Меню

Урок как мы видим цвета



Как мы видим то, что видим
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Обощающий урок с применением технологии развивающего обучения (проблемное изложение материала), с использованием интегрирования (межпредметная связь физики, биологии, психологии). на уроке используется психологический эксперимент.

Скачать:

Вложение Размер
vizitnaya_kartochka_uroka_po_optike.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка к уроку биологии .

Учитель: Доронина Анна Викторовна, первая квалификационная категория,

Тема урока: Как мы видим то, что видим?

Цель: интеграция учебного материала по теме «Зрительный анализатор, направленный на развитие познавательного интереса.

Образовательные : систематизация знаний по геометрической оптике, анатомии; использование знаний по смежным дисциплинам; познакомить с психологическими особенностями восприятия окружающего мира человеком показать, что восприятие мира — это творческий процесс, привить интерес к предмету.

Развивающие: развить логическое мышление, коммуникативных навыков ; умения правильно формулировать свою точку зрения, развить критическое мышление при получении новой информации.

Воспитательные: воспитать деятельное отношение к происходящим событиям; воспитание нравственности.

Оборудование: таблицы «Зрительный анализатор», компьютер, проектор, презентация р езультаты предварительного эксперимента.

Предварительно проводится эксперимент: 1) на одном из уроков показываю фотографию незнакомого им человека и прошу описать характер этого человека, зная, что он.

а) в одном классе даю установку, что перед вами жестокий убийца;

б) в другом классе, что перед вами видный ученый, прекрасный семьянин.

2) на этом же уроке по моей просьбе забегают в класс мальчик и девочка, девочка замахивается книжкой на мальчика и убегают. Ребят в классе прошу описать увиденную ситуацию.

Тип урока : проблемный, интегрированный.

Педагогические технологии : развивающее обучение(личностно-ориентированный подход, ИКТ-технологии).

Ожидаемые результаты: умение использовать знания по смежным дисциплинам на уроках биологии; развитие познавательного интереса.

2. Строение глаза.

3. Зрительный анализатор.

4. Построение изображения в линзах.

5. Решение проблемы о восприятии окружающего мира.

6. Анализ эксперимента.

7. Оптические иллюзии.

. Ее глаза как два тумана,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Учитель. Очень часто художники обращаются к написанию портретов, поэты часто воспевают глаза. Глаза способны выразить испуг и радость, любовь и ненависть, покой и тревогу. Всмотритесь в глаза ребенка — как они чисты! И глаза старца. Они туманны, умудренные опытом жизни (2слайд презентации, обсуждается эмоциональное состояние человека но выражению глаз).

Посмотрим в глаза животных (3 слайд презентации, на котором выразительные фотографий животных).

Ответьте на вопросы:

1.Кто самый глазастый? (Обладателем самых больших глаз среди животных считаются головоногие моллюски -осьминоги, кальмары, каракатицы. Особенно отличился гигантский осьминог — диаметр его глаза 40 см., что составляет одну десятую длины тела. Никто в подводном мире не может тягаться с ними в остроте зрения (3 слайд-глаза осьминога). Сетчатка глаз головоногих моллюсков гораздо более чувствительнее, чем у рыб. Каракатица, например, способна воспринимать 150 тыс. зрительных элементов, а карп -лишь50 тыс. Способность видеть на различных расстояниях достигается за счет приближения хрусталика к сетчатке или удаления от нее).

  1. У каких насекомых самые высокоорганизованные органы зрения? (Интересны глаза насекомых (4 слайд, глаза стрекоз). Самые высокоорганизованные органы зрения в мире насекомых — это глаза стрекоз. Они не только служат для охоты, но и помогают защититься от хищников. Глаз стрекозы состоит из 28 000 шестигранных ячеек, каждая из которых является полностью оборудованной зрительной системой с линзой, светопередающим устройством и светочувствительной сетчаткой. Хотя каждая ячейка регистрирует только один фрагмент изображения, в целом они обеспечивают угол зрения почти 180° и дают достаточно четкую мозаичную картину. Согласно некоторым энтомологам, зрение стрекозы весьма острое: она отчетливо видит движущийся объект с расстояния 15м.

2. Козьма Прутков сказал: « Зри в корень!». Мы последуем его наставлению и попробуем ответить на вопросы:

  • как устроена наша оптическая система?
  • как устроен наш глаз?
  • как мы вообще видим?

Увидеть мир как картинку — значит увидеть не то, что мы бессознательно ожидаем увидеть, а то, что показывается нам независимо от нашего знания об окружающем мире. Все на свете должно начаться сначала.

