Меню

Символ чего является алый цвет парусов



«Алые паруса»: символом чего является алый цвет парусов?

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения», писал художник К. Петров-Водкин. Грин в своем произведении работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.

В произведении часто встречается красный цвет и все его оттенки. Еще издавна, красный считался теплым оттенком, согревающим. Теплые цвета дают ощущение активности, воспринимаются как возбуждающие. Красный – благородный и гордый, чистый и очаровательный. Алый цвет парусов — цвет истинных мечтаний.

Не раз замечается и присутствие золотых и желтых оттенков. Если обратиться к словарю Ожегова, то данные цвета тождественны друг другу, то есть, являются синонимами. Но Грин повествует свою интерпретацию. Для него – это антонимы. Ассоциацией к желтому цвету является нечто фальшивое и больное. Стоит лишь вспомнить противопоставление «золотых вором Моря», которые откроют Грэю дорогу к мечте и «пожелтевшую скатерть» в трактире Миннерса.

В повести присутствует так же белый цвет. Белый всегда считался символом не однозначным, но, тем не менее, исходное его значение — это солнечный свет. В свою очередь, сам свет является для человека божеством, самой жизнью и чистым благом.

Что же касается холодных оттенков, таких как синий или серый, то, прежде всего, стоит отметить главное мечтание самого автора и его героя –«синее сияние океана». Синий олицетворяет таинство, воздушность и благородство.

Цвет всегда являлся не только средством передачи контраста или объема, но и средством раскрытия образов, будь то живопись или художественная литература. А. Грин умело обращается с цветом и благодаря этому, дарит читателю возможность почувствовать себя на месте самих героев, увидев всё происходящее в ярких, меняющихся красках.

Источник

Почему образ Алых парусов называют символическим

В литературе давно уже существует целое направление, изучающее цветообозначение, а колоративная лексика – это также весьма частый объект исследования лингвистов, занимающихся комплексным анализом литературных произведений.

Авторы художественных произведений часто выбирают цвет ключевым инструментом создания образов.

Красный цвет вообще имеет многоплановую и яркую символику не только в литературе, а с написанием А. С. Грином повести «Алые паруса» вовсе стал литературным образом-легендой.

Сюжет «Алых парусов» довольно прост: книга повествует о чистой и бескорыстной любви, но любви с препятствиями. Чтобы всё пережить, преодолеть, воссоединиться с любимым, главной героине Ассоль приходится дожидаться своего возлюбленного Грея. Именно возникновение на горизонте алых парусов является кульминацией её чувства, а также своеобразным маячком, что после — всё будет хорошо; она начинает новый и, безусловно, лучший этап своей жизни.

Образ алых парусов сразу же появляется, как только повесть начинается с многообещающих слов «Однажды…». Ассоль в то утро рассматривала в лавке множество игрушек, но её внимание привлекает гоночный кораблик с нарочито вызывающими алыми парусами, которые сразу же бросаются девочке в глаза. Игрушка вызывает у неё хорошие тёплые чувства, неслучайно же Грин употребляет эпитет «весёлый цвет», который «так и горел». Вся эта игрушка вместе с парусами напоминала огонь, который разгорелся в её ладонях.

С этого момента появляется образ корабля с парусами нестандартного цвета, как образ надежды и вообще смысла жизни главной героини. Через этот алый цвет автор стремится показать внутренний мир Ассоль в определённый момент ее жизни.

Также, как и впечатления от алых парусов, образ девочки лёгок и невесом. Грин упоминает, что она чиста, и сравнивается с полётом ласточки.

Описание облика Ассоль также неслучайно представлено на фоне чарующей морской природы, а у её ног все краски моря смешиваются и появляется так называемая «алая рябь».
Алый цвет также активно используется при описании образа Грея, например в упоминании красного вина, «темнее вишни». Его выпьет Грей.

Таким образом, красный цвет играет большую роль в характеристике образов главных героев – вопреки всеобщему представлению о том, что красный – цвет зла. Но этот красный цвет стал для Ассоль и Грея символом надежды на воссоединение их душ.

Таким образом, цветообозначение через именно красный (алый) цвет мастерски использовано писателем-художником, использовавшим этот цвет целенаправленно, на отражение своей главной идеи.

Применив идею раскрытия характеров персонажей через цвет, автор решил много задач в своём творческом воплощении – изобразить такие незыблемые понятия, как честь, достоинство, воплощённые в обещании Грея вернуться к своей возлюбленной. Именно так, по мысли автора, должен поступать настоящий мужчина: выполнять обещания. А настоящая женщина (в образе Ассоль) должна преданно ждать своего любимого несмотря на тяготы разлуки и вообще не смотря ни на что.

