Меню

Цвет как объект исследования



Цвет как объект междисциплинарных исследований

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 04.09.2013 2013-09-04

Статья просмотрена: 1185 раз

Библиографическое описание:

Дюпина, Ю. В. Цвет как объект междисциплинарных исследований / Ю. В. Дюпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7750/ (дата обращения: 11.02.2021).

Как предмет исследовательского интереса цвет берет свое начало в далеком прошлом. Уже в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете, возникают традиции его применения в различных видах деятельности. Цвет становится своеобразной знаковой системой, служащей средством коммуникации.

Первая попытка научного подхода к пониманию цвета была осуществлена в XVII веке. Анализируя исследования света Аристотеля, Декарта, Гука, Исаак Ньютон формулирует естественнонаучную теорию цвета. Он утверждает органическое единство цвета и света, их физическое тождество. Опытным путем Ньютон доказывает, что спектр — это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета являются основными цветами. В его работах дано физико-математическое объяснение многих цветовых явлений окружающего мира, например радуги. Ньютона можно с полным правом считать основоположником физической науки о цвете. Труды Ньютона способствовали возникновению двух ветвей науки о цвете — «физиологической» оптики и учения о психологическом воздействии цвета.

Физиологический принцип классификации цвета был положен в основу «Учения о цвете» Гете. В конце XVIII века в результате полемики с теорией Ньютона Гете построил свою цветовую систему. В систематике цвета он исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений, отчасти из обобщений практических операций живописцев (смешения красок). В понимании Гете цвет — полноправный элемент бытия и космоса, источник знания, вдохновитель творчества. Симпатизируя взглядам Аристотеля, Платона и неоплатоников, ученый отстаивает идею единства и неделимости света, его божественного происхождения. Философия Гете вобрала в себя древнее и современное, западное и восточное, материальное и духовное знание. В своей книге Гете описывает световую и цветовую адаптацию, иррадиацию, процессы затухания последовательных образов, изучает аномалии цветового зрения, формулирует учение о контрастных явлениях [1].

После появления теории света Ньютона и «Учения о цвете» Гете открылось множество путей для познания сущности и роли цвета. Цвет– сложное, многоаспектное явление, изучение которого представляет интерес для различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В настоящее время цвет является объектом изучения естественных наук (физики, химии, биологии), психологии, психофизиологии, этнографии, богословия, эстетики, искусствоведения, филологии, семиотики.

В физическом, материально-вещественном плане свет — это доступное человеческому глазу электромагнитное излучение: «свет, в узком смысле — электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом… В широком смысле — то же, что и оптическое излучение. Оптическое излучение, электромагнитные волны с длиной в диапазоне от 1 нм до 1 мм. К оптическому излучению, помимо воспринимаемого человеческим глазом видимого света, относятся инфракрасное и ультрафиолетовое излучения» [2]. Различие световых волн по длине и частоте обусловливает существование феномена цвета. Согласно энциклопедическому толкованию, «цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом» [2]. В повседневной жизни человек сталкивается с огромным количеством самых разных цветов и оттенков, которых нет в цветовом спектре. Их появление — результат различных естественных явлений.

Помимо изучения физической природы света, вопросы восприятия цвета рассматриваются в биологии, нейрофизиологии, медицине, психологии. В психологии считается, что цвет активно воздействует на наше физическое состояние. Исследования показали, что это влияние происходит помимо сознания и воли человека. В настоящее время разработано множество психодиагностических методик изучения цвета. Наиболее распространенной методикой является психодиагностическая методика Макса Люшера [3]. Тест Люшера не только дал возможность исследовать взаимосвязь эмоционального состояния человека и его цветовых предпочтений, но позволил по-новому взглянуть на проблему цветового символизма. Данная методика успешно применяется в отечественной психологии и психосемиотике. Ассоциативные цветовые значения как символы настроения и «индикаторы эмоциональных компонентов отношений» человека к себе, миру, окружающим исследуются в работах А. Н. Лутошкина, А. М. Эткинда, Е. Ф. Бажина, Л. М. Иванова, П. В. Яньшина.

П. В. Яньшин в работе «Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета» делает попытку «объяснить цвет как психологический феномен». Автор уверен, что цвет сам по себе является важным атрибутом человеческого сознания и достойным предметом психологического исследования. Цвет как компонент эмоциональный становится в один ряд с мотивами, мышлением, эмоциями. Большой интерес в данной работе представляет составленный исследователем компендиум значений цветов. Ученый собрал воедино все разрозненные данные о каждом из цветов: характеристики ауры цветов, цветосимволику, умственные ассоциации, объективные и субъективные ассоциации [4].

