Меню

Сколько цветов различает японец



Facebook

Estudy.ru — образование за рубежом

Оказывается, не все думают, что у радуги 7 цветов!

Знаете ли вы, что…
1. Автором семицветной радуги является Исаак Ньютон.
Правда, сначала он углядел в спектре только 5 цветов (красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый), но позже, под влиянием моды на магические цифры, физик увеличил количество цветов до семи, что соответствует количеству нот в гамме и дней в неделе.

2. У некоторых африканских племен радуга 2-хцветная: светло-темная.

3. Японские дети убеждены, что у радуги 6 цветов.
В японской радуге отсутствует зеленый цвет. До ХХ века в Стране Восходящего солнца прекрасно обходились без него, и лишь под влиянием всеобщей глобализации традиционный народ придумал особое обозначение для зеленого цвета: мидори. Правда, цвет этот и по сей день считается у потомков самураев не основным оттенком (как у нас «алый» — не особый цвет, а лишь оттенок красного). Там, где цвет четко должен быть обозначен, японцы по-прежнему скажут «Ао» (синий). Вот и получается, что в Японии дорогу переходят на синий сигнал светофора, а весной любуются появившейся нежной синей листвой, а летом приносят к столу свежую «синь» (не зелень) и сочные синие яблоки. Про неопытного новичка и русский, и англичанин скажут «зеленый», а японцы «ao-kusai», дословно «он пахнет синим».

4. У якутов радуга трехцветная.
Голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета они обозначают одним словом: «кюох». Даже якутская интеллигенция постоянно путает названия цветов. На гербе города Ленска красуется сине-желто-красная радуга.

5. У китайцев 5 цветов радуги.

6. Древние греки не различали синий цвет.
В поэмах Гомера такой оттенок не встречается ни разу, небо бывает либо «железным» (видимо, серым), либо «медным» (золотистым), а море – «винноцветное» (предположительно, зеленое). Кстати, в еврейском оригинале Библии также нет синего цвета.

7. Традиционным цветом двух старейших вузов Британии (http://www.estudy.ru/countries/england/higher-education/universitety-anglii/) – Оксфорда и Кембриджа – является Blue, между тем речь идет о совершенно разных оттенках!
Официальный цвет Оксфорда – темно-синий, а Кембриджа – светло-голубой. Чтобы не путать «свой» оттенок с цветом конкурентов, употребляют определения: Cambridge Blue и Oxford Blue, соответственно. Почему бы двум столь уважаемым вузам и не выдумать собственное наименование знакомого всем цвета?

8. Большинство людей может сходу назвать около 11 названий цветов, при этом в радуге реально различают 3-5.

9. Апельсин на самом деле не оранжевый.
Его кожура поглощает все цвета из светового луча, кроме оранжевого. А нам фрукт кажется оранжевым лишь потому, что мы видим отраженный от кожуры оранжевый цвет.

10. Истинное количество цветов радуги можно выразить парадоксом: «Нисколько или бесконечность».
В природе цветов вообще не существует, они лишь плод нашего воображения.
Однако, спектр непрерывен, он состоит из бесчисленного количества оттенков, вопрос лишь в том, какими словами их кодировать. Отдельный человек и человечество в целом проходит в своем развитии схожие стадии: от различения двух цветов (черного и белого) до создания радужной картины мира (через постепенное выделение сначала красного, затем желтого и зеленого, позже синего, затем коричневого цвета и, наконец, осознание как отдельных оттенков фиолетового, розового, оранжевого и серого). В языках народов мира в среднем имеется 100-150 названий цветов и их оттенков. Возможно, с развитием общества мы научимся различать новые оттенки спектра, и наша радуга станет многоцветной.

Источник

Как японцы воспринимают цвета

Цветов и оттенков в мире существует огромное количество. И на самом деле, в каждом языке есть названия только основных понятий. Но этот иностранный далеко “переплюнул” все остальные.

В стране издавна считается, что существует четыре основных цвета: белый, черный, красный и синий. Они получили название — третичные. Все же остальные, по мнению жителей, являются оттенками.