*** Внимание! Авторский материал — копирование на другие сайты запрещено

Источник

Символ чего является алый цвет парусов

    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В культуре человечества цвет всегда имел большое значение из-за его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Вопрос цвета и его значения входит в проблематику многих наук, не является исключением и литература. Цветообозначения в различных взаимосвязях с другими словами, могут нести на себе различное значение. Писатели и поэты широко используют возможности цветописи, поскольку цвет в художественных произведениях может быть как средством создания художественной образности, так и неким сигналом, знаком или символом (от греч. s ymbolon — «условный язык»[13]). Однако необходимо помнить еще одну функцию цвета в художественном произведение — способность передавать своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимое мировоззрение.

Одним из писателей, обращавшихся к цвету как способу передачи не только цветовых наименований, но и символического значения, является выдающийся русский автор, написавший около 400 произведений, А. Грин. Необходимо отметить, что многие произведения творца литературы заслуживают внимания, однако, в данной исследовательской работе мы остановимся на одной из центральных работ автора — «Алые паруса».

Читая произведение «Алые паруса», невольно обращаешь внимание на большое количество слов, так или иначе связанных с понятием цвета. Исследований, посвященных повести «Алые паруса», достаточно много. Но вопросам использования цветовых образов внимания уделено очень мало. Исходя из этого, можно говорить об актуальности нашего исследования.

Объект исследования: произведение А.Грина «Алые паруса».

Предмет: слова со значением цвета в произведении «Алые паруса».

Цель: изучить символику цвета в повести

1. рассмотреть основные ассоциации цвета в социальной картине мира;

2. выявить количественный состав слов со значением цвета в исследуемом произведении;

3. определить основные функции слов со значением цвета в повести;

4. сделать вывод о роли цветовых образов в повести «Алые паруса».

Данная работа состоит из Введения, теоретической части, которая включает в себя два параграфа и практической части, где представлены результаты исследования над повестью А. Грина «Алые паруса».

Глава 1. Теоретические основы понятия «цвет»

Ассоциативный ряд цвета в социальной картине мира

Учеными давно доказано, что каждый человек имеет свои цветовые предпочтения, которые отражают его характер, могут влиять на поведение и настроение. В первом параграфе нашей работы мы рассмотрим основные ассоциации людей, связанные с тем или иным цветом.

Необходимо отметить, что все цвета разделяются на две большие группы: хроматические (чёрный, белый, серый) и ахроматические (например, красный, синий, оранжевый, жёлтый, фиолетовый и др.). Каждый из цветов вызывает у человека определённые ассоциативные ряды, что обусловлено психологическим фактором сознания личности. В психологии под чувством цвета понимается «сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определенные образы и воспоминания, эмоции и психические состояния» [4].

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые и т.д.); температурные (горячие, теплые, холодные и т.д.); осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные и т.д.); пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие и т.д.); акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, режуще и т.д.); вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, кислые и т.д.); возрастные (детские, молодежные и т.д.); сезонные (весенние, летние, зимние, осенние и т.д.); этические (мужественные, сентиментальные, смелые и т.д.); эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические и т.д.); культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства и т.д.).

В исследовательской работе, в большинстве своём, нас будут интересовать эмоциональные ассоциации, которые в свою очередь могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Стоит помнить, что возникающие при восприятии цветов ассоциации — это несобственные качества цвета, а лишь индивидуальное отношение человека к тому или иному оттенку, связанное с подсознанием личности.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека). Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета или их сочетания вызывают у большинства людей близкие значения.

Читайте также:  Как поменять цвет индикатора батареи

Необходимо обратить внимание на то, что все рассмотренные нами в дальнейшем ассоциативные ряды, связанные с тем или иным цветом, отражают цветовую картину мира многих писателей и поэтов, таких как С. А. Есенин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др. В нашей работе мы остановимся лишь на нескольких цветовых наименованиях, значение которых в дальнейшем найдет отражение при анализе повести А. Грина «Алые паруса».

Слово «красный» происходит от старославянского «красьнъ», что означает «красивый, прекрасный»[15]. В древнерусском языке для обозначения этого цвета использовали название червленый. Так называлась личинка насекомого червеца, из которого и изготавливали красную краску.

Красный цвет несёт на себе противоречивые значения. С одной стороны, он несет на себе положительную окраску и может символизировать любовь, привязанность, чувственное волнение, радость, красоту, благополучие, яркость, желание, начало нового. Так, например, в литературе мы зачастую можем встретить постоянный эпитет «красна девица», устойчивое словосочетание «красная строка», пословицы «не красна изба углами, красна пирогами», «красную речь красно и слушать», «красней красного солнышка, ясней ясного месяца».

