Меню

Посуда синего цвета название



Посуда синяя с золотом: чашки, тарелки, сервизы

Синяя с золотом посуда — это классика. Это цветосочетание вызывает в памяти роскошные царские застолья. Есть фирмы по выпуску посуды, которые до сих пор поддерживают эти традиции.

Посуда синяя с золотом

Чашки и блюдца

(см. картинку выше).
В ассортименте чашек и блюдец есть достаточно простые модели на каждый день. У них простая форма и минимум декора.
Но все же большую часть образцов составляют нарядные чайные пары, предназначенные для торжественного застолья. Чашки отличаются изящными формами, витыми изогнутыми ручками. Их внутренняя часть нередко бывает покрыта золотом. Блюдца тоже богато расписаны и украшены золотым декором.

Тарелки

Посуда синяя с золотом

Тарелки, который вы видите выше, тоже предназначены для парадного использования: приема гостей, торжественного застолья и т. д. Их края отделаны фестонами и богато декорированы. Середина белая с золотом, кайма темно-синяя или ярко-синяя, с витиеватым цветочным узором.

Сервизы

Посуда синяя с золотом

Чайники, кофейники, молочники, сливочники тоже имеют изысканную сложную форму и витиеватые изогнутые ручки. Как правило, эти ручки достаточно тонкие, поэтому их надо брать осторожно. В повседневной жизни такая посуда непрактична.
Такие сервизы надо мыть аккуратно, с предосторожностями, впрочем, как и всю парадную посуду сложных форм.

Салатники

Посуда синяя с золотом

Производители посуды синей с золотом

Самыми известными производителями элитной посуды, выполненной в синей с золотом гамме, являются две фирмы: чешская фабрика Leander и немецкая компания Weimar Porzellan.

Фабрика Leander
Была основана в Чехии в 1907 году и с тех пор завоевала мировую известность. Предприятие выпускает изысканную фарфоровую посуду великолепного дизайна и удивительного изящества. Фарфор этой фирмы необыкновенно тонок и полупрозрачен, он отличается сияющей белизной и утонченной росписью красками и золотом. Каждое изделие маркируется клеймом, которое ставится на обороте (см. ниже).

Клеймо фирмы Leander

Компания Weimar Porzellan
Была основана в Германии в 1790 году. Она также производит фарфоровую посуду высочайшего качества, которая ценится во всем мире. Большое место в коллекциях посуды этой фирмы занимают изделия, выполненные в цветовой гамме кобальт с золотом. Изделия фирмы воплощают в себе лучшие европейские традиции высокого искусства, берущие свое начало в эпоху Возрождения.
Каждое изделие имеет клеймо (см. ниже).

Клеймо фирмы Weimar Porzellan

Фабрика Кузнецовский фарфор
Была основана в России 1889 году, под названием «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
До 1917 года фабрика производила посуду кобальтовую с золотом, а также множество других изделий, в том числе, посуду массового спроса.
В 1918 году после Октябрьской революции предприятие было упразднено. Однако многие изделия Кузнецовского фарфора сохранились и сейчас являются антиквариатом.
Изделия этой фабрики обозначались собственным клеймом (см. ниже).

Источник

Синяя посуда: возрождение и утрата

Наступили длинные выходные и замечательные праздники, и можно сделать то, что на рабочей неделе не всегда получается: заняться творчеством, рукоделием или, наоборот, уехать подальше на перезагрузку. А я напишу следующий очерк о талантах своих земляков. И на этот раз мне не понадобится залезать с головой в интернет в поисках древних сведений или фото. История, которой хочу поделиться, не столь давняя, и прошу вас, особенно мастеров-новгородцев, поддержать эту публикацию своими фото в комментариях.

И начну я с фотографии из своего шкафа. Синяя посуда есть или была в доме у каждого коренного новгородца. Что это за изделия, в чем их своеобразие и какова теперь ценность этих чайников, чашек и фигурок?

