Меню

Цвета ультрамарин это какого цвета



Ультрамарин

¹: Нормализовано к [0–255]
²: Нормализовано к [0–100]

Ультрамарин представляет собой синтетический алюмосиликат натрия с включением полисульфидов натрия. В зависимости от своего состава может быть белым, зеленым, синим, фиолетовым и красным.

От полисульфидов натрия зависит цветовая характеристика ультрамарина.

Ультрамарин отвечает общей формуле

где n = 2 — 3; m = 2 — 3; x = 1 — 5

Наибольшее практическое значение имеет высококремнистый многосернистый продукт насыщенного синего цвета, отвечающий составу

В зависимости от содержания серы и соотношения между алюминием и кремнием различают следующие синие ультрамарины:

  • малосернистый и малокремнистый с зеленоватым оттенком
  • многосернистный и малокремнистый
  • многосернистый и многокремнистый с красноватым оттенком

Независимо от состава и цвета все ультрамарины имеют одинаковую кристаллическую решетку, такую же, как и природный ультрамарин (ляпис лазурь).

Ультрамарин противокоррозионным свойствами не обладает, малоукрывист (лессирует) (укрывистость составляет 120 г/м²), термо- и светостоек, но фотоактивен, поэтому не может применяться для атмосферостойких покрытий. Устойчив к щелочам, но разрушается кислотами с выделением сероводорода.

Содержание

Применение

Применяется в качестве пигмента в наполненных композиционных материалах. Широко применяется для подсинивания — устранения желтого оттенка белых лакокрасочных материалов, текстиля, бумаги, пластмасс, сахара и других материалов.

Получение

Процесс производства ультрамарина осуществляется термическим способом в две стадии. Тонкоизмельченную шихту, состоящую из алюмосиликата — каолина, аморфного диоксида кремния (инфузорной земли), соды, серы, кокса или пека (битума), брикетируют и подвергают восстановительному обжигу без доступа воздуха.

Вначале при температуре 450°C образуются полисульфиды и удаляется вода, затем при 780 — 800 °C получается промежуточный продукт — зеленый ультрамарин.

На второй стадии окислительного обжига при доступе воздуха и температуре 450 °C происходит превращение зеленого ультрамарина в синий и удаление избытка серы.

Обжиг шихты проводится последовательно в двух вращающихся печах непрерывного действия. Обожженный полуфабрикат подвергается мокрому размолу, промывке от водорастворимых солей, гидросепарации и сушке.

См. также

Литература

  • Ермилов П. И., Индейкин Е. А., Толмачев И. А., Пигменты и пигментированные лакокрасочные материалы. — Л. Химия, 1987
  • Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. Л., Химия, 1974
  • Сырье и полупродукты для лакокрасочных материалов. Справочное пособие. под. ред. М.М. Гольдберга, М.: Химия, 1978
Ультрамарин
— Цветовые координаты —
HEX #120A8F
RGB ¹ (r, g, b) (18, 10, 143)
CMYK ² (c, m, y, k) (100, 99, 8, 7)
HSV (h, s, v) (244°, 93%, 56%)
Синий Alice blue Лазурь Cerulean Cerulean blue Тенарова синь Cornflower blue Dark blue Denim
#0000FF #F0F8FF #007FFF #007BA7 #2A52BE #0047AB #6495ED #0000C8 #1560BD
Dodger blue Индиго International Klein Blue Лавандовый Ночная синь Navy blue Перванш Персидская синь Powder blue
#1E90FF #4B0082 #002FA7 #B57EDC #003366 #000080 #CCCCFF #1C39BB #B0E0E6
Берлинская лазурь Королевский синий Сапфир Стальной синий Ультрамарин Светло-синий Baby blue
#003153 #4169E1 #082567 #4682B4 #120A8F #ADD8E6 #E0FFFF

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ультрамарин» в других словарях:

ультрамарин — ультрамарин … Орфографический словарь-справочник

УЛЬТРАМАРИН — (ново лат., от ultra через, за, по ту сторону, и marinus морской). Лазуревая краска прекрасного василькового цвета, приготовлявшаяся прежде из минерала лазурика, теперь же делаемая искусственным образом. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

УЛЬТРАМАРИН — УЛЬТРАМАРИН, ископаемое лазурик, и голубая, из него, краска; она бывает и составная. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