Однако с другой стороны, этот цвет ассоциируется с огнём, кровью, жестокостью, борьбой, войной, вражду.

Желтый (золотой, оранжевый)

Название цвета происходит от старославянского «zbltъ», что означает «блестеть», «сверкать» [6]. Символизирует тепло, яркость, доброту, задор, олицетворяет дух веселья, манит в будущее, к новому. В литературе, зачастую, данному цвету и его оттенкам (оранжевый, золотой) сопутствует образ солнца, отсюда его тесная связь с оценочным прилагательным «тёплый». Золотой цвет олицетворял счастье, богатство, чистоту, мощь и величие. В устном народном творчестве данный цвет обладает особой силой. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу, отсюда данный цвет ассоциируется с могуществом. Примером могут служить строчки из сказки А. С. Пушкину «Сказка о царе Салтане»: « «Видит, весь сияя в злате / Царь Салтан сидит в палате…»; «Белка песенки поёт / Да орешки всё грызёт, / А орешки не простые, всё скорлупки золотые …».

Данное цветообозначение помимо ряда положительных ассоциаций, может отражать и негативные. Жёлтый зачастую называют цветом болезни, недомогания, расстройства, глупости, неопытности. Отрицательные значения приобретают выражения «желторотый птенец», «жёлтые страницы», «желтая пресса».

Название данного цвета образовалось от старославянского «синь», родственное глаголу «сиять»[15]. Цвет неразлучно связан с ассоциациями неба, чистоты, свободы, безграничного пространства. Цветонаименование «голубой» восходит к названию шейки птицы голубя. «Голубь — это птица свободы, счастья и благих вестей»[9]. Со светлой стороны символизирует небо, вечность, доброту, верность, благородство, постоянство и расположение. Являясь символом чистоты, целомудрия и честности, он дает описание благородному происхождению, которое раньше называли «голубой кровью».

С другой стороны, необходимо отметить, что синий — магический цвет. Его оттенок близок к черному цвету и олицетворяет темную, сакральную сторону, становясь цветом печали, горя, траура.

Название цвета происходит от старославянского «зелъ»[6], что означает «трава, молодая озимь, зелень». В ассоциациях большинства людей данный цвет символизирует лето, жизнь, молодость, траву, спокойствие, надежду, природу в целом. Данные значения находят своё отражение в русских народных сказках, поэзии.

Однако зелёный цвет ассоциируется и с болезнью, злостью, завистью, с вредными привычками, неопытностью. Отсюда возникают и некоторые отрицательно окрашенные пословицы «зеленый седому не указ», «зелен виноград не сладок, млад человек не крепок», и устойчивые выражения «зелёный змей», «позеленеть от злости/зависти».

В представлениях многих это самый чистый и целомудренный цвет, символ чистоты и легкости, безмятежности и гармонии. Выражение торжества и примирения, ясности ума и свежести мысли, спокойствия и аристократизма. Белый — цвет света, который ассоциируется у человека со светлой силой добра, любви, со всеми положительными чертами характера и порывами души. К примеру, в Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. В русской литературы белый цвет отражает схожее символическое значение.

Черный цвет, как правило, символизирует с несчастье, горе, траур, гибел. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый и черный являются антонимичными не только как цветовое обозначение, но и как символ начало и конца. В ассоциациях человека зачастую появляется образ мистического, зловещего существа «в чёрном». Черный отражает нечистоту намерений и помыслов кого — либо. В литературе данный цвет, элементы одежды, портрета может сопутствовать негативной окраске / характеристики героя произведения.

Опираясь на основные пункты приведённой выше классификации цветовых ассоциаций, мы составили сводную таблицу цветов и их предполагаемых значений.

Цвет и его функции в художественном произведении

Одной из основных задач языка является передача информации, воспринимаемой с помощью органов чувств. Зрительной информации в языке отведено значительное место. В свою очередь, одной из ведущих характеристик этой информации являются цветоощущения. Поэтому интерес к словам, обозначающим цвет, не иссякает на протяжении десятилетий.

Использование слов со значением цвета придает яркость и эмоциональность художественной речи. При построении художественного текста подбор цветообзначений играет большую роль, так как они передают своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимое мировоззрение.

«Цвет в русской литературе является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций» [2], по палитре используемых цветов можно рассмотреть художественный мир автора, понять художественные образы, созданные художником слова и его внутреннее самоощущение.