Фарфоровая история в Новгороде началась в XVIII веке. Стекольные и гончарные артели переросли в крупные производства. До 1917-го года на территории губернии было 6 стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века была монополистом фарфора на севере России. Его предприятия — Волховская, Бронницкая, Грузинская (от названия села ГрУзино) фарфоро-фаянсовые фабрики. На продукции этих фабрик стояли известные кузнецовские клейма, которые мы и сейчас пытаемся разглядеть на старой бабушкиной посуде.

Читайте также:  Как подобрать цвета для колорирования русых волос

В селе Бронница около Новгорода Кузнецов модернизировал производство, построил три новых корпуса, и фабрику стали именовать Бронницкой. Вначале выпускали гончарную посуду на местном сырье, затем перешли к производству фарвора.

После национализации в революционные годы не было достаточных запасов сырья, топлива и почти все оборудование развалилось. Но в 1921 году был создан Государственный трест фарфоро-фаянсовой промышленности, фабрику переименовали по желанию работников в завод «Пролетарий», и производство фарфора возобновилось.

Путь новгородского фарфора можно проследить по клеймам:

В 30-е годы худсоветом Росстеклофарфора заводу были предложены следующие темы для росписи: новый быт города и национальных меньшинств, быт Красной Армии, политическая карикатура, социалистическое строительство, 1 Мая, весенний сев, пионеры, автодор, Осовиахим, физкультурная, антиалкогольная и антирелигиозная темы». И получено разрешение работать с золотом.

Затем развитие предприятия остановила Отечественная война. Производство эвакуировали, но после войны разрушенный завод был восстановлен и снова стал производить посуду.

А в 1966 года на базе литейного цеха завода «Пролетарий» был открыт завод с названием «Возрождение» Он выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю» посуду. В отличие от изделий знаменитого Ломоносовского фарфора на Возрождении в росписи применялась не кобальтовая сетка, а полное покрытие.

Это Ломоносовский сервиз, для сравнения.

А это Новгородский.

Вообще кобальт — одна из самих «старых» красок для фарфора, известная с 19-го века. Его использование может быть разнообразным: от изящной росписи до сплошного «крытья». Тонкий фарфор и очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполненным белым цветом и золотом — это и стало эталоном «новгородской синей посуды».

Дальше, кому интересно, небольшая справка о том, что это за покрытие кобальт.

Название химического элемента кобальт происходит от нем. «Kobold», что означает домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа.

В 1735 году шведский минералог Георг Брандт сумел выделить из этого минерала неизвестный ранее металл, который и назвал кобальтом. Ученый выяснил также, что соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет. Этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне).

Завод делал небольшие серии продукции, предметы разрабатывались профессиональными художниками — скульпторами и живописцами. Сувениры завода пользовались огромной популярностью у покупателей по всему Советскому Союзу. Синюю посуду продавали во всех крупных магазинах и непременно увозили с собой туристы. Да и наша семья неоднократно одаривала родных красочными сервизами. Нередко приезжали жители южных республик, покупали сервизы, собирая калым для выкупа невесты.

Кобальтовый чайник или набор бокалов были красивы, функциональны и напоминали о Новгороде.

Популярность продукции была огромной, и неудивительно — работы разрабатывали и расписывали вручную настоящие художники, закончившие Мухинское училище.

Из рассказа главного бухгалтера предприятия Зинаиды Федоровой: «Золото поступало к нам из фарфорового завода Дулево Московской области. Обращались с золотом очень экономно. Так, золотая пыль оставалась на ткани, которой художники вытирали кисти. Отрезы этой ткани хранились в специальном сейфе, раз в год их сжигали, пепел запечатывали сургучом и отправляли обратно на Дулевский фарфоровый завод. Там его просеивали и получали чистое золото. Глину для изделий привозили из Украины. Наши мастера всегда выбирали сырье самого высокого качества, а некачественную глину могли и забраковать».

