Меню

Цвет баллона что значит



Газовые баллоны и их цвета

Для хранения и перевозки технических газов используются различные типы емкостей, в том числе и баллоны. Следует заметить, что рабочее давление баллонов зависит от типа газа, в результате чего выделяют баллоны низкого, среднего и высокого давления.

Для технических газов чаще всего используются баллоны высокого давления.

Объем баллонов может колебаться от 5 л до 400 л в зависимости от назначения и давления.

Газ в баллонах может находиться как в газообразном, так и в сжиженном состояниях.

В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов со сжатыми газами:

Газ Цвет баллона Цвет надписи Пример
Азот Чёрный Жёлтый Азот
Аммиак Жёлтый Чёрный Аммиак
Аргон сырой Чёрный Белый Аргон сырой
Аргон технический Чёрный Синий Аргон технический
Аргон чистый Серый Зелёный Аргон чистый
Ацетилен Белый Красный Ацетилен
Водород Тёмно-зелёный Красный Водород
Гелий Коричневый Белый Гелий
Закись азота Серый Чёрный Закись азота
Кислород Голубой Чёрный Кислород
Кислород медицинский Голубой Чёрный Кислород медицинский
Нефтегаз Серый Красный Нефтегаз
Сероводород Белый Красный Сероводород
Сжатый воздух Чёрный Белый Сжатый воздух
Углекислота Чёрный Жёлтый Углекислота

Маркировка импортных газов немного отличается, т.к. единого международного стандарта нет. Например, в Европе и США окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3, кроме баллонов со сжиженным газом и нефтегазом, т.к. стандарт предусматривает фиксированную маркировку, применяемую к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, чёрный, тёмно-синий и коричневый цвета соответственно.

В Китае цвета баллонов представлены следующим образом:

Источник

Окраска и маркировка баллонов с газами

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов с сжатыми газами:

Газ Цвет баллона Цвет надписи Цвет полосы Пример
Азот Чёрный Жёлтый Коричневый Азот
Аммиак Жёлтый Чёрный Аммиак
Аргон сырой Чёрный Белый Белый Аргон сырой
Аргон технический Чёрный Синий Синий Аргон технический
Аргон чистый Серый Зелёный Зелёный Аргон чистый
Ацетилен Белый Красный Ацетилен
Бутилен Красный Жёлтый Чёрный Бутилен
Водород Тёмно-зелёный Красный Водород
Гелий Коричневый Белый Гелий
Закись азота Серый Чёрный Закись азота
Кислород Голубой Чёрный Кислород
Кислород медицинский Голубой Чёрный Кислород медицинский
Нефтегаз Серый Красный Нефтегаз
Сернистый ангидрид Чёрный Белый Жёлтый Сернистый ангидрид
Сероводород Белый Красный Красный Сероводород
Сжатый воздух Чёрный Белый Сжатый воздух
Углекислота Чёрный Жёлтый Углекислота
Фосген Защитный Красный Фосген
Фреон-11 Серебристый Чёрный Синий Фреон-11
Фреон-12 Серебристый Чёрный Фреон-12
Фреон-13 Серебристый Чёрный Две красных Фреон-13
Фреон-22 Серебристый Чёрный Три жёлтых Фреон-22
Хлор Защитный Зелёный Хлор
Циклопропан Оранжевый Чёрный Циклопропан
Этилен Фиолетовый Красный Этилен
Все остальные горючие газы Красный Белый Газ
Все остальные негорючие газы Чёрный Жёлтый Газ

Маркировка импортных газов различается, так как единого международного стандарта нет.

Читайте также:  Цвета машин лазурный синий

США и Европа

В других странах маркировка баллонов отличается от принятой в России. В Европейском союзе окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3.

Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами), или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.

Согласно стандарту EN 1089-3, газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:

  • желтый — RAL 1018 (ядовитый и/или коррозионный газ);
  • красный — RAL 3000 (легковоспламеняющийся газ);
  • голубой — RAL 5012 (окисляющий газ);
  • светло-зеленый — RAL 6018 (удушающий инертный газ).

Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, черный, темно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.

Источник

Информация на корпусе баллона

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.

Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы «ЛМ» или «ПМ» — тип наполнителя баллонов (ЛМ — литая масса, ПМ — пористая масса). Запись «ПМ» не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.

2. Заводской номер баллона.

3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).

4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).

5. Рабочее («Р») и проверочное («П») давления баллона в атмосферах.

6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца изготовления, «ГГ» — две последние цифры года изготовления, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Буква «N» — клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.

7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг — клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца переаттестации, «ГГ» — две последние цифры года переаттестации, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате «.АА» и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: «R 1.92.97.02 R», что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ «R» изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Читайте также:  От угля понос зеленого цвета

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке «Ц4», дата следующей переаттестации — март 2000 года.

Пропановые баллоны

Надписи нанесены на специальный металлический шильдик, закрепленный в верхней части корпуса баллона вокруг вентиля.

1. Рабочее давление баллона в мегапаскалях (1 МПа

2. Проверочное (испытательное) давление баллона в мегапаскалях.