Авторская художественная картина мира – это «специфическая форма мировосприятия, которая выступает как альтернатива реальному миру и представляет собой результат внутренней работы автора, его творческой деятельности» [1].

При анализе цветообозначающих слов в художественном тексте необходимо учитывать все способы выражения цвета. С точки зрения литературоведения, «текст должен восприниматься как художественное целое, где цвет один из элементов этого целого» [2].

Цветообозначения в различных контекстах, т.е. во взаимосвязях с другими словами, могут нести на себе различное значение. Эти значения в той или иной степени отличаются от основных лексических. «При помощи цвета можно описать предмет, чувства, состояние, эмоции, другими словами, эмоционально-психическое состояние»[10].

Художественный текст удивительно богат и многогранен по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Таким образом, в художественном произведении цвет не только способствует созданию художественной образности. Литературное творчество направлено на создание «вторичной» реальности – мира, вымышленного художником слова. «Эгоцентричность автора как субъекта, порождающего текст, позволяет представить мир, не тождественный чувственно воспринимаемому, и избрать краски, релевантные именно для его субъективной картины мира, придать различным объектам действительности определённые цветовые характеристики»[11]. Цвет при этом является значимым компонентом ментального пространства художника слова, поэтому «анализ цветосемантики, цветописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора» [5].

Изучая цветовое восприятие, лингвисты подразделяют цветообозначения на две группы: основные (абсолютные) и оттеночные.

Абсолютные цветонаименования, в свою очередь, делятся на хроматические, называющие семь цветов радужного спектра, и ахроматические (белый, серый, черный) [7].

Все остальные цветообозначения называют оттеночными. Они различаются «по способу передачи оттенков» [8]. Выделяют группу цветонаименований, которые передают оттенки цвета аналитически, среди них цветовые прилагательные:

а) вторичной номинации (сиреневый, молочный); б) без ясно прослеживающейся этимологии (бурый, алый); в) с ограниченной сочетаемостью (русый, карий, гнедой); г) заимствованные цветообозначения (сольферино, индиго); д) терминологические единицы (кобальт, ультрамарин); е) неологизмы и архаизмы (пепсиний, кубовый, смарагдовый); ж) окказионализмы (черноты).

Существует группа оттеночных цветонаименований, уточняющих оттенки цвета:

а) сложные, с формантами ярко-, светло-, темно-, нежно- и т. п., уточняющие интенсивность окраски; б) двусоставные цветообозначения, представляющие названия смешанных цветов или разноцветных объектов: желто-зеленый, сине-белый и т. п.

Кроме того, выделяют «конструктивно сложные (генетивные)» цветообозначения (цвета мёда, цвета морской волны) и «сравнительные обороты» (щечки, как маков цвет)[14].

Классификация по формам цветовых обозначений

1. Лексические единицы со значением цвета, зафиксированные в словарях

Белый, красный, чёрный, зелёный.

а) уточнение цвета с помощью суффиксальных об образований и сложения с опорным комп-м

Бледно, ярко, голубоватый, бледно-розовый, светло-коричневый.

б) словосочетания, совмещающие основные цветообозначения и оттеночные признаки

в) синэстетические цветообозначения-сложения с опорным компонентом – «цветовым» прилагательным и «аффективным» компонентом, передающим характер эмоционального восприятия цвета, эстетическую оценку цвета

Греховно-красный, золотисто-пьяный, безумно-белый, стыдливо-белый, воздушно-белый, сребристо-горестный, траурно-чёрный, царственно-синий

г) сложения с опорным компонентом – «цветовым» прилагательным и уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение

Медно-красный, золотисто-огненный, серебристо-белый, жемчужно-белесый, кроваво-красный, молочно-белый

д) слова, которые не являются цветообозначениями, но предполагают такую возможность, благодаря периферийным или коннотативным значениям слова. Это слова, имплицитно выражающие цветовое значение. Авторские новации.

Огненный, пожарный, меловой, дымчатый, керосинового цвета, цвета кофейной гущи

Таким образом, в первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты понятия «цвет», представлены классификации цветовых ассоциации. Было установлено, что каждый цвет может выполнять различные функции в тексте. В дальнейшем нам предстоит проанализировать символическое значение данных цветовых ассоциаций в произведении А. Грина «Алые паруса».

