Меню

Цвета которые передают боль



Лечение цветом (хромотерапия)

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные органы человека. Оказывая влияние цветом на тот или иной орган, можно лечить его. Такое лечение – лечение цветом – сейчас вновь возрождается и внедряется в лечебную практику и носит название хромотерапия.

Хромотерапия зародилась в древности. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии. В перси уже в IV — III тысячелетиях до н.э. окрашенный свет, полученный с помощью цветных кристаллов природных минералов, успешно применялся для лечения и профилактики заболеваний, связанных с эмоциональным напряжением.

В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет. Египетские врачи словно купали больного в потоках целительных для него лучей определенного цвета.

Авиценна составил особый атлас, где описал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека. Он считал, что яркий утренний свет помогает усвоению пищи; красный цвет создает оптимистическое настроение и усиливает ток крови; желтые цвета вылечивают печень, уменьшают боли и снимают воспаление. Проблемой цвета занимались Аристотель, Леонардо да Винчи, И.В. Гете, Т. Янг, И. Ньютон.

Широко использовала лечение цветом и народная медицина разных стран. Сегодня восточная медицина продолжает утверждать, что каждый человек при рождении получает свой запас жизненной энергии, изменяющейся с течением жизни. Жизненная энергия человека постоянно движется между органами и тканями по энергетическим меридианам. Меридианы имеют ключевые точки, воздействуя на которые можно влиять на весь меридиан и на общее состояние организма. А поскольку меридианы и акупунктурные точки имеют свои спектральные и волновые характеристики, любое нарушение в организме можно эффективно исправить с помощью воздействия правильно подобранного цвета.

Согласно древнекитайской философии, в сине-зеленый цвет окрашена печень, в красный – сердце, в черный – почки, в белый – легкие, в желтый – селезенка и поджелудочная железа. В такие же цвета окрашены и субстанции, вырабатываемые органами: в ярко-красный цвет – кровь, в желто-зеленый – желчь, во всевозможные оттенки желтого – моча. Если нарушается жизненный баланс, изменяется цвет, возникает болезнь на физическом плане грубой материи: при застойных явлениях кровь становится темно-бордовой, при малокровии – светло-красной. При различных заболеваниях цвет желчи меняется от оливкового до темно-коричневого и зеленого. В тонком мире в яркие цвета окрашены энергии чакр и ауры у тех, кто отличается духовным здоровьем и совершенством.

В аюрведической медицине цветотерапия по сей день занимает столь же важное место, как терапия растительная, звуковая, ароматическая, терапия питанием, психотерапия и др. Целители Аюрведы считают, что волновые вибрации основных цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность.

В западных странах стены специализированных больничных палат окрашивают соответствующим образом. Для сердечников исцеляющим является зеленый цвет, кожные болезни быстрее излечиваются при желтом, а пациенты в синих палатах перестают страдать от головных болей.

Существует мнение, что с возрастом цветовая избирательность меняется и зависит от темперамента. Так, белый цвет предпочитает флегматик, черный – меланхолик, красный – сангвиник, а желтый – холерик.

В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу. Цвет действует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается, в среде различных оттенков синего замедляется, а пациентом овладевает сонливость.

Существует три метода применения цвета для лечения

Метод 1. В зависимости от органа, на который направлено лечение, возьмите лист бумаги размером примерно 40 х 40 см, окрашенный в нужный вам цвет. Сядьте на расстоянии 1 – 1,5 м от него и смотрите на лист в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, оттуда он поступил в центральную нервную систему, а от нее – к тому органу, на который цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

Метод 2. Это более простой способ. Но подойдет он для тех, кто обладает хорошо развитым воображением. Сядьте, закройте глаза и постарайтесь представить, что помещение, в котором вы находитесь, окрасилось в тот цвет, который необходим вам для воздействия на выбранный орган. Можно представлять цвет в виде зрительных образов, таких как синее море, голубое небо, зеленая трава, оранжевый апельсин и т.д. Такая цветовая медитация должна продолжаться от 10 до 20 минут.