В стране Восходящего Солнца существует великое множество названий разных цветовых вариаций. Тонам посвящены целые научные труды, издаются справочники, их учат в школе.

Но людям, которые выросли за пределами, тяжело воспринять их, так как практически все они связаны с растениями или явлениями природы, характерными для этого острова.

Правда, в последнее время специалисты разработали целую систему промышленных стандартов. Название растений тоже подверглось этому процессу. Было стандартизовано несколько сотен оттенков, считающихся основными.

В связи со специфическим отношением, существует огромное количество интересных фактов. В данной статье мы приведем некоторые из них.

Японский дальтонизм или как перейти улицу на синий цвет

Когда появились светофоры, они состояли из красного, желтого и синего элемента. Позднее, когда ученые доказали, что зеленый лучше виден человеческому глазу, чем синий, линзы светофоров заменили на зеленый. Но японцы и до сегодняшнего дня называют зеленый свет “ао-сингу”, что, фактически, значит “синий”.

Вторым интересным фактом является то, как яп-цы называют яблоки. Оказывается, они тоже их называют “синими”. И первая зелень на полях и деревьях тоже такой же палитры.

Истинная причина этого явления – это то, что синий отождествляется с чем-то новым, первым, красочным. А зеленый издавна считается оттенком. Если взять иероглиф “Ао”, который обозначает с-ий, то он ассоциируется не с цветом воды в ручье, а с цветом растений вокруг этого ручья.

Еще один интересный факт – дети в школах рисуют солнце всегда красным. Почему, спросите Вы? А потому, что солнце в образном мышлении детишек воспринимается как теплый желтый цвет, а желтый — это всего лишь оттенок красного.

Хотя, в плане использования названий цветов, русский язык ни в чем не уступает японскому. Чего только стоит описание у нас, например, сорта яблок, которые могут быть желтые по цвету, хотя должны быть красными в идеале, но при этом они еще и “зеленые”, потому что неспелые.

Читайте также:  Красим яйца зеленым цветом

Источник

Символика цвета в японской культуре. История.

Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.

Изначальные японские цвета — слова – это черный, красный и белый. Слово красный – произошло от «цвет утреннего неба». Белый – «цвет неба после рассвета». Черный – «цвет ночного неба». На роль четвертого слова претендуют два цвета: сине-зеленый “aoi” (изначально “awo” сине-зеленый-желтый) и фиолетовый (темный красно-синий).

Сначала фиолетовый цвет избегали использовать, т.к. он был производным, а не основным, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным (собственно красно-фиолетовым), лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора. Японцы в свое время заимствовали у китайцев систему основных цветов: синий, красный, черный, желтый и белый.Но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно, например, цвет чая, цвет бамбука.

Таким образом, сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.

В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.

Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики — благодать (徳), человеколюбие (仁), вежливость (礼), вера (信), обязанность (義) и мудрость (智). Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.

01 大徳 Старшая благодать тёмно-фиолетовый
02 小徳 Младшая благодать светло-фиолетовый
03 大仁 Старшее человеколюбие тёмно-синий
04 小仁 Младшее человеколюбие светло-синий
05 大礼 Старшая вежливость тёмно-красный
06 小礼 Младшая вежливость светло-красный
07 大信 Старшая вера тёмно-жёлтый
08 小信 Младшая вера светло-жёлтый
09 大義 Старшая обязанность тёмно-белый
10 小義 Младшая обязанность светло-белый
11 大智 Старшая мудрость тёмно-чёрный
12 小智 Младшая мудрость светло-чёрный

Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского)

Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.

:

Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.

Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.

У первой и третьей девушки слева

Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.

Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии.

Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.

Это парадная свадебная фотография 1959 года. Слева — тогдашний наследный принц и нынешний император Акихито, справа — его невеста Мичико Шёда.

Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.
Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.

Источник

Воспитание в Японии: ребёнок и творчество

Западный мир строит будущее, разрушая прошлое. Стремясь объяснить сущность окружающего мира, он обогащается новыми знаниями, но одновременно и разрушает свою внутреннюю гармонию. Но зачем знать, что такое жизнь, если нет возможности остановиться, заметить прекрасное и подарить его детям?

