Меню

Цвет как знаковая система



Феномен цветовой культуры. Символика цвета. Использование ассоциативных качеств цвета в знаковых цветовых системах

Огромное значение восприятия цвета для целей идентификации предметов и явлений окружающего мира, сильное ассоциативное и эмоциональное воздействие цвета способствовали тому, что уже на ранних этапах общественного развития возник феномен цветовой культуры — сумма знаний и представлений о цвете, содержащих смысловую, эстетическую и эмоциональную информацию, имеющих основу в психофизиологическом воздействии цвета. Цветовая культура характеризуется определенной системой цветовых традиций и является частью всей духовной и материальной культуры народа, нации, отдельной социальной группы.

Специфика цветового воздействия позволяет использовать цвет не только как отдельный знак-символ, но и как целую систему языкового характера. Становление цветовых знаковых систем — языка цвета неразрывно связано с цветовой культурой, поэтому понять символическое значение языка цвета можно только в контексте истории и культуры отдельной страны или региона в определенный исторический период.

Язык цвета может иметь следующие значения:

– коммуникативное, определяющее связь между отдельными предметами, эле-

ментами целого, явлениями, событиями, действиями;

– символическое, указывающее на явление, предмет и их сущность;

– выразительное (экспрессивное), передающее определенное чувство и вызывающее определенные эмоции. Часто все три значения воспринимаются одновременно, поэтому можно говорить о триединстве языка цвета.

Символическое значение цвета выражается в выполнении познавательных функций, прямо указывающих на объект и дающих дополнительные сведения о его сущности. Цвет как символ использовался уже на ранних стадиях развития человеческого общества. Развитие в рамках различных культур цветовых ассоциаций вместе с развитием во всех сферах материальной и духовной жизни цветовых традиций, выражающих цветовые предпочтения — внутреннюю основу цветовой культуры, способствовало возникновению системы цветовых символов. Такая система выходит далеко за временные рамки одного поколения, выражая коллективный опыт многих поколений.

История символики цвета сложна, запутана и требует специального изучения с привлечением данных этнографии, истории религии, фольклористики и т.д. Отношение человека к цвету всегда определялось духовной сущностью эпохи, которая зависит от общественной формации и от мировоззренческих установок общества. Поэтому символическое значение отдельного цвета и определенных цветосочетаний со временем подвергалось изменению. Однако многие цветовые символы, основанные на ассоциативном восприятии объектов и понятий и имеющие очень древнее происхождение, сходны для многих различных культур и эпох вплоть до сегодняшнего дня. Их древность подтверждается тем, что одни и те же цветовые символы характерны для столь различных цивилизаций, как китайская и европейская, древнеегипетская и древнегреческая. Например, у тех и у других зеленый и синий означали дерево, небо и мудрость; красный — огонь, солнце и добродетель. Белый был символом зимы, холода, луны, чистоты; черный — серьезности и греха. И у европейцев, и у китайцев боги были белыми, демоны — красными, а черти — черными.

Первыми цветами, которые символизировали наиболее значимые явления природы и бытия еще у первобытных народов, были черный, белый и красный. Эти цвета и сейчас остаются наиболее используемыми почти во всех цветовых культурах. Цивилизации Древнего мира создали более сложные цветовые знаковые системы с использованием большего количества основных символических цветов. Еще более сложная цветовая символика возникла в эпоху Средневековья и в Новое время.

Здесь надо отметить, что параллельно с развитием и усложнением представлений об окружающем мире, накоплением знаний, постижением законов мироздания развивалась и способность человеческого зрения различать цветовые оттенки. Исследования ученых показывают, что современный человек различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший несколько тысячелетий назад. Цветовая чувствительность глаза может совершенствоваться и в будущем.

Традиции цветовой символики сейчас во многом утрачены, особенно в индустриальных странах, где преобладает утилитарное отношение к цвету. Однако и сегодня символическое использование цвета имеет большое значение в изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, дизайне. Цветовая символика присутствует и в повседневной жизни на уровне межличностного общения. Символика цветов повсеместно распространена в национальных флагах, в геральдике, в одежде.