Метод 3. Можно приобрести в магазине цветные лампы и по мере необходимости вкручивать лампу нужного вам цвета в любой источник света (например, в настольную лампу). Другие источники света при этом должны быть выключены. Таким методом можно пользоваться в течение 2-3 часов, занимаясь при этом любым делом.

Каково же физиологическое действие каждого из цветов?

Красный цвет – это цвет планеты Марс и стихии огня, согласно восточной медицине. Цвет крови, жизни, энергии, мироздания. Он символизирует неодолимую власть женственности, страстное начало и любовь. Его рекомендуется использовать в цветолечении при болезнях, возникающих на фоне общего физического истощения и слабости.

Органы, на которые оказывает действие красный цвет: сердце, артерии и вены, печень, почки, прямая кишка.

В хромотерапии красный цвет:

  • Оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения;
  • Повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии;
  • Повышает иммунитет;
  • Устраняет застойные явления;
  • Способствует выделению тепла;
  • Регулирует деятельность печени и почек;
  • Способствует мышечному расслаблению;
  • Помогает при нарушениях менструального цикла и стимулирует сексуальную активность.

Медитация с красным цветом не рекомендуется при повышенной температуре тела и воспалительных процессах. Не следует также слишком долго воздействовать красным цветом, так как это может привести к утомлению и нервному перенапряжению.

Оранжевый цвет – на Востоке считается цветом Солнца, который дает здоровье, красоту, омоложение. Его можно назначать пожилым людям.

Читайте также:  Что обозначают цвета вконтакте

Органы, на которые действует оранжевый цвет: селезенка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, органы дыхания, сосуды.

В хромотерапии оранжевый цвет:

  • Оказывает укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;
  • Снабжает энергией селезенку и поджелудочную железу;
  • Улучшает кровообращение, пищеварение, трофику кожи;
  • Способствует очищению сосудов;
  • Повышает аппетит;
  • Способствует регенерации нервной и мышечной ткани;
  • Стимулирует деятельность половых желез;
  • Усиливает сексуальность;
  • Омолаживает;
  • Улучшает настроение, снимает депрессию.

Желтый цвет – цвет радости, хорошего настроения, снимает чувство усталости и сонливость. Цвет стихииЗемли – золотой, божественный, лечебный. Дарует людям мудрость, слабым – силу, а женщинам – красоту.

Органы, на который действует желтый цвет: нервы, мозг, лимфатическая система, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстная кишка.

В хромотерапии желтый цвет:

  • Стимулирует интеллектуальные способности человека;
  • Оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу;
  • Стимулирует работу всего желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени;
  • Способствует выделению желчи;
  • Активизирует вегетативную нервную систему;
  • Восстанавливает запасы минеральных веществе и снижает кислотность в организме.

Избыток желтого цвета усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение.

Зеленый цвет восточные мудрецы считали высшим по своим вибрациям, положительно влияющим на центр душевной энергии человека

Органы, на которые действует зеленый цвет: нервы, глаза, бронхи, мышцы, кости, сухожилия, ферменты и гормоны.

В хромотерапии зеленый цвет:

  • Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и антимикробные свойства;
  • Укрепляет мышцы и ткани;
  • Оказывает стимулирующее действие на гипофиз;
  • Благотворно действует на глаза;
  • Снимает спазм бронхов;
  • Является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.

Фиолетовый цвет оказывает тонизирующее действие на головной мозг и глаза, способствует выработке гормонов радости (эндорфинов), мелатонина.

Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система.

В хромотерапии фиолетовый цвет:

  • Снижает температуру, уменьшает боли;
  • Оказывает благотворное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях;
  • Омолаживает;
  • Повышает творческую активность и иммунитет.

Голубой цвет – цвет эмоционального энергетического центра, от его состояния зависит глубина чувств, чувство гармонии или ранимость.

Органы, на которые действует голубой цвет: нервы, гортань, область придатков, глаза, уши, нос.

В хромотерапии голубой цвет:

  • Успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие;
  • Подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие;
  • Успокаивает, снижает артериальное давление;
  • Снимает головные боли;
  • Снижает аппетит.