Читайте также:  С чем сочетать брюки цвета баклажан

Глава 2. Идейно-смысловой анализ цветописи в произведении А. Грина «Алые паруса»

2.1. Цветовая наполненность глав произведения «Алые паруса»

Александр Степанович Грин (Гриневский) это поэт-прозаик, философ, а также один из представителей русского неоромантизма. Автор популярных рассказов «Шапка-невидимка», «Акварель», «Ветка омелы», «Зелёная лампа», романов «Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда» и романтических книг, таких как: «Бегущая по волнам» и «Алые паруса». История создания последнего из названных нами произведений достаточно интересна. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел гоночную яхту с парусом из белого шёлка. Сам Грин говорит об этом так: «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того, алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Действительно, читая произведение «Алые паруса» невольно обращаешь внимание на большое количество слов, так или иначе связанных с понятием цвет. Для того чтобы более отчётливо представить цветовую насыщенность повести, определить идейное значение каждого цвета, нами проведено исследование по цветовой насыщенности каждой главы.

Композиция повести включает в себя семь глав. Остановим внимание на количественный состав цветообозначений в каждой из них.

Анализируя цветовую гамму первой главы можно сделать вывод об общем светлом тоне, присущему ей. Доминантными являются цвета белый ( «образовали на белом песке», «белое суденышко», «на белых камнях дна», «белый воротничок», «здоровой белизне кожи», «громада алых парусов белого корабля», «издали — нарядных и белых»), который употреблён семь раз, и алый в том же количественном соотношении («несло алые паруса», «лоскутки алого шелка», «паруса тотчас сверкнули алым отражением», «алое сверкание парусов», «сверкнет алый парус», «громада алых парусов», «. в будущем увидеть тебе не алых, а грязных. », «насчет алых парусов думай», «будут тебе алые паруса»). Красный цвет употреблён трижды («специальный красный корабль», «под красными парусами», «красные паруса»). Чёрный («к черному, штормовому горизонту», «черную игрушку я сделал»), синий («синий разлив моря», «синие брюки»), серый («серая блуза», «серый, как песок»), золотой («воздушное золото», «в золоте и цветах»), голубой («украшенного голубой ленточкой», «голубизна камней») используются по два раза. Единожды встречаются цвета желтый («край желтого песчаного обрыва»), серебряный («унизанный серебром блях») пёстрый («лесная громада с ее пестротой»).

Таким образом, в первой главе суммарное количество цветообозначений равняется тридцати, что позволяет нам сделать вывод о её насыщенности и разнообразии в цветовом отношении.

При работе со второй главой произведения нами была выявлена смена основных цветовых значений. Доминантными в количественном отношении становятся цвета чёрный – восемь раз (« сорта тюльпанов — серебристо-голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью», «в бочки черного дерева», «на фоне почерневших стен», «разнообразие переплетов, грубых, нежных, черных…», «черная шпага», «с черным флагом», «женщину в черном платье», «над черной линией новой мачты» ); синий – пять раз («бутыли зеленого и синего стекла», « синий изюм», «разнообразие переплетов, грубых, нежных, черных, пестрых, синих …», « синее сияние океана», «светом синего озарения»). Также пять раз в тексте употреблён золотой цвет («паутина золотилась», « две тысячи золотых пиастров», «перевязанные золотым шнуром», « за золотой дверью», «за золотые ворота моря»). Три раза нам встретились серебряный (« сорта тюльпанов — серебристо-голубых, фиолетовых…», «за трепетным серебром рыб», «женщине с серебряными волосами» ), красный («двойные обручи красной меди», « кожа мгновенно покраснела», «ногти стали красными от прилива крови») и серый цвета (« серые утки», « серые грибы», «разнообразие переплетов, грубых, нежных… серых…»). Дважды автор использует голубой («лучшие сорта тюльпанов — серебристо- голубых , «замазал их голубой краской») и белый (их «белые колпаки», «белая коса»). Единожды нам встретились цвета фиолетовый («тюльпанов — серебристо-голубых, фиолетовых …»), вишнёвый («его цвет темнее вишни»), розовый («с розовой тенью»), зелёный («бутыли зеленого и синего стекла»).

Всего в главе тридцать пять цветовых обозначений. Общий тон меняется на более темный, основные цвета чёрный и синий, в большинстве своём, употреблены в ситуациях, описывающих семейные и жизненные трудности.

Также интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название в ней преобладают цвета тёмного спектра. Так в главе зелёный и черный встречаются по три раза («воздухом лесной зелени », « зеленый мир», « над зеленью и песком»); («в черных лучах», «в сне черной воды», « черная крыша»). Синий цвет встречается дважды («в синем дыме», «пылающую синюю даль»), а красный единожды (« над красным стеклом» ). Однако встречаются в главе и светлые оттенки, например, белый цвет три раза (« через океан белой чертой», «белую ямку», «мизинец, белевший из-под затылка» ), золотой, желтый, пёстрый, розовый по одному разу (« на золотой уголь звезды», «пестрой травой», «пожелтевшей в суете людской скатертью», «платье с розовыми цветочками» ).