Можно выделить три типа образования цветовой символики. Первый тип — прямое сопоставление, например, огонь во всех системах обозначался красным. Второй тип — символика, основанная на ассоциациях, обусловленных психофизиологическим воздействием цвета, например, черный цвет как символ отчаяния или греха. Третий тип — символическое значение цвета, не связанное напрямую со зрительными впечатлениями или цветовыми ассоциациями, возникшее под воздействием случая, народных обычаев, религиозных или философских, представлений, например, белый цвет для обозначения траура в Китае.

Существуют также три варианта обозначения явления или понятия с помощью

– цвет, сам по себе, изолированный от других цветов и форм, «идеальный цвет»

(этот вариант отличается многозначностью и противоречивостью, например, красный цвет может символизировать любовную страстность и кровавую воинственность, красоту и жестокость в разных символических системах);

– цветовое сочетание, также изолированное от формы, содержащее два и большее количество цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов (например, черное и белое как символ диалектического единства и борьбы противоположностей);

– символика цветных форм, соединение определенного цвета или сочетания цветов с определенной формой, причем это может быть абстрактная геометрическая форма, предметное изображение или конкретный физический предмет (например, символика драгоценных камней).

В последнем варианте цвет несет информацию о каком-либо объекте, явлении, понятии в виде безусловного, условного или кодового цветного изобразительного знака.

Безусловный изобразительный знак — цветное предметное изображение, в котором цвет является реальным неотделимым признаком изображенного пред- мета. Условный изобразительный знак — предметное изображение, в котором используемый цвет не соответствует реальному цвету изображенного предмета (например, черно-белое изображение).

Читайте также:  Как зависит характер человека от цвета его глаз

Кодовый цветовой знак-символ не имеет ни изобразительного, ни ассоциативного сходства с обозначаемым объектом. Для понимания его смысла необходимо знание той цветовой системы условных символических обозначений, к ко- торой этот символ относится.

Кроме наглядно-чувственных форм цветового символа, существуют и речевые — «цветовые метафоры», которые используются в бытовой и литературной речи, например, «синий чулок», «розовые очки» и т.д.

Язык цвета позволяет создавать как художественно-эстетические, так и функционально-утилитарные цветовые знаковые системы. Первые в большей степени основываются на ассоциативном воздействии цвета и традициях цветовой культуры общества, вторые — на особенностях психофизиологических реакций человека на цвет.

В изобразительном искусстве художники, используя символико-выразительное значение цвета и различные способы цветовой гармонизации, определенные сочетания цвета и формы, углубляют содержание и создают яркий художественный образ за счет художественной метафоричности цвета. Цвет, будучи неотъемлемым признаком естественных объектов, несет в себе дополнительную информацию. Функционально- утилитарные цветовые знаковые системы используют коммуникативное значение цвета, с помощью которого решаются задачи различения, выделения, объединения объектов. Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются вспомогательным средством, помогающим восприятию основного содержания.

Разделение — первичная функция цвета. Его может выполнять как отдельный цвет или оттенок, так и сочетание цветов — гамма, отличающаяся от цветовой гаммы объектов другого характера.

Выделение означает не просто отличие предмета по цвету, но и его особый характер. С учетом цветовых отношений с окружающими предметами и средой, для вы- деления, как правило, используется резкий цветовой контраст. Объединение используется для создания с помощью одного цвета целостной формы предмета и для обозначения близких или одинаковых по функциональному назначению или содержанию объектов.

Утилитарная функция цвета в пространстве — указание, сигнализация, ориентация и создание оптимальных условий зрительного восприятия, позволяющих в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций. Эти задачи решаются с учетом особенностей психофизиологического воздействия от- дельных цветов и различных цветосочетаний. Пример всем знакомого кодирования в сигнально-предупреждающем смысле: красный — опасность, запрет; желтый — повышенное внимание; зеленый — безопасность. Эти цвета употребляются в контраст- ном сочетании с белым и черным. Пример использования цвета для ориентации в пространстве — выделение цветом отдельных объектов и функциональных зон, путей коммуникационного движения и т.п.

В дизайне и архитектуре при помощи цвета, как правило, одновременно решаются и художественные, и утилитарные задачи. Изначальная принадлежность цвета архитектурной форме определяет специфику цветового языка и характер его знаков. Архитектура использует в основном цветовые знаки-символы. Знаком языка цвета в архитектуре может являться какой-либо цвет (эталон), его изменения, сочетание нескольких цветов, цветовая среда, ее элементы. Эти знаки, образующие систему, выражают отношение к окружению, влияют на утилитарную и эстетическую организацию среды. Например, колорит города, убранство жилища говорит о состоянии национальной культуры, о степени ее развития, оригинальности, самобытности, подверженности влиянию других культур. Цветовое единство или цветовая пестрота, гармония или дисгармония цветностей архитектурных сооружений говорят о цветовой культуре, об истории и принципах застройки, о характере строительных и отделочных материалов.

