Меню

Цвет как средство художественной выразительности



«Цвет как средство выразительности детского рисунка»
статья по теме

Эстетическое воспитание детей как средство решения задач эстетического и духовного развития личности.

Скачать:

Вложение Размер
«Цвет как средство выразительности детского рисунка» 410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Цвет как средство выразительности детского рисунка»

«Мы не можем высказать, чем волнует

и трогает нас каждый цвет, ибо цвета

говорят с нами на наречии, более

утонченным, нежели слова…»

Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводиться формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса, художественно-творческих способностей.

Одним их ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойство по-разному взаимодействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа.

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки (ведь готовая краска часто не соответствует реальному цвету предмета или задуманному детьми), ребенку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.

В своих работах дети активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых цветов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.

Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне.

В процессе обучения важно:

• Дать детям знания об основных, составных, нейтральных, теплых, холодных цветах.

• Научить свободному смешиванию трех красок синей, желтой, красной; смешиванию цветов с белой краской, (выбеливание).

• Научить правильному подбору цветовых сочетаний (читая их, ребенок видит весь мир глазами художника, впитывает его мысли, чувства, настроение; это обогащает мировоззрение ребенка и помогает ему освоить художественный «язык» цвета);

• Придавать особое значение выбору цветовой гаммы (здесь у каждого ребенка свои пристрастия; они отдают предпочтение теплым цветам и оттенкам; других же больше привлекает синий спектр и холодные цвета);

• Научить ребенка видеть красоту в гармони красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

Необходимо также учитывать условия формирования чувства цвета у детей.

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.
  2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного.
  3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
  4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.
  5. Использование дидактических игр в работе с детьми.
  6. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.
  7. Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении детского сада.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета прежде всего необходимо научить детей различать и называть цвета, воспринимать цвет и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве. Эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках.

Перед ребенком стоит задача передать в рисунках, аппликациях цвет изображаемых объектов, богатство их цветовой характеристики. Изображение тех или иных предметов или явлений требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия и в процессе его. Успешное формирование чувства цвета зависит от того, как при подготовке к занятию учитывается в какой степени знание цветов и оттенков отвечает задачам, и интересам, склонностям и захватывает детей эмоционально. Очень важно раскрыть детям эстетическое содержание объекта и роль цвета в этом, причем рассказать в эмоциональной форме, используя образные определения, метафоры, сравнивая разные предметы по цвету.

Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность, и в свою очередь, наблюдение жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей.

Наиболее доступные виды изобразительного искусства у детей, включающие цветовое богатство мира, — иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народно-прикладное искусство. Особенно доступен пониманию детей цветовой строй народного декоративного искусства, каждый из видов которого имеет свою цветовую гамму. Восприятие произведений народного искусства способствует развитию чувства цвета, формированию художественного вкуса.

Кроме широкого использования природных богатств цвета, произведений искусства усиливают впечатление также поэтические образы литературы, музыки и других видов искусства.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства, дидактических игрушек, пособий по цвету. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Большое значение имеет и эстетически оформленная среда в которой воспитываются дети, включающая интерьер дошкольного учреждения.

В нашем детском саду все занятия по изобразительной деятельности проводятся в просторном «Центре творчества», оформление которого выдержано в современном стиле, а эстетическая среда настраивает детей на творческую деятельность.

Работа по эмоционально-художественному развитию детей в цветовосприятии мира проводится с использованием наглядных пособий в виде технологических опорных схем «Цветовой спектр», «Цветоведение», что позволяет наглядно в доступной для детей форме объяснить сочетание цветов в радуге, выделить из них основные и дополнительные, теплые и холодные, контрастные и т.д.

Для закрепления полученных знаний дети заучивают считалочку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В старшей группе дети рисуют радугу, используя дополнительные цвета смешивая основные краски на палитре. В подготовительной группе работая с палитрой дети рисуют овощи и фрукты (красный помидор, оранжевая морковь, желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый баклажан). Так же в течении года на занятиях ведется работа с карточками (на каждого ребенка набор из 7 карточек цветов радуги), что позволяет охватить всех детей и получить ответы на вопросы и выполнить задания:

  1. Сколько цветов в радуге?
  2. Разложите карточки на столе по порядку используя считалочку.
  3. Поднимите карточки с основными цветами.
  4. Поднимите карточки с дополнительными цветами.
  5. Поднимите карточки с помощью которых можно получить зеленый цвет.
  6. Поднимите карточки с помощью которых можно получить оранжевый цвет.
  7. Поднимите карточки с помощью которых можно получить фиолетовый цвет.
  8. В левую сторону отложите теплые цвета в правую холодные.
  9. Какой цвет может быть и теплым и холодным. Почему?