  1. Строение глаза (рассказ с использованием таблицы «Зрительный анализатор»).

Человеческий глаз представляет сложную оптическую систему. У человека хрусталик неподвижен, изменяется только его форма. Глаз почти сферичен (24 мм вдоль главной оптической оси и 22 мм в поперечном направлении) Желеподобное содержание глаза окружено плотной гибкой оболочкой — склерой, за исключением ее прозрачной наружной части (роговица) склера непрозрачна. Роговица обладает наибольшей оптической силой среди других оптических систем глаза. Показатель преломления роговицы равен 1,376. Пройдя роговицу, свет попадает в полость, заполненной водянистой влагой с показателем преломления равным 1,336. В водянистую влагу погружена радужная оболочка с отверстием -зрачком. Радужка представляет собой подвижную мышечную кольцевую диафрагму. Сжимаясь и растягиваясь, радужка изменяет размер зрачка и тем самым световой поток, попадающий в глаз (это улучшает четкость изображения на сетчатке). Через зрачок свет попадает на хрусталик — эластичную двояковыпуклую линзу диаметром 9 мм и толщиной 4 мм. Внутренняя структура хрусталика состоит из 22 000 тонких слоев. Показатель преломления хрусталика меняется от наружной области к внутренней от 1.386 до 1,406. Циллиарная мышца управляет кривизной хрусталика настраивая глаз на четкое видение как далеко расположенных так и близко расположенных предметов. В полости глаза за хрусталиком находится стекловидное тело с показателем преломления 1,337. Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатка находится на расстоянии 17.1 мм от хрусталика.

На сетчатке 125 млн. палочек, функционируют днем и ночью, и 7 млн. колбочек. Палочки воспринимают слабое освещение, колбочки — яркое. Колбочки различают три цвета: красное, зеленое, синее, это позволяет получить широкую гамму цветов (каждый 12 мужчина дальтоник, каждая 200 женщина -дальтоник). В клеточной мембране колбочек имеется пигмент, чувствительных к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. С уменьшение освещенности острота зрения падает, ухудшается разрешающая способность глаза.

Глаз хорошо видит предметы на разных расстояниях. Это происходит за счет аккомодации. Аккомодация — это способность глаза к изменению его оптической силы, отсюда и хорошая видимость предметов на разных расстояниях. Для нормального глаза дальняя точка лежит бесконечно далеко, т.e. d = ∞,это означает, что минимальная оптическая сила В=1/Г= 1/17,1 10

Расстояние наилучшего зрения -расстояние от объекта до глаза, при котором угол зрения оказывается максимальным, а глаз не утомляется при длительном наблюдении. Для нормального глаза расстояние наилучшего зрения принимают равным 25 см. Максимальная оптическая сила хрусталика равна 62,5 дптр.

4. Построение изображения в собирающих линзах . Идет обсуждение построения: ответив на вопросы: 1. Какого изображение предмета? (действительное уменьшенное и перевернутое). 2. Что нужно сделать, чтобы изображение на сетчатке было неперевернутым? (поместить еще оду собирающую линзу). 3. Почему мы видим мир неперевернутым? (проблема).

Первым, кто попытался жить в перевернутом виде, был американский психолог Стрэттон. На вопрос, который возник сразу, как только анатомы разобрались в устройстве глаза, так, чтобы на сетчатке возникло перевернутое изображение и для чего нужна эта система «хрусталик-сетчатка»? Вот если бы за сетчаткой поместить еще один хрусталик, тогда было бы все на своем месте За сетчаткой нет хрусталика. Да, и странно было бы, если бы он там оказался: природа расточительна, но не настолько. Значит, сетчатое изображение переворачивается обратно в мозгу. Хорошо. Но зачем мозгу лишние хлопоты. Вот у насекомых никакой сетчатки и ни какого хрусталика. Правда, насекомые дальше своего носа и не видят. Почему мозг извлекает изображение из перевернутого? Что означает этот каприз? Или это не каприз, а необходимость? Вот этот вопрос и задал себе Стрэттон, готовясь к эксперименту, одев инвертирующие очки, которые давали на сетчатке прямое изображение. 8 дней не снимал очков. Сначала все казалось вверх нотами, но на 6 день он заметил, что мир снова перевернулся.

Значит…(идет обсуждение ответов) и делается вывод: правильное видение не зависит не только от ориентации образа на сетчатке. Новый мир — плод умственной работы.