Источник

5.3 Цветовая символика

Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.

Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же — символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет — это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы.

Читайте также:  Как после смывки получить красивый русый цвет

Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)

Источник

Категория цвета в народной культуре

Фрагмент традиционного марийского костюма. Школьный музей с. Слудка.

Перенёс свою статью с сайта Летописи.ру. Она представляет собой тезисы для исследования. Может, пригодится как канва для студентов и любознательных школьников. Думаю, будет полезной и для учителей, проводящих занятия по МХК, народной культуре, краеведению. Да и так, наверное, будет интересно для моих постоянных читателей.

Цвет и настроение

Методика «цветописи» в социометрических исследованиях. (А.Н. Лутошкин – «эмоциональный маятник»).
Цветомузыка.

Цвет и его восприятие

Цветовое восприятие у разных этносов разное. У большинства народов особое значение имеет цветовая триада белый/красный/чёрный. В Поволжье больше, чем в других регионах, присутствует зелёный цвет.

Цвет и знаковая система

Ещё в античном театре у разных персонажей были разные цвета.
Цвет издревле является обозначением социальной группы (священники, монахи).
Цвета военных мундиров.
При Петре I: караульные будки, разное цветовое оформление отдельных комнат Зимнего дворца.
Дорожные знаки. Светофоры (красный=стой, жёлтый=жди, зелёный=иди).
Цвета вагонов разного класса.

Цветовая триада в костюме

Детская традиционная одежда – для неё характерны простота и бесцветие.
Чем старше человек, тем больше цвета в его одежде.
Пик – предбрачный период. Алый цвет у женихающихся. Красный цвет – цвет плодовитости.
Традиционные костюмы русских, татар, удмуртов, марийцев: сочетание белого, красного, чёрного, зелёного, реже синего цветов.
В зрелом возрасте цвет в одежде идёт на снижение. Саван. Белое и чёрное.

Цвет, как изобразительное средство

Одно из основных изобразительных средств живописи.
Декоративно-прикладное искусство. Любая вещь включается в знаковую систему. Ковши-утки. Крашеная деревянная посуда. Вещь должна быть «одетой». Если изделие не раскрашено, то это ещё просто заготовка.
Крашеная кукла. Матрёшка. Дымковская игрушка.

Цветовые эпитеты в языке

Обрядовые тексты: цвета в них мало (хотя в самих обрядах – в обрядовых костюмах, вещах цвета много).
Древнерусская литература. Светоносность, свет вместо цвета. Крайне редкое употребление понятий цвета в языке. В основном цветовые прилагательные, привязанные к конкретным понятиям.
Взрыв цветовых обозначений в русском языке наблюдается в конце XVII – начале XVIII веков. Увеличилось в 10 раз за счёт иностранных и относительных обозначений (оранжевый – от orange = апельсиновый; салатный, кирпичный, малиновый, вишнёвый цвет и т.д.).
Загадки, как фольклорный жанр: цвета мало.
Детская мифология. Цвет не выполняет колористическую функцию. Обычно это знак опасности: чёрный, синий, жёлтый, … (Детская страшилка: «В чёрной-чёрной комнате стоит чёрно-синий гроб, а в том чёрном-синем гробу – жёлтый покойник…»)
Цветобоязнь проявляется и в названиях болезней: желтуха, краснуха, чернуха, …

Цвет в литературе и поэзии

А. Грин. Алые паруса.

Цвет в геральдике и государственной символике

Геральдические цвета. Каждому цвету приписывается строго определённое значение.
Флаги и гербы.

Цвет и семантика

Через цвет часто даётся идеал красоты. («Во поле берёзонька стояла»).
Растительность и цветы. Сложная цветовая семантика. (Жёлтый цвет – цвет измены).