УЛЬТРАМАРИН — пигмент от зеленого до фиолетового цвета (наиболее известен синий), получаемый сплавлением каолина с содой и серой (или с Na2SO4 и углем). Применяется для приготовления красок, окрашивания резины, подсинивания пищевых продуктов, белья, бумаги … Большой Энциклопедический словарь

УЛЬТРАМАРИН — УЛЬТРАМАРИН, ультрамарина, мн. нет, муж. (от лат. ultra сверх и marinus морской). Яркая синяя краска. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УЛЬТРАМАРИН — УЛЬТРАМАРИН, а, муж. Яркая синяя краска. | прил. ультрамариновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

УЛЬТРАМАРИН — (Ultramarine) см. Синие краски. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

ультрамарин — сущ., кол во синонимов: 4 • краска (197) • ляпис лазурь (5) • минерал (5627) • … Словарь синонимов

УЛЬТРАМАРИН — м л, син. лазурита. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

УЛЬТРАМАРИН — УЛЬТРАМАРИН, нерастворимая в воде и спирте минеральная краска синего цвета (способ приготовления см. Краски, проф. вредности производства красок). В гист. технике употребляются для изготовления синей инъекционной массы для кровеносных сосудов на… … Большая медицинская энциклопедия

ультрамарин — Синтетический неорганический пигмент синего цвета, представляющий собой алюмосиликат натрия, содержащий серу [ГОСТ 19487 74] Тематики материалы лакокрасочные Обобщающие термины основные неорганические пигменты EN ultramarine blue DE Ultramarin… … Справочник технического переводчика

Источник

Этот притягательный ультрамарин: еще раз об истории цвета

Ультрамарин в течение долгого времени был одним из самых редких и дорогих цветов в палитре художников. Первоначально ультрамарин получали из натурального драгоценного камня — лазурита, или ляпис-лазури. Лазурит — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду.

В Древнем Египте лазурит был известен как камень богов. Египтяне считали, что лазурит — посланец Бога, с помощью которого можно прикоснуться к божественным одеждам. Из камня делали красители и окрашивали одежду великих жрецов.

Из лазурита делали бусы, амулеты, изображения скарабеев.

Непрозрачный темно-синийминерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита, напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана (Афганистан). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Рим из Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал «скифским кианом» (греч. kyanos — «синь»). Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи, в украшении манускриптов, но реже других синих красок из-за ее дороговизны.

В Китае из ляпис-лазури делали краску для росписи фарфора. В Индии и Китае из камня производили императорские атрибуты власти. В буддизме лазуритпочитался как одна из «семи драгоценных вещей». В Византии из этого камня делали тессеры — кубики для мозаики. Мозаичные панно с использованием лазурита были необыкновенно красивы — синий камень использовался практически в каждом изделии флорентийской мозаики.

В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для «русской мозаики» — облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня. В Исаакиевском соборе в Петербурге две центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.

Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться как краской не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке. Однако, для пигмента были пригодны только чистые камни, без примесей. Ляпис-лазурью назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
Лазоревый камень, сам по себе очень ценный, подвергался кропотливой механической обработке, после которой из 100 частей минерала можно получить до 3 частей чистой краски и большое количество менее чистой, носящей название в торговле «ультрамариновой золы»..
Процесс создания синей краски был чрезвычайно сложным и включал в себя измельчение камней, смешивание их с определенными видами воска, масел и смол. Если хоть один ингредиент был неподобающего качества, то цвет получался тусклым, серо-голубым. Если же все условия были неукоснительно соблюдены, то краска не выцветала и наслаждаться ее насыщенным ярко-синим цветом на картинах мы можем и сегодня.

Из всего этого и складывалась чрезвычайно высокая цена ультрамариновой краски. Художники не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики сами приобретут эту краску. А для заказчиков наличие синего цвета в их портретах было признаком их состоятельности. В переводе на нынешние деньги фунт натуральной ультрамариновой краски стоил 5000 долларов. Ныне натуральный ультрамарин ещё дороже, чем в старину, и потому редко употребляется в акварели и масляной живописи, тем более, что он вполне заменяется искусственным ультрамарином, лишь немного ему уступающим в чистоте синего тона.

Попытки создать химическим путем новые краски предпринимались издавна. Особенно это относилось к синим пигментам. Над искусственным приготовлением синих пигментов, способных заменить дорогой ультрамарин, ломали головы еще средневековые алхимики.