В количественном отношении цветов глава уступают предыдущим в два раза, всего в ней было использовано шестнадцать цветообозначений.

В данной главе мы наблюдаем вновь смену основного тона на более светлый. Основным цветом в тексте становится белый, который употреблен в количестве пяти раз («белый муслин», «собака с белой грудью», «белые шишки цветов», «белые облака», «снежная белизна»). За ним в количественном соотношении следует синий – четыре раза («в синих сумерках», «сверканье синей воды», «цвет спящего океана переходил в синий», «в синем, далеко озаренном море»); золотой, алый, черный по три раза («золотой нитью», «за золотой нитью небо», «средь золотой нити»; «о корабле с Алыми Парусами»(2), «алую рябь», «алый бархат»; «к черномучеловеку», «черная собака», «цвет спящего океана переходил в синий и черный»). Встретились по одному разу цвета стальной («стальной у берега цвет спящего океана»), серый («серая шелковая косынка»), зелёный («зеленые заросли») и розовый («с розовыми цветочками»), пунцовый («пунцовый огонь»). Суммарное количество цветов составило двадцать три употребления.

Пятая глава является самой насыщенной по цветовой гамме красного цвета. Хоть и не в больших количествах на страницах текста мы находим различные оттенки данного цвета. Так самое большое количество употреблений цвета относится к алому (4) – («множество алых полос», «истинный алый цвет долго не представлялся глазам», «как алая утренняя струя», «алые паруса»). Красный в главе употреблён трижды («он различал цвета: красный…», «к его красным глазам», «красный шелк»), в том же количестве встречается розовый («блестел розовый отсвет», «он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный»). Встречаются такие оттенки красного как: вишневый («густые закипи вишневых . тонов»), рыжий («густые закипи. мрачно-рыжих тонов»), оранжевый («густые закипи. оранжевых. тонов»), фиолетовый («игры фиолетовых. намеков»), пурпурный («игры фиолетовых. намеков»), лиловый («игры . или лиловых намеков»). Тема алого цвета, цвета мечты звучит здесь, как в музыкальном произведении, в различных вариациях: «Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. Наконец был найден «чистый» цвет, как мечта, настоящая возвышенная мечта, которая «не терпит сомнения».

Из светлых тонов в главе присутствуют золотой («золотистая балка света»), голубой (с бараньими голубыми глазами), белый («белокурой бородой»), серый (дом с серой крышей). Темными оттенками главу наполняют черный (2) – («под черным флагом пирата», «породы деревьев: черное, сандал, пальму») и синий (1) – (не было . ни синевы). Всего в главе двадцать три цветообозначения.

«Ассоль остаётся одна»

Данная глава включает в себя мало слов, обозначающих цвет. Все цветообозначения встречаются по одному разу: синий («синие тени деревьев»), золотой («золотое кольцо»), розовый («в розовом вечернем свете»), зелёный («зелёную…траву»). Дважды употреблён черный цвет («черных молчаливых угольщиков», «огромную черную руку»). Количество всех обозначений цвета равняется шести.

В цветовом отношении эта глава самая ровная в повести. Все оттенки красного цвета – это описание «Секрета», каким воспринимаем его мы, читатели, и Ассоль. Белый цвет – это «белый утренний час… в лесу». Синий — море, где виден белый корабль с алыми парусами». А далее торжество алого цвета, «цвета глубокой радости», сбывшейся мечты.

Алый цвет в седьмой главе обнаруживается девять раз («легкие алые формы», «алым убранством», «в алом отблеске парусов», «алые паруса», «с алыми парусами», «под огнем алого шелка», «алые паруса», «с лицом не менее алым, чем ее чудо», «в алых выплесках парусов»). Белый цвет используется пять раз («белый утренний час», «все было белым», «в белых перчатках», «белый корабль», «с белой палубы»); синий два раза («к синему крейсеру», «синей морской щели); розовый, голубой, пурпурный, зелёный, золотой по одному разу («розовые тени», «в голубом дне», «сияло пурпурным дымом», «зеленоватый жучок», «в песне золотых труб»). Всего в заключительной главе представлено двадцать одно цветообозначение.

Читайте также:  Какого цвета платье малахов пусть говорят

Подводя итог количественного анализа цветооозначений в повести «Алые паруса», можно сделать следующие выводы:

Изучаемая повесть наполнена яркими красками, эмоциями, выражающимися через употребление цветовых обозначений. Всего художественный текст включает в себя сто пятьдесят четыре слова со значением цвета.