Иные исследователи обращают внимание на изучение цвета с позиций синестезии. Синестезия (от греч. synaisthesis — соощущение) — явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.) [2]. О синестезии речь идет в тех случаях, когда один стимул вызывает два ощущения: одно — адекватное, второе — неадекватное, вторичное. Качество одного ощущения переносится на другое. Синестезия ограничивается сенсорной сферой. Отметим, что тесную связь между цветом и звуком отмечал еще Ньютон в своей эстетической теории. Согласно его учению, семи цветам спектра соответствуют семь нот музыкальной октавы. Подобные цвето-музыкальные аналогии проводились и ранее древнегреческими философами. Попытки синтеза цвета и звука были сделаны Мусоргским в его сюите «Картинки с выставки». Самый яркий вклад в соединение цвета и музыки внес А.Скрябин. Он пытался раскрашивать ноты, стремясь таким образом воплотить в жизнь идею глобального синтеза всех информационных потоков в рецепторном поле человека (цвет, музыка, форма, вибрационные и тепловые ощущения). В отечественной психологии проблема синестезии рассматривается в работах С. В. Кравкова, Е. Ю. Артемьевой, С. В. Воронина и др.

Читайте также:  Tomato что за цвет

Перенос идей психологии цвета в социологию позволил выделить прикладную научную дисциплину — колористику. Эта наука в широком смысле изучает свет и цвет, в узком — восприятие цвета. Главенствующее положение здесь занимает психофизиология, поскольку каждый цвет исследуется с позиций его психофизических свойств, способности вызывать определенные ассоциации у конкретных людей.

Работы, посвященные изучению психологии цвета, отличаются ярко выраженным экстралингвистическим характером. Вместе с тем некоторые исследования акцентируют внимание на психолингвистическом аспекте данного вопроса. Рассматриваются проблемы цветового зрения, цветовых впечатлений, индивидуальных особенностей восприятия цвета в искусстве. В. Ф. Петренко полагает, что язык образов, цвето-пространственных метафор «для своего сциентистического воплощения нуждается в точных колориметрических оценках и описаниях в единстве с предметными характеристиками изображения» [5, с.222]. Он высказывает мнение, что «… цветовой язык вносит дополнительные коннотации в движение человеческих эмоций при восприятии произведений искусства» [5, с.222].

Проблеме информатики цвета посвящены работы Г. Г. Воробьева. Обращаясь к достижениям прикладной физико-химической науки колориметрии, исследователь обобщает опыт, накопленный в области философии, искусства, религии, и излагает свою концепцию связи цветов с определенными психологическими процессами. Исследователь полагает, что цветовая среда формирует характер человека, настроение. Характер, в свою очередь, реагирует на цвет и предъявляет определенные требования к среде. Таким образом вырабатывается общий цветовой язык. Этот язык понятен всем народам, во все времена, при условии знания социального контекста, поэтому он имеет большое культурологическое значение [6], [7].

Цвет как вид информации рассматривается в книге Н. В. Серова «Хроматизм мифа» [8]. Это исследование обращено к цветовой символике в мифах разных народов. Автор анализирует цветовые символы, рассуждает о проблеме цветовой концептуализации, изучает эмоционально-информационные свойства цвета.

Значительное количество работ посвящено цвету в живописи, дизайне. Всестороннее внимание к цвету послужило почвой для появления науки, носящей название цветоведение. Однако подавляющее большинство первых исследований в рамках данной научной дисциплины было адресовано художникам-профессиналам. Такова книга Н. Нюберга «Курс цветоведения» [9]. Автор исследует вопросы физической природы света, анатомии и физиологии зрительного аппарата, цветового освещения, светотени, цветовой гармонии и др.

Большого внимания заслуживает монография Л. К. Мироновой «Цветоведение» [10]. Книга представляет собой фундаментальное исследование науки о цвете от эпохи первобытных общин до наших дней. В ней содержится анализ техники живописи различных направлений, особенности стилей отдельных живописцев. Автор рассматривает основные категории и проблемы учения о цвете: классификация цветов, проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений. Л. К. Миронова останавливается на проблеме психологического воздействия цвета на человека в разные эпохи, анализируя роль цветовой символики.

Интерес к изучению цвета не иссякает на протяжении десятилетий. Человек живет в цветовом мире. Цвет — неотъемлемая часть жизни, бытия, это мощное средство манипуляции сознанием. Цвет может влиять на человека психически и физически. Цвета, безусловно, связаны с национальной и индивидуальной картинами мира, поэтому исследуются с позиции многих наук.

1. Гете И. В. Об искусстве. — М., 1975. — 623 с.

3. Люшер М. Цвет вашего характера. — М., 1996. — 396 с.

4. Яньшин Р. О. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. — Самара, 1996. — 218 с.