Сколько будет существовать человечество, столько будет возникать один и тот же вопрос: Восток и Запад — это диалог или противостояние культур? Например, европейцам проще говорить о проблемах, чем их решать. Когда нам плохо или хорошо, всегда кто-то должен быть рядом, чтобы это увидеть, — мы постоянно нуждаемся в оценке своих действий. Причем не важно, будет она позитивной или негативной. В отличие от нас, восточному человеку, чтобы разобраться в себе, необходима медитация. Она помогает отключиться от внешнего мира. Кроме этого, ему не нужна оценка других людей. Точно так же восточная культура рассматривает и любые творческие проявления безо всяких субъективных оценок извне.

Еще со школьной скамьи нам внушали: «Прекрасное может быть создано только через страдания, бунт и перемены. Истинный талант должен быть несчастным. Настоящий художник — вечно голодный». Гениальное — всегда надрыв, жертва и обязательно шедевр. А остальное — то, что мы создаем ежедневно, — считается бесполезным хобби, которое не представляет никакой художественной ценности и к творчеству имеет очень отдаленное отношение.

Когда вы рисовали последний раз? Цветочки и крестики на обрывке бумаги во время разговора по телефону не в счет. А пели? Громко и от души? К сожалению, в нашей культуре творчество стало уделом представителей свободных профессий, и иногда оно применяется в психотерапии. Изменить сложившуюся ситуацию не под силу и нашим детям — изобразительное искусство и музыку они изучают поверхностно. Правда, некоторые из них попадают в музыкальные студии и кружки по рисованию. Но там, как правило, вместо творчества приветствуются копирование и компиляция. Если ребенок не нарисует предмет по уже существующему шаблону, то получит плохую оценку. Соответственно, постепенно он поймет, что прекрасно лишь то, что будет одобрено взрослыми и похоже на созданное ранее.

Читайте также:  Каким бывает цвет шоколада

Для детского творчества нужно совсем другое: время, свобода действий и поддержка взрослых! Так, японские дети уже с 3-летнего возраста учатся рисовать 5 раз в неделю. В результате к 10 годам они способны различать более 260 цветовых оттенков и прекрасно разбираются во всех видах изобразительного искусства. Возможно, опыт страны художников, поэтов и самураев поможет пересмотреть наши взгляды на воспитание, образование и самореализацию?

Японцы используют систему методов воспитания, которая помогает поставить детей на путь истинный и отражает традиции японской культуры. Она называется икудзи. Согласно этой системе, родители на Востоке акцентируют внимание малышей на том, что нужно учиться на своих ошибках и отслеживать причинно-следственные связи поступков. С раннего детства развивают у них самообладание и с пеленок учат «читать мысли», то есть тактично вести себя с окружающими и чувствовать настроение других людей.

Главный лозунг традиционной японской педагогики: «Человек становится похожим на человека, только пройдя учебу». То есть, для того чтобы он прожил счастливую и полноценную жизнь, необходимо с детства всесторонне его развивать физически, интеллектуально и эстетически. Благодаря этому ребенок будет постигать истину, творить добро, стремиться к прекрасному и почитать святое. Кроме этого, японцы акцентируют внимание детей на развитии физического здоровья и богатого внутреннего мира.

Они считают, что и ребенок, и взрослый должны уметь удивляться. Впечатлительность позволяет ощущать сердцем такие явления, как голоса птиц, шум ветра и плеск волн, а также понять душу близкого человека. Для этого ребенку нужно видеть прекрасное каждую минуту. И иметь с любым жизненным явлением прямой контакт — трогать, слышать, ощущать, обонять, осязать.

Эстетическое образование в Японии — это культ, который поддерживает семья, общество и государство. Поэтому дети с 6 до 15 лет обязаны учиться. Сперва в начальной школе (в течение 6 лет), а затем — в младшей средней. Уже с 6-летнего возраста они начинают изучать японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, физическую культуру. Дальше к обязательным предметам учащимся предлагают на выбор еще ряд: иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики. На 12-м году обучения школьники должны выбрать для себя один из профильных курсов.

