоторое смешение частей рассматриваемого предмета.

№14: Толчённое стекло является непрозрачным, но находясь в воде, оно вновь становится прозрачным. Объяснить это явление.
ОТВЕТ: Энергия отражённого луча зависит от относительного показателя преломления сред, т. к. стекло и вода имеют практически одинаковые абсолютные показатели преломления, то доля отражённой энергии от толчённого стекла резко уменьшается, что приводит к увеличению энергии проходящего луча.

№15: Днем в пустынях иногда наблюдается мираж — наблюдатель видит вдали поверхность водоёма. Объяснить данное явление.
ОТВЕТ: Нагретый слой воздуха, непосредственно прилегающий к асфальту имеет меньшую плотность, а следовательно и меньший абсолютный показатель преломления, чем у выше лежащих слоёв. В результате этого песок кажется столь же хорошо отражающим свет, как и поверхность воды.

№16: Чем отличается отражение света от прозрачной среды, от полного внутреннего отражения, при том же угле падения в туже среду? Указать как минимум два отличия.
ОТВЕТ: А) Тем, что в случае полного внутреннего отражения наблюдается и преломленный луч.
B) Интенсивность отражённого луча, в случае полного внутреннего отражения , всегда меньше, чем при отражении от прозрачной среды

№17: Аквалангист, ( достаточно далеко находящийся от берега ) всегда может видеть объект находящийся на берегу . Человек, находящийся на берегу может лишь в редких случаях, увидеть аквалангиста? Объяснить этот факт.
ОТВЕТ: В глаз аквалангисту попадают все лучи отражённые от объекта на берегу. Лучи света, отражённые от аквалангиста, в основном ( из-за большого расстояния ) падают под углами больше предельного, в результате чего , глаз человека на берегу воспринимает минимальное энергию света.

№18: Почему резкий изгиб световода ( светопровода ) приводит к резкому ослаблению энергии выходящему из него световому потоку?
ОТВЕТ: В месте изгиба, угол падения становится малым и свет уже не претерпевает полного отражения, а частично выходит из данной системы наружу.

№19: Почему при плавании под водой видно много лучше, если надеть маску?
ОТВЕТ: Глаз преломляет световые лучи . Если вода касается глаза, то световые лучи преломляются достаточно слабо, т.к. коэффициент преломления воды по своему значению близок к коэффициенту преломления хрусталика глаза. Находясь в маске , между глазом и стеклом находится воздух и лучи, попадающие в глаз , преломляются как обычно.

№20: Почему стёкла автомобильных фар делают рифлёными, т. е. состоящими из маленьких трёхгранных призм?
ОТВЕТ: Данный набор призм, преломляющий угол которых находится в верху, отклоняют лучи от источника света и отклоняет их вниз — на дорогу.

Читайте также:  Закрасить желтым цветом территории захваченные норманнами

№21: Почему вода, образующая туман или облако кажется непрозрачной для наблюдателя, находящегося на поверхности Земли, хотя вода прозрачна для световых лучей?
ОТВЕТ: Непрозрачность обусловлена рассеянием света в неоднородной среде . При каждом переходе из одной среды в другую происходит отражение света, при этом «доля» отраженной энергии зависит от абсолютного показателя преломления среды и угла падения. Ввиду того, что облако расположено достаточно высоко, углы падения малы, следовательно и доля отражённой энергии мала. В случае тумана, который расположен на малой высоте из-за большой концентрации молекул воды падающие лучи света испытывают многократное отражение и не смотря на большие углы падения, здесь существенную роль играет абсолютный показатель преломления.

№22: Почему из самолёта, летящего над морем, пассажиру, смотрящему вниз, вода кажется темнее, чем в дали?
ОТВЕТ: Если наблюдатель смотрит вниз, то углы падения лучей малы, а следовательно малы и углы отражения. В результате этого в глаз пассажира попадает пучок лучей с малой энергией. Лучи, попадающие в глаз наблюдателю от более дальних областей моря , естественно попадают под большими углами, поэтому обладают большей энергией.

№23: Почему в солнечные дни водители машин , двигающихся по шоссе , видят на шоссе лужи воды?
ОТВЕТ: Нагретый слой воздуха, непосредственно прилегающий к асфальту, имеет показатель преломления меньший, чем у выше лежащих слоёв воздуха. В результате этого происходит полное отражение и асфальт, ( показатель преломления, которого близок к показателю преломления воды) кажется столь же хорошо отражающим свет, как и вода.

№24: Почему стёкла автомобильных фар с внутренней стороны имеют рифленую поверхность?
ОТВЕТ: Рифлёная поверхность стёкол фар является набором малых призмочек, собирающих лучи в нужном направлении.

№25: Почему одни ткани блестят, а другие нет?
ОТВЕТ: Ткань блестит, если нити в ней расположены в правильном порядке параллельно друг другу и как бы образуют на поверхности ткани бороздки. Под определенными углами такая ткань довольно сильно отражает падающий на нее свет. Под другими углами это отражение слабое. Поэтому, когда ткань поворачивается в лучах света, она отражает то лучше, то хуже — блестит.

№26: Почему облака в основном белые? Почему грозовые тучи черные?
ОТВЕТ: Размеры водяных капель в облаке достаточно большие, и свет отражается от их внешней поверхности. При таком отражении свет не разлагается на составляющие цвета, а остается белым. Очень плотные облака кажутся черными потому, что они пропускают мало солнечного света — он либо поглощается каплями воды в облаке, либо отражается вверх.

№27: Почему цвета влажных предметов, после дождя, кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих?
ОТВЕТ: Тонкая плёнка воды, покрывающая влажный предмет, отражает падающий белый свет по одному определённому направлению. Поверхность предмета уже не рассеивает белый свет во все стороны, и господствующим становится его собственный цвет. Рассеянный свет не налагается на отражённый от предмета, и поэтому цвет кажется более насыщенным.

№28: Укажите различие в освещении с помощью прожектора и с помощью автомобильной фары.
ОТВЕТ: Прожектор испускает параллельные лучи, поэтому освещает небольшую площадь, а в фаре есть рассеиватель, который расширяет световой пучок для освещения всей ширины дороги.

№29: Почему почва, картон, дерево и т.п. кажутся более тёмными, если их смочить?
ОТВЕТ: У сухого материала поверхность шероховатая, поэтому отражённый свет оказывается рассеянным. Если материал смочить, то от плёнки воды свет будет отражаться зеркально. Кроме того, пройдя сквозь эту плёнку, свет частично поглощается, частично опять же диффузно отражается от картона. Но часть лучей испытают полное отражение и не выйдут наружу.

№30: Можно ли два куска стекла склеить так, чтобы место склейки оказалось невидимым?
ОТВЕТ: Можно, если показатель преломления засохшего клея равен показателю преломления стекла.

№31: Почему сажа чёрная, хотя на неё падают лучи всего солнечного спектра?
ОТВЕТ: Сажа поглощает все лучи.

№32: Некоторые автомобили имеют дополнительные противотуманные фары жёлтого цвета. Зачем?
ОТВЕТ: Меньше всего капельки воды (туман) рассеивают красный, оранжевый и жёлтый свет.

№33: Какие светильники предпочтительнее устанавливать в магазинах, где продают ткани: лампы накаливания или дневного света?
ОТВЕТ: Лампы дневного света, т.к. их излучение по спектральному составу ближе к солнечному.

№34: При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности делают мельчайшую штриховку. Почему после этого они приобретают радужную окраску?
ОТВЕТ: Штриховка играет роль дифракционной решётки, дающей спектр в отражённых лучах.

Источник

Adblock
detector