5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — М., 1997. — 340 с.

6. Воробьев Г. Г. Информатика цвета // НТИ: Серия 2. Информационные процессы и системы. — 1998. — № 12. — С. 1–14.

7. Воробьев Г. Г. Цвет и характер // Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познать человека»). — Курск, 1993. — С. 120–126.

8. Серов Н. В. Хроматизм мифа. — Л., 1990. — 350 с.

9. Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. — М.; Л., 1932. — 191 с.

10. Миронова А. И. Цветоведение. — Минск, 1984. — 286 с.

Источник

Цвет как объект исследования

«В отблесках цвета наша жизнь»

Мы привыкли воспринимать цвет как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Поэтому мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение, мысли, характер и здоровье человека.

Задачи:

изучить теоритическую основу вопроса;

Методы исследования: изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Предмет исследования: влияние цвета на человека.

Объект: цветовая гамма.

Гипотеза исследования:

цвет вызывает подсознательные ассоциации у человека;

цвет влияет на настроение, чувства, характер и здоровье человека.

2. Что такое цвет и как он возникает.

Цвет – это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, то есть свет + зрение = цвет.

В 1665 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета (см. приложение I рис. 1). На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко – призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Объяснил он это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета.

Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны – это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Диапазон этих значений можно приблизительно разделить по убыванию длины волны на семь полос – красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю и фиолетовую (см. приложение I рис. 2). Чистые спектральные краски носят название цветов, промежуточные называют оттенками. Цвета, встречающиеся в природе, представляют собою смесь световых волн разной длины. Самые короткие – волны фиолетового цвета, самые длинные – красные. Цвета можно воспроизводить, подобрав подходящую длину волны и смешав ее с белым светом соответствующей яркости. 1

Цвета делятся на: холодные, теплые, смешанные и нейтральные.

Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый.

Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния – от оптимизма до твердости. Теплые цвета – красный, желтый, розовый, оранжевый.

Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов.

Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета. Это белый, черный, коричневый, бежевый, золотой, серебряный, серый. 2

3. Цвет в науке.

Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств.

Цветоведение объясняет эти явления с позиции ряда наук: физики, математики, химии, психологии, психофизиологии, эстетики, искусствознания, теории композиции, археологии, этнографии, культурологии.

Так, оптический раздел физики раскрывает закономерность природы цвета и его характеристики. Химия исследует свойство веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям. Математика позволяет осуществлять количественную оценку цветов и определять по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета. Психофизиология раскрывает закономерности физиологии цветного и черно-белого зрения и природу оптических иллюзий. Психология исследует ассоциации, эмоции, образы, вызываемые различными цветами и их сочетаниями. Эстетика исследует законы гармонизации цветовых сочетаний. 3

4. История науки о цвете.

История науки о цвете выделяет два этапа. Первый – донаучный – с доисторических времен до конца 16 века, второй – научный – с 17 века до настоящего времени.

В донаучный период первобытные люди выделяли и наделяли определенным смыслом очень ограниченное количество цветов, связанные с наиболее важными объектами и явлениями их жизнедеятельности (см. приложение I рис. 3).

В эпоху античности возникает естественнонаучное отношение к цвету. Древнегреческие философы пробуют создать цветовую систематику природных стихий (см. приложение I рис. 4).

В Средние века свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами.

В эпоху Ренессанса Леонардо Да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (см. приложение I рис. 5).

Научный период начинается с того времени, как Исаак Ньютон в 1665 году доказал свою теорию о белом цвете. После Ньютона многие исследователи природы цвета и особенностей световосприятия цветов человеческим зрением развили, дополнили, уточнили научную базу цветоведения. Это Гете, Пуркин, Мюллер, Юнг и многие другие (см. приложение I рис. 6). 4

5. Зависимость эмоционального склада человека от «любимого» цвета.

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Он влияет и на другие органы чувств – вкус, слух, осязание и обоняние. Краски окружающего мира глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Цвет – один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение.

Красный – цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый, общительный.

Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией и страстных мечтателей, он означает здоровье, символизирует радость, теплоту.

Желтый – этот цвет символизирует спокойствие, интеллигентность. Если это любимый цвет, то такой человек общительный, любопытный, смелый.

Зеленый – цвет природы. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения.

Голубой – символизирует истину. Это – миролюбие, спокойствие, благополучие.

Синий – это цвет неба. Если он нравится человеку, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку нужно отдыхать, он быстро устает.

Фиолетовый – этот цвет «говорит» об очень большой эмоциональности, чувствительности, деликатности, это цвет гармонично развитых людей.

Черный – это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто любит черный цвет, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, несчастлив.

Белый – это синтез всех цветов, потому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. 5

6. Использование цвета в повседневной жизни.

Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден, достаточно поместить его в комнату с ярко-розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека.

7. Цветовая палитра для стиля одежды.

Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, цвет моря — голубой, синий — часто является цветом морской формы. Черный — цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители. Большинство бизнесменов носит голубые или серые костюмы, усиливая тем самым впечатление, что они представляют собой людей мягких, внушающих доверие. Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально. Голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки служат для навязывания одинакового поведения и никоим образом не дают возможности проявиться индивидуальности.

Когда мы вынуждены носить на работе одежду исключительно того или иного цвета, то возвращаясь домой, мы мгновенно переодеваемся в одежду той окраски, которая нам больше всего по вкусу. И чтобы вы не делали в период своего свободного времени, цвета носимой нами одежды могут не только помочь вам отдохнуть, но и создать необходимое настроение. Так, голубой цвет успокаивает и помогает прийти в себя, розовый одаривает чудесным настроением. Серую одежду хорошо носить и в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Красный или оранжевый цвет одарят вас энергией, требуемой для выполнения напряженных физических упражнений. Для обострения мыслительных способностей наденьте что-нибудь желтое. 6

8 . Цветолечение

Учитывая влияние цвета на человека, учёные медики, ещё в далёком 17 веке, предложили использовать цвет в медицинской практике. Для начала они охарактеризовали основные цвета, а потом стали проецировать их на болезни, что практикуется и в наши дни (см. приложение I рис. 7).

Рассмотрим влияние некоторых цветов на физическое и психическое состояние людей.

Красный цвет оказывает возбуждающее действие на нервную систему, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме. Воздействие красного цвета улучшает кровообращение и сердечную деятельность, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет. Его нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.

Оранжевый – это цвет омолаживающий, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство.

Желтый цвет стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Желтый цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит кожные заболевания, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит.

Зеленый – нормализует работу сердечно–сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление. Очень эффективно действие зеленого цвета при головных болях, нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, раздражительности. Передозировка зеленого может вызвать образование камней в желчном пузыре.

Голубой цвет противоречивый. Это цвет смелых и энергичных людей. Их он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, делает дыхание более глубоким и ритмичным. Но для робких и застенчивых голубой цвет – это цвет шока. Голубой цвет также снижает аппетит.

Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему. Этот цвет дает лечебный эффект при воспалительных заболеваниях, нормализует сон. При занятиях творческим трудом, наоборот, повышает работоспособность. Однако длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Белый цвет – дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает торжественность. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. 7

9. Исследование.

1. Есть утверждение, что люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним. Для подтверждения этого я предложила ответить на следующие вопросы: «С каким цветом ты себя ассоциируешь?», «С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?»

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга (см. приложение II таблица 1).

2. На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают. Узнаем это так ли это. Было предложено ответить на вопросы: «С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?», «С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?».

После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации:

• Вкусовые ассоциации у многих детей в классе совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация соленого с белым цветом и кислого вкуса с желтым (см. приложение II таблица 2).

• Ассоциации времен года так же у многих детей в классе совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима – белая, осень – оранжевая (см. приложение II таблица 3).

3. Как влияет цвет на умственную продуктивность (внимание) человека. Было предложено написать диктант на цветных листах бумаги.

После изучения результатов, установлено, лучшая концентрация внимания на листах красного цвета, 12 % учеников допустили ошибки в тексте, синий цвет снижает умственную продуктивность, 25 % человек допустили ошибки. Остальные цвета оказывает одинаковое воздействие (см. приложение II диаграмма 1).

10. Заключение.

Читайте также:  Минералы с черным цветом 1

Цвет — это дар природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Изучив литературу и проведя исследования, мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, влияет на внимание человека. Так же установлено, цвет существенно влияет на общее состояние человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Поэтому моя гипотеза доказана.

Цвет – мощное средство воздействия на человека.

Гете так писал о способности цвета создавать настроение: желтый — веселит и бодрит, зеленый — умиротворяет, синий — вызывает грусть.

Список используемой литературы.

1. МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – 3-е изд./Л.Н. Миронова. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151с.:ил.

2. Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. – Павлодар, 2009. – 116 с., цв.ил.

3. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь.

4. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.

5. Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 416с, ил.

6. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.

7. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: Б.&К., 2000. — 212 с.

Рис. 1 – Опыт И. Ньютона

Рис. 2 – Диапазоны длин цветовых волн

Рис. 4 – Цвета стихий

Рис. 5 – Система цветов Леонарда да Винчи

Рис. 3 – Наскальная живопись первобытных людей

Рис. 6 – Цветовые системы

Рис. 7 – Цветолечение

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Читайте также:  Почему много мошки у цветов

Источник