Передозировка может вызвать чувство страха.

Синий цвет – является символом веры, надежды, судьбы. На Востоке считают, что связь его с шестым энергетическим центром («третий глаз») позволяет человеку ориентироваться в потоке времени: видеть прошлое и будущее.

Органы, на которые оказывает влияние синий цвет: органы дыхания, нервная системы, щитовидная железа, миндалевидные железы, слепая кишка.

В хромотерапии синий цвет:

Белый цвет – эквивалент дневного света. Белые птицы и белые животные у всех народов считаются священными. Египетские, зороастрийские и другие религиозные лица носили белые одежды, белые головные уборы и выезжали на белых, украшенных золотом, конях. Белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает праздничность и торжественность. Белый цвет гармонизирует действие всех органов человека.

В хромотерапии белый цвет:

  • Повышает силу, энергию;
  • Нормализует деятельность центральной нервной системы;
  • Положительно влияет на деятельность желез внутренней секреции.

Но длительное воздействие вызывает чувство страха, поэтому медработниками сейчас все чаще используется спецодежда других цветов, как правило, зеленого.

Источник

ЦВЕТ БОЛИ

Кандидат психологических наук Г. АДАШИНСКАЯ, доктор медицинских наук Е. МЕЙЗЕРОВ и программист А. ФАДЕЕВ.

Любое заболевание — особая критическая ситуация в развитии личности. Без сомнения, боль и болезнь оказывают влияние на нашу эмоциональную сферу: могут спровоцировать тревогу, депрессивное состояние. Вспомните повесть Льва Толстого «Смерь Ивана Ильича»: шаг за шагом по мере развития болезни всё менялось в восприятии героя — его мироощущение, отношения с близкими, возникали одиночество, тоска.

Наши представления о тяжести болезни оказывают влияние на самочувствие, настроение, мы сами прогнозируем успех или неуспех лечения. Длительность и тяжесть заболевания способны изменить характер и повлиять на поведение человека. Например, одни пациенты мобилизуются и активно противостоят болезни и боли, других охватывает тревога, третьи постоянно жалуются на своё состояние, некоторые просто игнорируют болезнь, пытаясь вести прежний образ жизни в ущерб лечению. У каждого формируется собственное представление о болезни. Психологи называют это состояние «внутренняя картина болезни».

Боль — феномен многомерный, включающий болевые ощущения, эмоции и особенности реагирования на неё, влияние окружающей среды (например, дождливая или холодная погода). В основе появления боли лежат повреждающие явления, затрагивающие различные системы нашего организма. В зависимости от этого боль разделяют на нейрогенную, психогенную и соматогенную.

Причины нейрогенных болевых синдромов — повреждение структур периферической или центральной нервной систем, участвующих в проведении болевых сигналов.

При психогенном синдроме за боль отвечает психика, и часто это связано с длительным стрессом, негативными эмоциями, жизненными неудачами. Человек испытывает боль и обращается к врачу, но обследования не выявляют у него телесных болезней, зато нередко обнаруживается скрытая депрессия.

Соматогенные болевые синдромы возникают, например, при травме, воспалении, ишемии, растяжении тканей. Среди них выделяют посттравматический и послеоперационный болевые синдромы, боли при воспалении суставов и мышц, боли у онкологических больных, боли при поражении внутренних органов и др.

Для оценки боли существуют специальные визуально-аналоговые шкалы, словесные шкалы, вопросники. Их основной недостаток — невозможность учесть многомерность боли.

В наше время и в психологии и в медицине возрождается интерес к применению цвета в диагностике и психотерапии.

Современные представления о цветовом зрении человека восходят к трёхкомпонентной теории цветовосприятия, разработанной в начале XIX века английским физиком Томасом Юнгом и позже развитой немецким физиологом Германом Гельмгольцем. Согласно ей глаз человека воспринимает только три основных цвета — красный, синий, зелёный, а все мыслимые цвета можно получить, смешивая их. Уже в XX веке биологи доказали, что в сетчатке глаза человека действительно имеются три типа фоторецепторов (колбочковых клеток), в разной степени чувствительных к красному, зелёному и синему цветам.