Видим, потому что мы думаем! Скажи мне, что ты видишь, и я скажу кто ты. На этом основаны знаменитые психологические тесты. Предлагаю психологический тест 1) выберите, какая фигура вам нравится : крут, квадрат или треугольник? 2) кем вы считаете золушку -жертвой обстоятельств или карьеристкой; 3) жизнь по вашему мнению -это бег с препятствиями или игра в покер? Выбравшие треугольник, золушку карьеристку и игру в покер — это будущие руководители.

Всякое восприятие начинается с движения, в нем участвуют все органы — от кончиков мизинца, до кончика языка. От глаза до ступни. Это работа, а не отдых для ума и не развлечение. Восприятие приспосабливается к объекту. Вот для вас новый объект, (дается неизвестный предмет одному из учеников и обсуждаются его действия по знакомству с новым предметом). Все мы повторяем опыт предков: начинаем с ощупывания, с хватания, а уж потом вступают в работу глаза» уши, нос. Некоторое время вся эта компания органов чувств играет на равных, но глаза быстро начинают верховодить. Мы ощупываем этот предмет как бы в уме и создаются навыки визуального мышления -создание форм, несущих смысловую нагрузку. Бывает, что эти навыки превращаются в галлюцинации, а бывает, что человек не может мыслить логически. И то и другое плохо.

Мы манипулируем образами, трансформируем их, лепим из них видимый мир. Один и тот же объект может прототипом многих чувственных образов. Наше опознание не свободно от пристрастности. Мы видим не то, что нам показывают, а то что нам хочется увидеть. И запоминаем то, что хотим запомнить (идет анализ данных первого эксперимента с фотографией незнакомого человека : в первом случае отмечают злые глаза, жестокость в выражении; во втором случае — доброту, целеустремленность). Существуют вещи, которые мы представляем себе, но не понимаем их; существуют такие вещи, которые мы не понимаем, но знаем их -понимаем частично. Осознание объекта не мысленно от объекта, но осознание дает трансформацию образа. Жизнь требует, чтобы мы видели то, что есть на самом деле, а не то, что нам кажется. Восприятие не является копированием действительности. Это постоянный творческий процесс. Значит, увиденное не обязательно является правдой. Нет грани между восприятием и осмыслением, запоминанием и воспроизведение, прошлым и будущим. Сами участники событий часто не в состоянии рассказать, как было дело.

6. Анализ эксперимента . Рассказать — ведь это значит перевести на язык слова то, что думалось, делалось. И это часто означает одно для одного, а для другого другое (идет анализ второго эксперимента и обсуждение). Вывод: осмысливая, увиденное, мы делаем выбор. Рассказать — это перевести на язык. Слова для одного означают одно, а для другого другое. Поэтому рассказанному не всегда приходится доверять. Обсуждаем ситуации о (обсуждаем похожие события в обыденной жизни и к чему они могут привести)

7 . Оптические обманы. Большинство обманов зрения, как оказалось, зависит от того, что мы не только смотрим, но и бессознательно при этом рассуждаем. «Мы смотрим не глазами, а мозгом»- говорят физиологи. «Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка». — писал древние Лукреций.

Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха». Но обманов чувств нет. Судит собственный мозг. Посмотрим на оптические иллюзии; (идет анализ рисунков на 5 слайде ). Как велика сила воображения. «Чувства не обманывают нас, обманывает нас наш мозг, наши суждения.

Ответьте на вопросы:

  1. Что называется анализатором?
  2. Назовите составляющие зрительного анализатора.
  3. Назовите светочувствительные клетки.
  4. Что воспринимают палочки и колбочки?
  5. Назовите 3 оболочки глаза.
  6. Назовите вспомогательные части глаза.
  7. Назовите отдел ЦНС отвечающий за анализ зрительных образов?

Заключение. Немецкому физиологу и физику Гельмгольцу принадлежит фраза: «Если бы оптик принес мне столь несовершенный инструмент, как человеческий глаз, я бы тотчас выбросил его за дверь». Если судить как об оптическом приборе, то можно согласиться с физиком. Но, если рассмотреть всю совокупность зрительного органа и оценить как один из основных анализаторов, воспринимающих внешний мир на нашу нервную систему, то какая слаженность, согласованность в этой системе!

Прошли годы эволюции, прежде чем появилось чудо природы — человеческий глаз. Мир выступает в своем красочном убранстве как реальный мир. Закройте глаза и ощутите богатый мир воображения слепой и глухой женщины по строкам ее стихотворения:

Я слышу запах и росы прохладу.

Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пойду по саду

И мечтать готова, и сказать: люблю.

Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не услышу голос ласковый, живой, Но слова без звука — чувства трепетанья Я ловлю и слышу быстрою рукой.

  • Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
  • Какие были трудности?
  • Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке.
  1. Блудов М.И. Беседы по физике. М. 1998.- 59с.
  2. Перелъман. Я.Й. «Занимательная физика». М. 1900. 45с.
  3. Насекомые./Пер. с анг. И.Гуровой.-М:ТЕРРА,1997.-136 с: с ил.( Удивительный мир природы).

4. Птицы./Пер. с анг. И.Гуровой.-М:ТЕРРА,1997.-156 с: с ил.( Удивительный мир природы).

5. Ж. Вокруг света № 2 2002, №6 2002, № 9 2003, № 5 2003.

Источник

Урок как мы видим цвета

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Анна.

Сегодня у нас с вами будет урок цвета. Мы будем говорить о том, что такое цвет, какова его природа. Почему мы видим мир цветным? Почему разные люди видят цвет не одинаково? А на следующем уроке попробуем писать красками. У нас появилось новое слово «писать». Художники свою работу над картиной в красках называют словом не рисовать, а писать. Выражение «писанная красавица» очень старинное. Оно означает, что девушка так хороша, что с нее можно писать портрет.

Какова Природа цвета?

500 лет назад Английский ученый Исаак Ньютон первый поставил эксперимент с цветом и подошел к изучению цвета научно.

Так наш глаз устроен, что мы можем видеть 7 цветов (не больше), но плюс их множество оттенков. Все цветастое многообразие красок вокруг есть не что иное, как смешанные между собой в многообразии 7 цветов. Весь мир — светлый и яркий, насыщенный и тусклый, светящийся, сверкающий, красный, золотистый, сиреневый, бардовый, землистый, лазурный, оранжевый и серебристый и еще и еще в основе имеет для нас только 7 цветов радуги. Художники называют набор из 7 радужных цветов словом спектр.

Но еще труднее поверить, что эти все оттенки имеют начало всего от трех цветов.
В глазах всех живых существ на планете есть специальные клетки, они находятся на дне глаза. Эти сверхчувствительные клетки, позволяют всем живым существам видеть то, или иное количество цветов. Называются эти клетки, очень просто: палочки и колбочки. И их миллионы.

Палочки позволяют нам видеть свет и позволяют нам замечать движение. А колбочки же позволяют видеть цвета.
В глазах человека есть колбочки с тремя цветами: синий, зеленый и красный. Всего три колбочки. Но мы видим еще и желтый, фиолетовый и голубой. Почему? Потому что при смешивании красного, зеленого и синего получаются еще три новые цвета: желтый, фиолетовый и голубой. Это добывание нового цвета можно попробовать самому на красках.

Возьмите белую бумагу и чистую красную акварельную краску, смешайте ее с водой на бумаге и добавьте туда немного зеленой краски. Перемешайте. В зависимости от количества той или иной краски получиться желто-красный или желто-зеленый цвет. Так же при смешении красной и синей краски получается новый цвет фиолетовый. Если добавить в желтую краску еще чуть красной, то получиться оранжевый цвет.

Если взять три цветных стекла: красный, синий и зеленый и наложить их друг на друга, как на рисунке выше, то на местах наложения появятся новые цвета : желтый фиолетовый и голубой. А если взять сразу два красных стекла, то желтый, легко превратится в оранжевый.

Вот, мы узнали, что благодаря 3 колбочкам мы видим три цвета. А их смешения позволяют нам видеть целых семь цветов. Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Голубой. Синий. Фиолетовый.
У собаки колбочек в глазу всего только две с синим и зеленым цветом. И потому собаки видят мир только сочетания цветов которые получаются за счет зеленого и синего. И видят совсем не так как человек. (Черное и белое все живые существа видят изначально. Белое это свет. Черное — отсутствие света). Но мы можем понять, как видит собака, если мы оденем светло зеленые или светло синие солнечные очки.