3. Фактический объем баллона при изготовлении в литрах.

4. Заводской номер баллона.

5. Дата изготовления баллона в формате «MM.ГГ.АА», гдк «ММ» — месяц изготовления, «ГГ» — год изготовления, «АА» — год следующей аттестации баллона.

6. Масса порожнего баллона при изготовлении в килограммах.

7. Номинальная масса баллона, полностью заполненного газом.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «R-АА», где «R» — клкймо завода или участка переаттестаци баллонов, «АА» — год, до которого будет действительна данная аттестация.

Таким образом паспорт приведенного на рисунке баллона читается следующим образом: баллон №066447 изготовлен в ноябре 1999 года и допущен к эксплуатации до ноября 2004 года. Проведены гидравлические испытания баллона при давлении 2,5 МПа (25 атм) и баллон разрешен к эксплуатации при наоминальном давлении 1,6 МПа (16 атм). Фактическая масса баллона при изготовлении — 22,4 кг, объем — 50,4 литра. По истечении срока аттестации, участком, которому присвоен шифр «Ц4», была проведена переаттестация баллона и баллон допущен к эксплуатации до ноября 2009 года.

Существенные дополнения: запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.); баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем; Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.

Источник

Газовые баллоны: окраска, надписи, маркировка

Окраска баллонов

  • Азот Чёрная Жёлтый Коричневый
  • Аммиак Жёлтая Чёрный
  • Аргон сырой Чёрная Белый Белый
  • Аргон чистый Сер ая Зелёный Зелёный
  • Ацетилен Белая Красный
  • Бутан Красная Белый
  • Бутилен Красная Жёлтый Чёрный
  • Водород Тёмно-зелёная Красный
  • Воздух Чёрная Белый
  • Гелий Коричневая Белый
  • Закись азота Серая Чёрный
  • Кислород Голубая Чёрный
  • Нефтегаз Серая Красный
  • Сероводород Белая Красный Красный
  • Углекислый газ Чёрная Жёлтый
  • Фосген Защитная — Красный
  • Фреон Серебристая Чёрный Синий
  • Хлор Защитная — Зелёный
  • Циклопропан Оранжевая Чёрный
  • Все другие горючие газы Красная Белый
  • Все другие негорючие газы Чёрная Жёлтый
Читайте также:  Джинсы бойфренды черного цвета

Устройство баллона

  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Резьба горловины
  4. Паспортные данные
  5. Пористая масса
  6. 6. Подкладные кольца
  7. Опорный башмак

  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Паспортные данные
  4. Подкладные кольца

Выпускать газ из баллона разрешается только через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет!

Информация на баллоне

На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:

  1. Номер баллона
  2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
  3. Товарный знак изготовителя
  4. Рабочее давление (кгс/см2)
  5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
  6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
  7. Вместимость, л
  8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см2)
  9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
  10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования

На баллонах для ацетилена, кроме того, должны быть указаны:
М III-99 — дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой
III-01 — месяц и год проверки пористой массы
— клеймо наполнительной станции

— клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы

Отбраковка баллонов

Внешние повреждения баллона, из-за которых он должен быть отбракован:

  1. Неисправность вентиля
  2. Износ резьбы горловины
  3. Выбиты не все данные или истек срок освидетельствования
  4. Сильная наружная коррозия
  5. Трещины
  6. Окраска и надпись не соответствуют норме
  7. Вмятины
  8. Выпучины
  9. Раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки
  10. Косо насаженный или поврежденный башмак

Также баллоны не допускаются к использованию, если:

РЕДУКТОР:

  • при полностью вывернутом регулировочном винте газ проходит в рабочую камеру
  • повреждена резьба накидной гайки
  • неисправен один или оба манометра
  • давление в рабочей камере после прекращения подачи газа повысилось
  • неисправен предохранительный клапан

МАНОМЕТР:

  • отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проверке
  • истек срок проверки
  • стрелка при отключении манометра не возвращается к нулю на величину больше половины допускаемой погрешности
  • разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний

ВЕНТИЛЬ:

  • отсутствует заглушка штуцера
  • наличие следов масла, жира, пыли
  • не проворачивается маховичок
  • наблюдается утечка газа

Запрещается расходовать газ из баллона полностью! Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений: Температура окружающей среды 0С ниже 0 0-15 16-25 26-35
Минимальное остаточное давление МПа 0,05 0,1 0,2 0,3
кгс/см2 0,5 1,0 2,0 3,0

Надписи на баллонах

Схема устройства и работы редуктора

Нерабочее положение редуктора (газ не проходит)

Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля

  1. Манометр высокого давления
  2. Обратная пружина
  3. Манометр низкого давления (рабочий)
  4. Предохранительный клапан
  5. Ниппель для присоединения шланга
  6. Мембрана для прорезиненной ткани
  7. Нажимная пружина
  8. Регулировочный винт
  9. Рабочая (низкого давления) камера
  10. Редукционный клапан
  11. Камера высокого давления

Источник

Adblock
detector