Чаще всего на страницах произведения встречается белый (24) и алый (23) цвета. Последний, в свою очередь, вынесен в название произведения. На наш взгляд, в данной повести алый цвет является символом чуда, любви, мечты, веры в невозможное. Белый, как и в традиционно символике, несёт на себе значение чистоты, а также свободной жизни, лишённой коварства и завести.

Нельзя не сказать и об использовании синего цвета (17). Он символизирует море, силу и непреклонность Грэя, преодолевающего препятствия на пути к своей мечте. Данный цвет занимает одно из центральных символических значений повести «Алые паруса». Голубой (6) символизирует чистоту, возвышенность, мечту, поэтому на странице произведение мы встречаем образ чистого бескрайнего неба и такой выразительной детали внешности человека как голубые глаза.

Как на пути к мечте у главных героев возникают различные преграды, так в тексте среди общей светлой гаммы цветов произведения появляются темные оттенки, в большинстве своём, черный (20). Так, например, вернувшись домой после случая с Меннерсом, Лонгрен говорит дочери: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Черный цвет символизирует траур, скорбь, печаль, зло.

Очень интересно автор использует золотой (14) и желтый (2) цвета. В словаре Ожегова это слова-синонимы. Золотой цвет – блестяще- желтый. В повети Грина это скорее антонимы. «Золотое кольцо, величиной с солнце, «золотые ворота Моря» откроют Грэю путь к мечте. И здесь же «пожелтевшая скатерть» в трактире Миннерса, рыжие глаза Хина. Желтый цвет часто ассоциируется с чем-то болезненным, фальшивым.

Все остальные цвета данного произведения помогают раскрыть перед читателем внутренний мир героев, помогают понять их характер, являются неотъемлемой характеристикой быта персонажей и их внешнего облика.

Для того чтобы наглядно отразить результаты нашего исследования, мы создали диаграмму, отражающую количественный состав цветообозначений в повести А. Грина «Алые паруса».

В качестве продукта данной исследовательской работы мы представляем витражное стекло, на котором представлен центральный образ парусника. Цветовая палитра витража представлена основными цветообозначениями исследуемого произведения.

2.2. Технология изготовления витражного стекла

Наша работа посвящена исследованию цветовых обозначений А. Грина «Алые паруса». Результаты показывают насыщенность художественного текста такими оттенками как: алый, красный, золотой, синий. Именно они стали центральными при изготовлении продукта нашего проекта.

В процессе реализации перед нами стаяли следующие задачи:

рассмотреть и выбрать одну из техник создания витража;

определиться с основными красками продукта;

нанести предполагаемый образ-символ корабля на стеклянную поверхность.

Чтобы сделать витраж самому, необходимо, прежде всего, понять, что он из себя представляет. В классическом виде — это «композиция из осколков цветных стекол разных форм и размеров, часто с сюжетным рисунком (в нашем случае) или абстракцией, соединенных между собой контуром, образующим четкие контуры между стеклами»[3].

Существует несколько таких технологий, первая из которых создания витража с использованием небольших разноцветных стёкл. Эта имитация очень похожа на классические витражи. Изображение составляется из кусочков цветного стекла нужной формы, которые предварительно вырезаются по шаблонам, а затем свободное пространство между осколками заливается скрепляющим раствором из цемента, песка и клея. Делается это аккуратно с помощью шприца.

Другой вариант создания витража – с помощью силикатного клея. На прозрачном стекле выкладывается из кусочков будущий витраж, и все его элементы приклеиваются. По границе устанавливаются временные ограничительные рамочки. И все изделие заливается прозрачным силикатным клеем.

Следующим вариантом создания витража, является декоративная плёнка. Из разноцветной декоративной пленки по шаблонам вырезаются части будущего изделия и просто наклеиваются на стекло. Контуры в данной технике выделяются маркером и оформляются свинцовой самоклеящейся пленкой.

Очень интересной, на наш взгляд является техника создания витража с помощью ацетатного шёлка. Технология тканевого витража требует большой аккуратности, потому что растворение ткани (шёлка) происходит мгновенно и исправить ошибки нет возможности. Стекло покрывают нитролаком, укладывают сверху кусочек ткани и снова лакируют. По месту стыка шелковых кусочков наносятся границы из эпоксидной смолы с добавкой металлической пудры.

Однако мы остановили свой выбор на способе создания витража при помощи специальных витражных красок. Для создание нам потребовалось стекло форматом, соответствующим размеру стекла для создания трафарета рисунка, специальный витражные краски, контур и закрепляющий лак.