Читайте также:  Каких цветов есть зайцы

Однако попытки объяснить все явления цветового зрения только свойствами пигментов встретились с серьёзными трудностями, которые оказалось возможным преодолеть в рамках теории оппонетных цветов Эвальда Геринга. В 1884 году он написал работу, где сгруппировал шесть отдельных типов ощущений цвета в пары красный—зелёный, синий — жёлтый и белый — чёрный и предположил, что ощущения в каждой из трёх пар оппонентных цветов являются результатом химических реакций особого цветоощущающего вещества глаза.

Результаты современных научных исследований позволили сделать вывод о том, что положения трёхкомпонентной и оппонентной теорий цветового зрения не противоречат, а дополняют друг друга, так как отражают разные уровни целостного процесса анализа цвета — рецепторный уровень (трёхкомпонентная теория) и уровень нейронных механизмов (оппонентная теория).

В труде «Учение о цвете», опубликованном в 1810 году, немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте (да, да, тот самый, великий) описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. Он предположил, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Гёте делил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и способные вызвать печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-жёлтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Зелёный цвет, по его мнению, занимает промежуточное положение и способствует состоянию спокойной умиротворённости.

Кстати, продавцы машин в США были удивлены неожиданным ростом популярности автомашин фиолетового цвета сразу после 11 сентября, когда вся нация испытывала тяжёлый посттравматический синдром.

Сегодня большое число методик, использующих цвет для изучения эмоциональной сферы человека, базируется на поисках ассоциаций — когда два или несколько психических явлений связаны и одно может вызвать в мозгу образ другого (скажем, запах свежего огурца — образ лугового поля — это и есть ассоциация). Второй метод — ранжирование цветов по степени приятности: испытуемый создаёт шкалу цветов — от самого неприятного до самого приятного.

Один из широко известных и применяемых цветовых тестов — тест Макса Люшера, разработанный в начале XX века. Связь ассоциаций цвета и эмоций, по М. Люшеру, уходит корнями в историческое прошлое и основывается на особенностях деятельности человека в определённых условиях внешней среды: день предоставлял возможность действия (жёлтый цвет), ночь принуждала к пассивности, неподвижности (синий).

Однако толковать результаты тестирования трудно. Оказывается, у цветов может быть много значений. Российский психолог Я. Л. Обухов отмечает символическое двойное восприятие основных цветов (см. таблицу) и подчёркивает, что символика цвета определяется факторами — как наследуемыми, так и формируемыми при жизни человека.

Представления о том, что цвет заключает в себе некий код (символический смысл) отношения человека к объекту (к предмету, к проблеме, к ситуации, к самому себе, к другому человеку), в том числе и в сфере болевых ощущений, позволили сделать предположение о существовании взаимосвязи восприятия цвета и боли.

В нашем исследовании мы изучали цветовой выбор как способ оценки боли, то есть оценки, с каким цветом человек ассоциирует степень боли.

На первом этапе было проведено обследование пациентов с различными формами болевого синдрома: три группы пациентов, различающиеся по природе боли (нейрогенная , психогенная и соматическая, или телесная), и контрольная группа здоровых людей.

Во время процедуры испытуемый давал описание телесного характера боли (тянущая, давящая) и эмоциональное (раздражающая, мучительная и т.д.). По визуальной цифровой шкале он оценивал боль от 0 («боли нет») до 6 баллов («невыносимая»).

Связь боли и восприятия цвета устанавливалась ответом на два вопроса: первый — какой цвет испытуемый связывает со своей болью (предпочтение цвета), второй — какой цвет ассоциируется с состоянием «боли нет».

В результате исследования пациентов с разной природой боли и здоровых испытуемых получены данные о частотах предпочтения и отвержения цвета в зависимости от интенсивности болевых ощущений. И на их основании мы смогли построить цветовые шкалы интенсивности боли для каждой формы болевого синдрома.