Читайте также:  Меховой воротник белого цвета

Кроме посуды, как и в старину, выпускались фарфоровые сувениры. Тематика и символика. конечно, изменились; были, например, специальные Олимпийские заказы:

И заказы на изготовление достопримечательностей Новорода:

Художники имели возможность разрабатывать собственные коллекции, воплощать свои замыслы. Разные по стилю и цветовому исполнению фигурки хранятся сейчас в чьих-то домах и музеях. Мастера уходили от привычных по форме чайных и кофейных сервизов. Искали обновление в народных традициях.

Они стали визитной карточкой новгородских мастеров.

Здесь, на Ярмарке Мастеров в каталоге, я из любопытства попыталась поискать синюю посуду, нашла без труда и графин, как у меня дома, и знакомые фигурки, но, к сожалению, не у всех подписано, что это за изделия и чье производство. Надеюсь, моя статья поможет и продавцам, и покупателям немного лучше разобраться в этом вопросе. Хотя сувенирные изделия довольно разнообразны, посуда все же вполне узнаваемая.

В 1990-е развал СССР, приватизация, смена экономических приоритетов привели к тому, что многие предприятия области перестали работать. Фарфоровое производство не стало исключением. И как следствие — этот вид декоративно-прикладного искусства практически перестал существовать.

Сегодня реальное возрождение завода с названием «Возрождение» вряд ли возможно. Так популярные в советское время изделия новгородских мастеров уже стали историей, и сейчас некоторые их них можно увидеть в «Музейном цехе фарфора» — это современная и очень интересная экспозиция, наполненная мультимедийной техникой, над которой потрудились сотни специалистов.

И, по традиции, снова приглашая вас в Новгород, призываю обязательно посетить этот музей. Его уникальность состоит в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, коллекция новгородского фарфора из фондов музея, архивные документы и материалы.

Переступив порог с виду ничем не примечательного каменного здания, вы попадаете в. горн. То место, где на заводе происходит процесс обжига фарфоровой посуды. Здесь интересно людям любого возраста и детишкам. Проводятся мастер-классы по росписи и обжигу фарфора.

Вероятно, у многих еще сохранились изящные новгородские сервизы, декоративные блюда и фигурки. Давайте поделимся друг с другом этой красотой в комментариях к публикации и расскажем о наших мастерах и о «синей посуде» тем, кто о ней впервые услышал.

Источник

Кобальтовая посуда: особенности и история происхождения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Кобальтовая посуда – это чайные сервизы, отдельные чашки, тарелки, блюда и даже статуэтки из высококачественного фарфора. Отличительной чертой этой кухонной утвари считается характерное тёмно-синее покрытие кобальтовой краской и золотая роспись, присущая только ей. Сама посуда и узоры, наносимые на нее, своим происхождением уходят в далекое прошлое.

Металл, выделенный из кобальтовых минералов, лег в основу краски для росписи посуды. Случилось это еще в XVIII веке. Китайцы первыми попробовали использовать кобальт в производстве фарфора. Именно тёмно-синий цвет и его оттенки придают предметам объем и особую глубину. Опыт китайцев сразу же переняли многие страны Европы, в том числе и Россия.

Производители кобальтовой посуды

Императорский фарфоровый завод был построен во времена правления царицы Елизаветы І в 1744 году. Это предприятие – одно из крупнейших производителей изделий из фарфора не только в России, но и в Европе. Через 152 года своей работы — после смены власти — он был переименован в Государственный фарфоровый завод. Еще через 8 лет он стал называться ЛФЗ – Ленинградский или же Ломоносовский фарфоровый завод. Так продолжалось до 2005 года. Потом ему вернули первоначальное название, он вновь стал Императорским.

Читайте также:  Как покрасить потолок цвета неба

Новгород также славился гончарным и стекольным производством. В губернии успешно функционировали 6 заводов. Все эти преуспевающие предприятия принадлежали купцу Кузнецову Ивану Емельяновичу, а впоследствии — его потомкам. С наибольшей производительностью работала Бронницкая фабрика, которая после 1921 года стала называться заводом «Пролетарий».