По сути, как это не трудно вообразить, наши глаза, как и глаза различных животных, только раскрашивают мир, как черно-белую фотографию. И ни кто не может знать, как мир выглядит по цвету на самом деле. Черно-белый ли он или светящийся неизвестным многоцветием, который мы не можем увидеть. Возможно, вот раку-богомолу суждено вернее всего видеть краски мира.
Это самая таинственная и самая не очевидная (не видимая очами) загадка мира. Как поверить, что цвета для нас в мире вообще не существует, если мы на самом деле видим мир цветным. И то, что только благодаря нашему хрусталику и колбочкам в глазу красная кофта для нас красная. А море синее, а небо голубое.
Есть такая болезнь «катаракта», которой могут заболеть совсем старые люди. При этой болезни хрусталик в глазу мутнеет. Становиться он менее прозрачным в большей или меньшей степени. Люди, у которых мутнеет хрусталик, перестают видеть мир ярким и цветным. Мир для них становиться бледным, мутным и серым, потому что к колбочкам и палочкам попадает сквозь замутненный хрусталик мало света.

Попробуем такой опыт.

Если мы выключим свет в комнате. Сделаем комнату совсем темной. То, первое время, мы не увидим ни каких предметов вообще. Перед глазами будет только сплошная чернота. Но наши глаза постепенно привыкнут к темноте, и мы станем различать смутные очертания предметов, которые стоят в комнате. Стул, диван, кресло. Почему это происходит? При ярком свете в нашем глазу в основном работают клетки глаза под названием колбочки. А в сумерках начинают работать только палочки. Нужно немного времени при смене освещения, особенно если резко войти в темноту, чтобы колбочки перестали работать. А заработали клетки под названием палочки, которые позволяют нам лучше видеть в темноте. Вот прошло время в темной комнате и наше зрение восстановилось. Хоть еще темно. Приглядитесь: все вещи в комнате не будут цветными. Они будут серыми, темно-серыми и светло-серыми. Повесьте на стул красный шарф в затемненной комнате, и он покажется вам темно-серым или серо-бурым. Зрение, которое осуществляется только при помощи палочек, называется сумеречным. А зрение, при котором работают колбочки, называется дневным. Дневное зрение позволяет видеть все цвета.

Делаем радугу

Ну, а сейчас попробуем сделать дома радугу. Если у кого дома у родителей окажется стеклянная призма, то вы легко можете повторить опыт Ньютона. Если призмы нет, то для опыта нам понадобятся совсем маленький, неглубокий тазик, зеркало, картонка и лучик света. Выберите солнечный день.
Нужно положить зеркало в тазик так, чтобы зеркало выходило за пределы тазика. И наклонить его под небольшим углом. Чтобы зеркало не упало, закрепите его пластилином.
Налейте в тазик воды. Впустите в комнату лучик света. И попробуйте поставить тазик с водой и зеркалом так, чтобы отраженный в зеркале от окна луч света падал на картонку радугой. Зеркало ставить под углом к свету. Поискать угол опытным путем. Угол зеркала будет зависеть от высоты солнца. Смотрите рисунок.

Первая причина: настроение, болезненность. Когда человек радостен, он выделяет яркие и насыщенные цвета, больше красного, оранжевого, ярко-желтого, ярко-голубого, белого. Мир для радостного человека ярок и сверкает цветом. Он так видит мир.
Когда человек сильно расстроен, цвета тускнеют и сереют. Может даже показаться, в тяжелую минуту, что мир стал черно-белым. Тоже может происходить и во время болезни. Если рядом стоят счастливый человек и несчастный человек, то один и тот же мир будет для них выглядеть по цветам не одинаковым, хоть они стоят рядом.

Вторая причина: «цветовая слепота», это когда человек не видит каких-нибудь цветов. Это врожденное отклонение и оно называется дальтонизм. Его открыл французский ученый Д. Дальтон. Он сам был «красно слепым». Он не видел красно цвета. Дальтоники могут не видеть один из цветов красный, синий или зеленый. Такие люди прекрасно живут. Но им нужно приспособиться к цветным знакам, которые есть среди людей. Например, к светофору. И такие люди не могут водить машину.

Третья причина: это умение или умение видеть, различать и сравнивать цвета. Плюс к этому замечать оттенки, полутона, светлоту, насыщенность, яркость того или другого цвета. Этому можно научиться и этому учатся художники. Это называется «ставить цветной глаз». Как музыканту «ставят слух». Так художник «ставит глаз». И он может чувствовать фальшивый цвет, как музыкант чувствует фальшивую ноту. Это умение тонкого видения цвета поможет художнику писать картины. Но это умение поможет любому человеку правильно подобрать себе одежду по цвету и тону, подобрать обувь, красиво обставить комнату, или просто разбираться в живописи, любоваться красками природы.

В общем, этому начнем учиться на следующем уроке.

К следующему нам уроку понадобятся:

Источник

Читайте также:  Кастинг крем глосс как выбрать цвет