И что же мы увидели при анализе более десятка тысяч тестирований? Прежде всего, сходство цветовых предпочтений в зависимости от интенсивности боли и у пациентов с нейрогенным, соматогенным болевыми синдромами, и у здоровых испытуемых. Для каждой из этих групп с небольшой долей вариаций в выборе цвета характерны основные предпочтения: «боль очень сильная», «невыносимая» ассоциировалась с чёрным цветом; «боль средней силы», «боль сильная» — с серым, красным, коричневым цветами, отсутствие боли («боли нет») — с жёлтым, зелёным цветами.

Интересным оказалось то, что у пациентов с психогенным болевым синдромом выявлены ассоциативные цветовые «перевёртыши». Боль они «окрашивали» по-иному, чем другие группы, а при отсутствии боли цвета совпадали.

При любой патологии, если человек длительно испытывает разнообразную по силе постоянную боль, это несомненно оказывает влияние (может только на период заболевания) на особенности его поведения. Иногда близкие или коллеги замечают, что у человека изменился характер. В период болезни часто появляются раздражительность, агрессивность, тревожность, плохое настроение. В этом случае боль (болезнь) становится преградой на пути реализации планов, замыслов, она вынуждает человека отказаться от привычного образа жизни. Подобное восприятие мира находит своё подтверждение в соответствующих цветовых выборах — при сильных болевых ощущениях такие пациенты отдают предпочтение чёрному, серому и красному цветам, отвергаются ими жёлтый и зелёный цвета.

У пациентов с психогенным болевым синдромом всё наоборот. Боль для них может стать решением затруднительной ситуации, уходом от неприятного выбора. В этом случае болезнь начинает приобретать неосознаваемый положительный смысл. Такие больные, как правило, вытесняют из сферы своего сознания причины проблем, для них характерно внешне обвиняющее поведение. Это отражает скрытый конфликтный смысл. Например: «Я не готов к экзамену и так сильно боюсь, что даже по-настоящему заболел. Моя болезнь меня оправдывает в глазах других людей и спасает от неудачи на экзамене». Но проблема несданного экзамена остается! Так, причиной на первый взгляд чисто соматического заболевания оказываются скрытые психологические проблемы, которые часто не осознаются, но способны спровоцировать болезнь или обострение хронических болезней.

Читайте также:  С чем лучше сочетается горчичный цвет

Таким образом, сочетание позитивного и конфликтного смыслов в отношении к боли (болезни) у пациентов с психогенным болевым синдромом находит своё отражение в предпочтении жёлтого, красного, фиолетового цветов при наличии боли, серого цвета — при её отсутствии.

На следующем этапе исследования мы хотели оценить, как влияют на результаты национальные, культурные различия. В тестировании приняли участие 483 российских и иностранных студента московских вузов, представители стран Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.

Идея исследования основывалась на положении о том, что каждый практически здоровый человек обладает опытом переживания боли. Студентам предложили сначала сделать цветовой выбор по тесту Люшера, а затем дать описание цветовых ассоциаций с болью. В ходе исследования было получено более 3700 цветовых ассоциативных выборов. Мы изучили особенности восприятия цвета и боли в зависимости от вероисповедания, от культурных особенностей и от пола.

Каковы же результаты? При отсутствии боли не было установлено различий в цветовых ассоциациях (жёлтый, зелёный, синий, красный цвета), нет их и при ассоциациях цвета с очень сильной болью (чёрный, серый цвета). Мы нашли различия в восприятиях цвета и боли при слабых и средних болях, обусловленные культурными особенностями переживания и отношения к болезни.

Далее, основываясь на полученных результатах, мы разработали комплексный экспресс-метод оценки и измерения боли с использованием цветовой и вербальных (словесных) шкал. Метод позволяет определять выраженность компонентов болевого синдрома по семи шкалам, отражающим различные уровни переживания боли человеком, а также с высокой степенью достоверности выявлять включённость психогенной составляющей в структуру болевого ощущения. Это особенно важно для правильного лечения. Была создана компьютерная экспертная система «AntiPain» — «Пересвет Антиболь». Она позволяет проводить дифференциальную диагностику болевого синдрома по шкалам частоты, длительности, интенсивности боли, определять характер сенсорных ощущений, особенности эмоционально-аффективного отношения к боли, уровень невротизации и получать интегральную оценку болевого ощущения.