Изучение искусств у японских детей не ограничивается знакомством с их основными методами. Искусство становится для них образом жизни, а также средством познания и ощущения мира. Вы можете увидеть звук? Вряд ли. А обычный японский ребенок может даже сказать, какой он на вкус.

Для того чтобы развить эти уникальные способности, родители начинают воспитание прекрасным еще до рождения ребенка. Малышу, находящемуся в утробе матери, не только поют колыбельные, но и рассказывают, что происходит вокруг.

Самые близкие люди будущей мамы читают ему стихи и книги, описывают окружающие их цвета и запахи, делятся позитивными эмоциями. После рождения и до 3-х лет воспитанием ребенка занимаются все члены семьи, к нему относятся как к настоящему царю: поддерживают каждый шаг, поощряют любые действия, отвечают на все его вопросы. Любопытно, что ученые еще 20 лет назад обнаружили интересную закономерность: новорожденные японцы плачут не так, как их европейские сверстники! Проведя многочисленные исследования, они обнаружили, что в звуках их плача есть что-то особенное. Возможно, так они рассказывают родителям о том, что слышали их слова и песни, ощущали эмоции еще до рождения?

Однажды на крупном японском предприятии по производству электронной техники организовали детский сад и провели исследование для того, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Каково же было их удивление, когда обнаружилось, что малышам больше всего нравится Пятая симфония Бетховена! Второе место заняли хиты, которые передают с утра до вечера по телевизору, а третье — детские песни. Этот эксперимент полностью опроверг мнение, что дети не в состоянии по достоинству оценить классическую музыку.

Какой из этого можно сделать вывод? Для ребенка, у которого пока нет устоявшихся представлений о том, что такое сложно и что такое легко, любой вид искусства будет одинаково новым и простым для восприятия. И величественная симфония, и простая незатейливая популярная песенка, звучащая каждый день по радио. Дети делают выводы на основании того, что они чувствуют, а не того, что знают.

Мы тоже можем научить наших детей видеть ветер и ощущать музыку на вкус. Или хотя бы приблизить их к развитию этих качеств.

Не бойтесь перегрузить ребенка новыми знаниями. Детский мозг быстро впитывает информацию, но вы не должны беспокоиться о том, что он получит ее в избытке. Переживайте о том, что информации зачастую слишком мало для его гармоничного и полноценного развития.

Дети запоминают только то, что им интересно. До 3-х лет малыш запоминает практически любую информацию, но чем старше ребенок становится, тем он более переборчив — его мозг улавливает только то, что ему действительно интересно. Не бойтесь расширять круг его интересов. Читайте серьезную литературу — классические произведения и фантастику, смотрите вместе специализированные общеобразовательные каналы (Animal Planet, Discovery). Поверьте, информация, которую ребенок услышит, заинтересует — и вас очень удивит его реакция.

Читайте также:  Какого цвета шарф носить с красным пальто

Добавьте в детскую комнату как можно больше ярких предметов и красок. Представьте себе совершенно пустую комнату с белым потолком и стенами. Украинская мама могла бы подумать, что это — идеальные условия для жизни и взросления ее ребенка. Малыша ничего не отвлекает, он более спокоен. На самом деле комната, лишенная яркого оформления, не просто бесполезна для ребенка, но и очень вредит его психологическому состоянию и пагубно сказывается на развитии.

Пусть жизнь малыша будет полна впечатлений. Если вас попросить рассказать случай из раннего детства, вы с удивлением обнаружите, что почти ничего не помните. Однако именно в возрасте 2-3 лет, в этот «бессознательный» период, закладывается способность восхищаться окружающим миром и ощущать его разнообразие. Поэтому постарайтесь не упустить этот момент и посещайте с ребенком театр, ходите на выставки, концерты. И чаще путешествуйте. Конечно, идеальный вариант — поездки за границу, но и небольшой променад но соседней улице тоже не повредит. Развивайте в ребенке все качества без исключения. Родители часто говорят: «У моего чада нет слуха, это наследственное, и поделать с этим уже ничего нельзя». Действительно, у детей и родителей может быть плохой музыкальный слух, но это не всегда означает, что неспособность слышать музыку заложена генетически. Предположим, у мамы нет слуха, но она каждый день поет ребенку колыбельную — соответственно, делает это неправильно. Ребенок слышит песню и запоминает ее именно так. Если бы Моцарта, Чайковского или Прокофьева воспитывали такие мамы, плохой слух был бы им гарантирован.