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован, а после неё снова возобновил производство.

В 1966 году предприятие обновило оборудование и стало называться – завод «Возрождение». Посуда его славилась своим качеством и уникальностью узоров, при этом изделия полностью покрывались кобальтом с золотой росписью. Расписывали ее только вручную воспитанники Мухинского училища из Санкт-Петербурга. Эскизы моделей создавали они же. Глина для фарфоровых изделий доставлялась из Украины, золото для росписи – из Московской области. Из синего фарфора отливали несколько видов продукции:

  • чайные сервизы;
  • блюда различных форм и конфигураций;
  • статуэтки;
  • сувениры в виде местных достопримечательностей.

Происхождение знаменитого узора

Визитной карточкой российского фарфора (точнее, ЛФЗ) заслуженно считается «кобальтовая сеточка». Впервые узор был придуман и нанесен на чайный сервиз художницей Анной Яцкевич. Случилось это в 1944 году, когда только-только была снята блокада Ленинграда.

На создание узора Анну вдохновили пережитые печальные события: свет прожекторов противовоздушной обороны, отражающийся в заклеенных крестами окнах, пережитая смерть близких. Именно в этот рисунок художница вложила надежду на счастливое будущее. Веру в то, что люди больше никогда не увидят рассекающие небо прожектора, чтобы любуясь этим узором, помнили о цене Победы. Синей кобальтовой сетке на белом фоне додает выразительности золотая роспись.

Первый чайный сервиз с позолотой, расписанный знаменитой кобальтовой сеткой, имеет название «Тюльпан». Поначалу этот узор не получил всеобщего признания. Популярность он обрел после 1958 года. Именно тогда на Всемирной выставке в Брюсселе ЛФЗ был удостоен золотой медали за сервиз, украшенный сеткой из кобальта. Фирменная эмблема завода тоже была разработана Анной Яцкевич, она используется и поныне.

Процесс изготовления

Цвет кобальтовых рисунков зависит от толщины слоя краски – чем он толще, тем темнее мазок. По некоторым данным, китайцы смогли выделить 7 оттенков кобальта, а на посуде российского производства их только 4. Сложность заключается в том, что нельзя увидеть цвет изделия до обжига. При нанесении краска темно-серого оттенка, а приобретает синий окрас только после двух сеансов обжига. Поэтому соответствие цветовой гаммы готового изделия с эскизом художника полностью зависит от опыта и профессионализма мастера.

Наносится кобальтовый рисунок на посуду подглазурным способом. Затем изделие подвергается обжигу при температуре 850 ºС. После этого поверхность покрывается специальной глазурью и процесс обжигания повторяется, но уже при более высокой температуре – около 1350 ºС. Завершающим этапом является нанесение надглазурной росписи, а делается это чаще всего золотом или серебром.

Особенности ухода

Темно-синий кобальт в сочетании с золотом на фоне белого полупрозрачного фарфора – это беспроигрышное сочетание и предмет гордости хозяйки. Особую утонченность посуде придает наличие фактурного канта. Чтобы изделия как можно дольше были предметом восхищения гостей, нужно придерживаться нехитрых правил по уходу за ними.

  • Мыть такую посуду следует вручную, без использования агрессивной химии и абразивных средств.
  • Если же всё-таки использовать посудомоечную машину, то исключительно на бережном режиме и при минимальной температуре.
  • Использовать в СВЧ категорически запрещено.

Для заваривания чая, безусловно, можно выбрать любую посуду – вкус напитка от этого не изменится. Но элегантный сервиз с кобальтовой росписью и позолотой способен сотворить чудо.

Он превратит обычное чаепитие в изысканную трапезу, добавит этому процессу торжественности и элегантности.

О том, как производится фарфоровая посуда со знаменитым декором «Кобальтовая сетка», смотрите в следующем видео от Императорского Фарфорового Завода.

Источник