Кроме того, эта система даёт информацию о состоянии нервов в зоне боли и о степени вовлечённости в болевой процесс различных систем организма.

Экспертная система стала активным инструментом для уточнения диагноза и оценки результативности лекарственной и нелекарственной противоболевой терапии. Она может применяться для оценки боли при травмах, функциональных расстройствах, болезнях и синдромах, сопровождающихся болью: для оценки и измерения боли; для экспресс-диагностики ведущего компонента болевого синдрома и выбора правильного способа его лечения; для определения динамики компонентов, составляющих болевой синдром, и коррекции проводимой терапии; для изучения эффективности и безопасности средств лечения.

В настоящее время система «AntiPain» используется с целью уточнения диагностики боли в клиниках Москвы. Получены положительные данные, подтверждающие высокую эффективность метода.

Так, впервые была выявлена связь между значением цвета и восприятием боли человеком, а также установлены различия в ассоциативных выборах цвета в зависимости от интенсивности боли и типа (формы) болевого синдрома.

Подробности для любознательных

ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

У истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, в быту. Постепенно в ходе человеческой деятельности цвет становился знаком, приобретая символические, коммуникативные, различительные, выразительные функции.

Первобытные и примитивные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Таковыми являются кровь, огонь, молоко, земля. Им соответствуют красный, белый, чёрный цвета.

В. У. Тернер в своих исследованиях (1972, 1978, 1983) цветовой символики у примитивных племён Африки (племя Нденмбу) обнаружил, что у них доминируют именно эти три цвета. Белый считается цветом добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, чистоты. Красный — цвет жизни, силы, энергии. Чёрный — цвет зла, темноты, страдания, несчастья, болезни, смерти.

На следующем уровне развития человеческой цивилизации цветовые символы связаны уже с представлениями об устройстве космоса, мира богов и людей. Всё самое ценное и значимое, как правило, отмечалось каким-либо цветом. Например, в Древней Индии красный цвет рассматривался как образ жара, белый — воды, чёрный — пищи.

К первым трём присоединяются жёлтый цвет земли (у греков и китайцев), зелёный цвет растительности (у всех народов), синий цвет неба (у китайцев и египтян).

У инков Древнего Перу жёлтый цвет означал золото, богатство; белый цвет — мир, союз; красный — войну; зелёный — маис, еду и т.п.; чёрный — смерть, несчастье.

В Древней Иудее: голубой (синий) цвет — священный, божественный, честный; фиолетовый — цвет царской власти; белый (седина) — старость, долголетие.

В Китае и на Дальнем Востоке золотой и серебряный цвета связаны с потусторонним миром. Жёлтый цвет — символ верховной власти, богатства и невинности. Сине-зелёный — символ новой жизни, молодости, справедливости, удачного начала, будущих успехов. Красный — символ радости, торжественного события, успеха, удачи, благих пожеланий. Белый — символ старости, смерти, военной силы, цвет траура, похоронных принадлежностей. Чёрный — символ мрака, темноты, упадка, учёности и образования.

В Европе были обнаружены пещерные рисунки первобытных людей, в которых также использовались три основных цвета — красный, чёрный, белый. Дальнейшее развитие символических значений цветов отражены в представлениях европейских мыслителей — Аристотеля, Платона, позднее — Гёте, Ломоносова, Гегеля, а также в символах христианства. Например, у ранних христиан красный цвет, как наиболее выразительный, означал огонь веры, а также кровь Христа и гнев божий, позднее его стали связывать с насилием, силой, страстностью, плотской любовью. Синий символизировал небо, море, вечную молодость, бесконечность. Чёрный считался цветом дьявола, греха и его искупления (у Христа). Белый — цвет жизни (от близости к дневному свету), чистоты, невинности, божественности.

Источник