Не будьте занудой! Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным. Если будете ругать ребенка за оторванные обои, то как вы ему объясните, что это неправильно (плохо)? Понимание «хорошего» и «плохого» зависит от вашего опыта и принятых в обществе норм поведения. У маленького ребенка этого опыта нет, поэтому он не понимает: рвать обои — это хорошо или нет? Конечно, если малыша как следует выругают, то он, возможно, не будет больше так поступать. Хотя, кто знает, может быть, ребенок пытался таким образом проявить себя, а наказание полностью отбило у него охоту творить?

Учеба должна приносить положительные эмоции. Если вы постоянно корите ребенка за плохую игру на фортепьяно (например, с вашей точки зрения, он неправильно держит кисть) или за недостаточно беглое чтение, то рано или поздно он начнет воспринимать обучение как процесс, приносящий одни страдания. Согласитесь, ведь многие из нас с детства ненавидят занятия музыкой только потому, что они ассоциируются не только с гаммами, но и с неприятными эмоциями.

Дайте малышу возможность фантазировать. Что такое творчество? Это свободный полет мысли, работа воображения и обостренная интуиция. Благодаря этому человек способен создать что-то уникальное: сделать открытие в науке или нарисовать гениальную картину. Детские фантазии, которые кажутся взрослым такими далекими от реальной жизни, — это преддверие их будущего творчества. Например, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком в его доме, и чудовищ, шевелящихся возле пятен и трещин на стенах. Именно под влиянием своего воображения он задумал сконструировать летательный аппарат. А что же сейчас? Нарисовав машину, взрослый человек спросит у ребенка, что изображено на картине. И малыш ответит, что это — зеленый огнедышащий дракон. Самой большой ошибкой будет сказать: «Что за глупости ты говоришь! Это же машина!» Ребенок непременно запомнит эти слова, и в дальнейшем желание мечтать и фантазировать в нем сильно поубавится. Поощряйте проявление интуиции и развивайте ее. У человека есть шесть чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и интуиция. Без последнего не обошлось ни одно великое изобретение. Ученые и живописцы полагались на знания и опыт, но всегда прислушивались к своему внутреннему голосу. Чутко прислушивайтесь и вы к словам детей. Интуиция и способность предвидеть какие-либо ситуации в них заложены с рождения. Например, нежелание идти на детскую площадку и кататься на карусели не всегда связано с капризами — возможно, ребенок ощущает, что там что-то сломается. Проанализируйте слова детей и последующие за ними события. Если увидите взаимосвязь, почаще спрашивайте у чада, что он чувствует. Как, с его точки зрения, будет развиваться та или иная ситуация.

В каждом ребенке заложены самые разнообразные таланты, но под влиянием жизненных обстоятельств в ком-то они угасают, так и не раскрывшись, а в ком-то стремительно развиваются. Присмотритесь внимательно к своему малышу. Быть может, его способности еще не проявились? Впрочем, как и ваши. Развивать талант никогда не поздно — ни в 30, ни в 60 лет!

Перед ребенком стоит несколько коробок с кубиками различных оттенков. Его задача — с помощью цветовой гаммы (холодной, теплой, глухой, звонкой) выразить свои чувства, навеянные наблюдением за природой, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы. Или создать композицию на тему «Что тебе сегодня сказали небо, солнце, трава и ветер?» или «Какие оттенки настроения ты сегодня заметил в природе?».

Для выполнения этого задания ребенок выбирает из коробок кубики нужного цвета и создает цветовую композицию своего настроения. Затем, взяв за основу полученные сочетания цветов, дает ответы на поставленные вопросы на бумаге, рисуя то, что ему захочется.

Источник