Только в 19 веке нашли способ получать искусственный краситель. Химик из Тюбингена (Германия) К. Гмелен открыл условия приготовления искусственного ультрамарина почти единовременно с французом Ж.Гиме, получившем в 1828 г. премию за это изобретение; оба изобретения — независимы одно от другого. В 1830 году Гимэ построил завод по производству ультрамарина. В первое время ультрамарин Гиме продавался по 600 франков за кг, теперь искусственный ультрамарин чрезвычайно подешевел. Наиболее известный рецепт производства искусственного ультрамарина: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После предварительной обработки смесь всех материалов загружается в пористые шамотовые тигли и содержимое закрывается крышкой. Щель между крышкой и тиглем обмазывается глиной с песком. Тигли устанавливаются крышкой вниз рядами, один тигель на другой.

Процесс обжига происходит в специальных печах: вначале, в течение 15—16 часов, температура держится до 500° С, затем ее повышают до 800—850° С на 10—12 часов, и, наконец, пропуская в печь воздух, охлаждают ее до 500° С на 12—15 часов; в последнем периоде происходит окончательное образование синего ультрамарина; доступ воздуха уменьшают, и печь медленно остывает в течение нескольких дней.

Прокаленный и выгруженный из печи ультрамарин сортируется по цвету, промывается от водорастворимых солей, размалывается в мокром виде, отмучивается, отжимается на фильтрпрессах, сушится в сушилках и просеивается на ситах.

Цвет, интенсивность и лессирующая способность в значительной степени зависят от степени измельчения пигмента,— чем тоньше измельчен порошок, тем выше качество пигмента.

К основным свойствам ультрамариновых красок относятся:
1) светоустойчивость (хорошие сорта такой краски абсолютно устойчивы по отношению к воздуху, свету и мылу);
2) нетоксичность;
3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам. При обычной температуре ультрамарин устойчив к действию разбавленных растворов щелочей, не растворим ни в каких растворителях. Однако, он разрушается растворами кислот, даже очень слабых. При этом он обесцвечивается, выделяя сероводород и кремневую кислоту;
4) способность подвергаться с течением времени так называемой «ультрамариновой болезни», то есть побледнения и посерения. Нередки случаи, когда ультрамарин, стертый на масле, с течением времени теряет свой ярко-синий цвет, сереет и мутнеет, становясь слабо укрывистым.

Ультрамарин чрезвычайно притягательный и загадочный цвет, изысканный, интенсивный, свежий. Такой оттенок отождествляет собой постоянство, ум, серьезность взглядов. Он жизнерадостный и сегодня достаточно популярный, его можно встретить в самых различных областях нашей жизни, но все-таки наиболее популярен этот цвет в одежде. Этот глубокий яркий оттенок синего уже не один сезон удерживается на вершине модного Олимпа, модельеры неоднократно обращали на него свое внимание, выпуская коллекции цвета ультрамарина.

Что касается цветовых сочетаний, основных направлений всего два.

Первое заключается в смягчении глубокого синего цвета мягкими приглушенными светлыми тонами. Светло-серый, белый, мягкий розовый, синий с зеленоватым оттенком и все холодные пастельные тона отлично гармонируют с аквамарином, позволяя создавать элегантные сдержанные образы.

Этот модный цвет также сочетается с солнечно-желтым, ярко-оранжевым, красным и алым, коралловым, фиолетовым и зеленым.

Дизайнеры не советуют смешивать в образе больше двух цветов. А если не уверены в том, что цветовая комбинация будет удачной, обыграйте образ аксессуарами аналогичных цветов. И помните о том, что ультрамарин в сочетании с черным или другим оттенком синего — это беспроигрышно, но, стоит отметить, не всегда креативно и оригинально.

Ультрамарин — стабильный, уверенный, интенсивный, смелый, насыщенный и в какой-то степени эксцентричный цвет. Он эффектно смотрится не только в одежде, но и в других предметах гардероба — перчатках, ремнях, сумочках, обуви, шарфах.

На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие характеристики воздействия цвета:

при воздействии синего цвета снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, так как он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления, способствует возвышенным и глубоким размышлениям на вечные темы. Он пробуждает стремление к героизму и альтруизму. Прекрасный вариант для жилища людей легких, но вдумчивых. Людям, склонным к тяжелым размышлениям и депрессивным состояниям, лучше избегать таких оттенков в своем интерьере.

Источник

Читайте также:  Какие цвета есть у светофора