Белое — в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Белый и черный цвета – это антонимы. Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие. Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.
Символически пара белый/черный эквивалентна парам понятий хороший/плохой, мужской/женский, живой/мёртвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, святость, чистоту, плодородие, свет.
Белое — видимость и невидимость. Белоруссия: в значении белое, на границе, вдали, невидимое.
Белое — похоронное. Многие индоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали о смерти, вывешивая на избе белый «плат» или полотенце, которым «приходящий покойник сорок дней утирал слезы». На русском Севере известна белая погребальная одежда. Смысл обряжения невесты в белое в первый день свадьбы: она в этот день «умирает в девичестве», чтобы на следующий день возродиться в новом качестве (после первой брачной ночи она должна обрядиться в цветное платье). Известен фразеологизм «белая смерть», в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, что собирать во сне белые цветы — к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси, кони, козы; болезнь — увиденная во сне девушка в белом.
Белое — ряженое. «Белька» — персонаж среди колядовщиков: белый (или с белым лицом), молчит, что-то вроде смерти.
Белое — исключительное. Белая ворона, белый альбинос.

Чёрт – чёрный – черта. («Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»). Зачертить, зачеркнуть = к чёрту отправить.
Чёрный цвет ассоциируется с мраком, землёй, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в чёрный или другие тёмные цвета — зелёный, синий, фиолетовый). Чёрного цвета обычно демонологические персонажи вроде чёрта, банника, овинника, полевого духа. Представление о «царстве тьмы» как о загробном мире, противопоставленном «белому свету», характерно для всех славян.
Чёрная кошка (Здесь цвет более важен, чем наименование самого предмета. Цвет способен изменять смысл вещи).

Читайте также:  Ценные камни зеленого цвета

Понятие цвета начинается с красного. Сначала красный = красивый. («Красна девица», «Красная площадь»)
Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связь красного цвета с огнём отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о «бабе в красном казане» (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.).
Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле «нечистых покойников» (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.
Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

По этимологии чернота и краснота едины: от древнеиндийского «kr» (чернь – червлёный — красный)
Красный цвет тоже связан со смертью. В Украине традиционный траурный цвет – красный.
Сочетание красного с чёрным часто представляется как нечисть.

Символ красоты. Идеал красоты, реальности и готовности к браку.
Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/чёрное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/красное/чёрное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений. Промежуточная позиция красного между белым и чёрным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/утро(вечер)/ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна(осень)/зимасоответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют граничные зоны: порог дома, ворота, изгороди — суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства.

Зелёное в смысле «не – до». Недозрелое. Молодо-зелено.
Зелень – опасный цвет. Зелье, зло. Буйная зелень. Зелёный змий. Черти зелёные.
Этимологическая цепочка: зелёный > зел > зл > злато > золото > жёлтый.
Зелень – цвет весны, пробуждения природы, плодородия. Цвет растительности. Цвет изменчивости. Продуцирующая символика зелёного цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица — зеленые святки, Троицкая неделя — зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга.
Зелёный цвет и ревность.
В погребально-поминальных обрядах зелёный иногда выступает как цвет «того света». Яйца зелёного цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого.

Желтизна – признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Жёлтый цвет часто осмысляется как символ смерти; в славянских поверьях появление жёлтого пятна на руке предвещает смерть. В жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах. На Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и жёлтые яйца; в Семик при кумлении девушки, целуясь сквозь венок, дают друг другу жёлтое яйцо. В обряде «крещения кукушки» участники ритуала кумовства на кладбище обменивались желтыми яйцами, разбивали их и оставляли на могилах. В субботу, накануне Троицы, когда поминали умерших «не своей» смертью и некрещёных детей, красили яйца не в красный цвет, а в жёлтый, и раздавали детям. Жёлтый — один из традиционных эпитетов в заговорах восточных славян. Растения с жёлтыми цветами используются для лечения «жёлтых» болезней (желтухи и др.)» свойством исцелять наделяются жёлтые предметы (платки, кольца, посуда), куры с жёлтыми ногами, жёлтые бабочки.

Вывод: В традиционной культуре цвет – не просто один из признаков предмета, он имеет символическую трактовку. Изменение цвета влечёт изменение сущности предмета.

Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Все приведенные примеры относятся к цветам одежды. Эти символические выражения назначения тех или иных вещей появились в нашей культуре сравнительно недавно, некоторые из них не имеют в ней корней и пришли извне, однако их влияние является достаточно сильным, сильным настолько, что, сталкиваясь с отклонением от правил, мы часто недоумеваем. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо ещё вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна.

Источник