Меню

Цвет набивка что это такое



Описание и фото набивной ткани: что это такое, как она выглядит и почему этот материал так называется?

В давние времена узоры на текстиль наносились ручным способом – набивкой. Название, связанное с это техникой, сохранилось, хотя на смену старому методу уже давно пришли современные технологии. Какая материя называется набивной? Какие способы нанесения рисунка существуют? Как ухаживать за такими тканями?

История набивной ткани

Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.

Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.

Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.

В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».

Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.

Виды нанесения рисунка

В наши дни нанесение рисунка на материю вручную сохранилось лишь как вид декоративно-прикладного искусства. Существуют два современных подхода к нанесению изображения на ткань. Большой популярностью пользуется метод прямой печати. Название значит, что краска наносится напрямую на текстиль без использования промежуточных носителей. Из-за высокого уровня детализации рисунок выглядит контрастным и резким.

Способ прямой печати применим к натуральным и смесовым тканям. Для нанесения изображения на синтетику используется сублимационный метод. Полотно кратковременно нагревают так, чтобы его поверхность слегка расплавилась и стала более рыхлой. Краска наносится либо напрямую на изделие при помощи принтера, либо сначала переносится на специальную бумагу или пленку, а затем на ткань.

Сублимационная печать

Существуют и другие виды получения набивной ткани, относящиеся к методам непрямой печати:

  • Механический. Используется при больших объемах производства. Узор гравируется на поверхности металлического вала, который погружается в краситель и переносит изображение на тканевое полотно.

Роспись аэрографом по ткани

  • Аэрографная печать. Рисунок наносят с помощью аэрографной установки и шаблонов. Краска разбрызгивается по поверхности посредством сжатого воздуха. Метод позволяет получать высокохудожественные изображения, однако краситель не вдавливается в ткань, поэтому прочность окраски ниже, чем при использовании механического способа.
  • Полихроматический метод. Широко используется при окрашивании ворсовых тканей и искусственных мехов. Краску наносят на движущееся полотно по всей его ширине посредством сопел. Возможность регулировки выпускных отверстий обеспечивает множество вариантов расцветки.
Читайте также:  Чем подкормить гортензию что бы поменяла цвет

Шелкография

  • Шелкография. Современный вид трафаретной печати, распространенный и недорогой. Краску продавливают через тонкую сетку-трафарет, и она равномерно ложится на поверхность ткани. Сейчас шаблоны производят из полиэфира или металла, раньше для их изготовления использовали шелк, отсюда и пошло название этого метода.

Вытравная печать

  • Вытравная печать. Окрашивают предварительно выбеленную поверхность. На полотно наносят вытравляющий состав, обесцвечивающий материал, затем – краску. Рисунки отличаются четкими контурами.
  • Резервная печать. На выборочные области материи наносят специальный защитный состав, предотвращающий фиксацию красителя. После полотно окрашивают целиком. В тех местах, где производилась обработка, окрашивание не происходит.

Советы по уходу за изделиями из набивного материала

Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.

Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.

Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.

Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.

Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.

Источник

Виды набивных тканей по способу нанесения рисунка и составу

Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.

Техники нанесения набивного рисунка

В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.

Обзор и описание технологий

В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.

Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.

Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.

Читайте также:  Каким цветом должна быть моча с йодом при беременности

Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.

Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.

Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.

Способы нанесения изображения

По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.

Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.

Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.

Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.

Хлопчатобумажные ткани

Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.

Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.

Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.

Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.

Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.

Читайте также:  Мебель для ванной комнаты желтого цвета

Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.

Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.

Другие популярные виды

Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.

Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.

Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.

Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.

Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.

Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.

Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.

Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.

Как определить лицевую сторону

Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.

Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.

У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.

Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.

Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.

Источник