Для закрепления теплых и холодных цветов детям предлагаются темы для рисования «Времена года» в технике гризайль (рис. одним цветом и его оттенками), «Портрет осени», «Портрет зимы», «Замок холода» и др.

Рисуя восковыми мелками дети учатся делать заливку фона неба, моря холодными цветами. Рисуя по мокрому листу на темы «Мой сон», «Мое настроение», «Радость» дети составляют разные цветовые сочетания передавая свои эмоции.

В средней группе детям предлагается контур бумаги в форме березового листа, яблока и т.д., фон смачивается мокрой губкой и разукрашивается теплыми цветами (происходит вливание одного цвета в другой)

В старших группах при изучении темы «Гжель» дети учатся размывать синий контур цветов, листьев водой добиваясь цветовой растяжки. При изучении тем «Мой город», «Роза», «Снежная королева» дети на палитрах смешивают краски с белилами или водой для придания им светлых оттенков.

Так же на занятиях используются поэтические произведения, загадки, дидактические игры раскрывающие цветовой образ мира.

Все окружение ребенка направленно на развитие его художественного вкуса, чему способствует эстетично оформленный интерьер детского сада, где гармонично сочетаются элементы современного дизайна.

Источник

Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей»

Татьяна Заварухина
Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей»

«Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас

каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии,

более утончённом, нежели слова…»

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений.

Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цветаформируется постепенно: в старшем дошкольном возрасте таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей-дошкольников цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых).

Так что же такое цвет? Из чего он состоит? Почему один весёлый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.

Итак, цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребёнка.

В работе с цветом педагог должен учитывать,что:

с возрастом у детей меняются цветовые предпочтения;

через цвет ребёнок способен усваивать новую информацию;

с помощью цвета дети выражают свои эмоции, внутреннее состояние, которое иногда трудно выразить словами.

Вот как описал Ю. А. Полуянов первое впечатление ребёнка от прикосновения к миру красок и цвета: «Первое знакомство с красками – значительное событие в жизни ребёнка. С каким восторгом он рассматривает каждую из них, и в первую очередь самые яркие – красную, жёлтую, синюю! Как увлекается тем, что может попробовать каждую краску! Сам вид красочных пятен на листочке кажется ему чудом»

Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного опыта. У дошкольника ещё нет такого богатого разностороннего опыта цветовых впечатлений. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей формируются предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Они способны различать множество оттенков.

Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти качества требуют обогащения, художественного развития, которое педагог может осуществлять в процессе обучения.

Первое восприятие у детей дошкольного возраста обычно связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – некрасиво». Занимаясь художественным творчеством, ребёнок отдаёт предпочтение цветам, которые нравятся. С помощью этого средства выразительности он передаёт своё отношение, свои чувства к тому, что рисует. Для изображения понравившегося выбирает яркие, чистые цвета, разнообразные сочетания. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, с предпочтением тёмных цветов.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Предметы чаще всего окрашиваются определённым локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце жёлтое и т. д. используя основные цвета и оттенки, ребёнок может окрашивать предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения. Обычно дети используют яркую краску, которая делает рисунок привлекательным.

Замечено, что одарённые дети по-особому воспринимают цвет и используют его в своих работах. Они не ограничиваются только теми стереотипами, которые используют все остальные. Для них характерно использование фантастического цвета, непредсказуемого цветосочетания, совмещения в одном предмете нескольких оттенков, плавного переливания одного в другой.

С возрастом знания детей о цвете расширяются, они узнают большое количество оттенков, а старшие дошкольники учатся сами смешивать краски и получать новые цвета и оттенки.

Дети узнают также, что цветпредметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зелёная, а зрелая может быть красной или чёрной, листья на деревьях летом зелёные, а осенью – разноцветные и т. д.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей и это находит отражение в их изобразительной деятельности.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной.

Для того, чтобы дети могли умело использовать цвет в своём творчестве, чтобы он им помогал в создании выразительных работ, педагогу необходимо познакомить детей с такими понятиями, как, цветовой круг, насыщенность, контраст, цветовая гамма, колорит.

Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. В научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зелёный и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон.

Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый и синий. Эти цвета соответствуют трём краскам, из которых путём смешивания можно получить наибольшее число цветов.

Все цвета, которые может видеть человек делятся на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Основные хроматические цвета, кроме белого, серого и чёрного образуют цветовой круг.