Первым этапом при создании витража любой из техник является обязательное обезжиривание стекла-основы. Для этого нам потребовалась средство для мытья окон и ткань микрофибра.

Вторым этапом создания продукта являлось приготовление рисунка-трафарета. При помощи простого карандаша нами был нарисован парус на волнах. При этом дополнительных красок мы не использовали.

Наложив на трафарет стекло, мы перешли к выполнению третьего этапа создания продукта исследовательской работы. Используя специальный контур, по стеклу мы обвели весь рисунок, таким образом, заготовка для витража у нас была готова.

Задачей четвёртого этапа стало равномерное и аккуратное нанесения специальных витражных красок на стекло. Основными красками нашего витража стали: алый, синий и белый. Также присутствуют золотой (желтый), черный, голубой, фиолетовый. Однако особое внимание стоит уделить использованию в нашем витраже коричневого цвета. Несмотря на то, что в повести «Алые паруса» коричневый оттенок нам не встречается, при изображении корпуса парусника нам не представилось возможным представить его в другом цвете, так как коричневый является указателем на материал (дерево).

Заключительным (шестым) этапом стало покрытие изготовленного витража защитным лаком.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основные способы создания витражей, определились с основными красками витража, опираясь на цветопись исследуемого произведения, описали все этапы создания творческого продукта.

Таким образом, в данной исследовательской работе мы рассмотрели основные ассоциации с определенными цветами в социально-культурной картине мира. Со словами, обозначающими цвет, мы встречаемся в различных отраслях жизни. Особенно интересным для нас стало рассмотрение значения цветописи в художественной литературе. В произведении цвет выступает не только как средство создания художественной образности, но и как способ выражения «мировидения» автора. Для анализа нами было выбрано произведение А. Грина «Алые паруса».

В практической части исследования нами был выявлен количественных состав всех цветовых обозначений в произведении. В преимуществе, автор прибегает к использованию алого, который на страницах книги нам встретился 23 раз и белого цвета, употребленного 24 раза. Остальные цвета встречаются реже, однако не являются менее значимыми. Так, черный употреблён 20 раз, синий 17, золотой 14, красный 10, розовый 8, зелёный и серый 7, голубой 6, серебряный 4, желтый, фиолетовый, вишневый, пурпурный по 2 раза и пестрый, стальной, пунцовый, рыжий, оранжевый, лиловый по 1 разу. Всего было насчитано 154 цветовых обозначений. Все цветообозначения помогают раскрыть перед читателем внутренний мир героев, помогают понять их характер, являются неотъемлемой характеристикой быта персонажей и их внешнего облика

В качестве продукта исследования мы представляем самостоятельно выполненный витраж, отражающий основные оттенки цветописи произведения.

Данная работа показывает, что А. Грин в своём творчестве пользуется возможностями цветописи. Её рассмотрение предоставляет возможность читателю получать эстетическое наслаждение от видимого мира, быть внимательным и различать тончайшие цветовые детали.

Бахилина, Н. Б. [История цветообозначений в русском языке] / Н.Б. Бахилина – М. : 1975. – 287с.

Брагина, А. А. Лексикология и лексикография. [Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний] / А.А. Брагина – М. : 1997. – 73-105с.

Витраж своими руками: виды и технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nastroike.com/uchimsya-vmeste/515-vitrazh-svoimi-rukami-vidy-i-tekhnologii .

Габриелян, Ж. Еще раз о цвете / Ж. Габриелян // Реклама. – 1999. – № 4. – С. 28–30.

Грачева, И.В. Грани самоцветов // Литература в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/grani-samotsvetov-v-rysskoj-literatyre.html .

Крылов, Г. А. Школьный этимологический словарь / Г. А. Крылов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 313с.

Обухов, Я. Л. Символика цвета / Я. Л. Обухов // Журнал практического психолога. – 1996. – № 5.

Прохорова, Н. Г. Символика цвета в поэзии С.Есенина / Н. Г. Прохорова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/04/01/simvolika-tsveta-v-poezii-sesenina

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/129171/ .

Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html .

Символика цвета в повести «Алые паруса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diary.ru/

Символика цвета и её роль в произведениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129738/simvolika-tsveta-i-ee-rol-v-proizvedeniyakh .

Телицин, В. Символы, знаки, эмблемы : Энциклопедия / В. Телицин. – М. : Локид-пресс, 2005. – 142 с.

Упорова, С. О. Методологии анализа цвета в художественном тексте / С. О. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 4. – С. 52.

Источник