Для того, чтобы дети лучше запомнили основные цвета и оттенки можно использовать наглядное пособие «Цветовой круг». Оно поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество смежных цветов и оттенков.

Каждый цвет может отличаться друг от друга по цветовому тону, насыщенности (степени выраженности определённого цвета) и светлоте.

Например, объясняя детям как получить разные оттенки одного цвета (темнее, светлее) можно использовать стакан с водой. Капая краску в воду, дети наблюдают за постепенным превращением воды из светлой в тёмную. Получить разные оттенки можно и другим путём – добавляя в основной цвет белую или чёрную краски.

Цветовой круг можно разделить на две половины так, что в одной половине окажется гамма красного цвета и его оттенков (тёплая, а в другой – гамма синего цвета и его оттенков (холодная).

Для знакомства детей с тёплой и холодной гаммой цветов на занятиях рекомендуется использование различных дидактических игр и заданий.

Например, «Составь узор только в холодной или только в тёплой гамме»

«Раскрасить одну половину предмета холодными красками, а другую –

можно рассказать детям о том, что не бывает плохих цветов – есть плохое сочетание, рассказать «Сказку про краски тёплые и холодные»; предложить детям составить палитру тёплых цветов и палитру холодных цветов, а затем нарисовать радугу – символ радости и гармонии, изысканного цветосочетания.

Кроме этого дети должны знать о контрастных цветах. Это цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга.

С понятием контраста детей также можно знакомить через игровые упражнения и творческие задания.

Например, расположить один и тот же предмет на поверхности разного цвета. Найти контрастное сочетание, т. е где предмет наиболее ярко выглядит, хорошо выделяется на фоне.

Для того, чтобы дети могли создать выразительную работу им необходимо знание о колорите, т. е цветовых сочетаниях. Они могут быть контрастными (где каждый цвет сохраняет свои особенности, они не поглощают друг друга, нейтральными (цвета «растворяются» друг в друге, их трудно различить, гармоничными (каждый цвет дополняет друг друга).

Для того, чтобы детям легче было усвоить это понятие можно предложить такое задание. Пусть они пофантазируют – нарисуют картину, используя любые цвета и оттенки, какие больше нравятся. Затем рассмотреть полученные работы, найти наиболее гармоничное (красивое) сочетание цветов, контрастное, отметить работы, где цветовое решение менее удачное (т. е цвета плохо сочетаются, не взаимодействуют друг с другом).

Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Доказано, что цвет и чувства человека тесно связаны. При плохом настроении и яркие краски солнечного дня, могут показаться резкими, неприятными. Наоборот, хорошее настроение способно богато расцветить даже пасмурный день поздней осени. Случается и так, проснётся человек, что называется, не в духе, увидит чистые, прозрачные краски весеннего утра, и неприятные воспоминания исчезнут, напряжение спадёт – настроение улучшится.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.

Красный цвет – цвет радости и победы

Оранжевый – согревает и бодрит

Жёлтый цвет – цвет хорошего и весёлого настроения

Голубой цвет – цвет спокойствия, меланхоличности

Белый цвет – символ чистоты, нежности

Зелёный цвет – действует успокаивающе, приятен для глаз

Чёрный цвет – угнетает, если употребляется один, но в соседстве с другими – подчёркивает их яркость.

В процессе овладения детьми навыков по использованию цвета развиваются их творческие способности. Наиболее быстро и успешно они развиваются в игре.

Таким образом, постепенно, знакомясь с цветом, его свойствами, характеристиками в процессе игры, упражнений, выполнения практических заданий ребёнок усваивает знания, развивает навыки, приобретает умения использовать цвет – как средство выразительности в художественно-творческой деятельности.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Презентация «Использование техники «коллаж» как средство развития художественно-творческой деятельности у дошкольников» Все мы знаем, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и т. д.).

Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей» Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями.

Консультация для педагогов «Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника. Творческая активность- это умение видеть прекрасное.

Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка» Консультация для воспитателей. «Цвет как средство выразительности детского рисунка». Цвет является одним из важных средств художественной.

Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей Создание музыкально-двигательных композиций, как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Согласно ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников» Прокопова Е. Л., воспитатель «Формирование самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников». Семинар-практикум Два.

Консультация для родителей «Формирование потребности в художественно-творческой самореализации детей 5–7 лет» В статье рассматриваются проблемы творческого развития ребенка и формирования потребности в художественно-творческой самореализации, учитывая.

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста. Цель: исследовать и выявить формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста, изучить предметно-развивающую среду посредством.

Источник

Читайте также:  Почему гормональные таблетки разного цвета