Меню

Вердепомовый цвет что это такое



Редкие названия цветов и их история

Портные и швеи 18-19 веков не боялись экспериментировать, придумывая не только экстравагантную одежду, но весьма необычные названия оттенков. Именно в то время появились такие экзотические цвета, как цвет бедра испуганной нимфы или влюбленной жабы. Предлагаем поближе познакомиться с исторической палитрой.

Красная гамма

Блошиное брюшко. В какой-то момент модники начали сравнивать цвета своей одежды с оттенками хитина насекомых. Почему-то именно блохе было уделено огромное внимание. Так появился целый набор цветов: блошиного брюшка и спинки, цвет задумчивой или раздавленной блохи.

Адское пламя. Несмотря на броское название, цвет выглядит вполне заурядно. Это лиловый оттенок красного цвета. Название является калькой с французского «flamme d’enfer».

Сине-зеленая гамма

Влюбленная жаба. Довольно модный на сегодня приглушенно-зеленый цвет. Правда, не очень понятно, как было вычислено, что именно такого цвета влюбленная жаба, но почему бы не оставить в истории места загадке. Наряды в этом оттенке смотрятся довольно стильно.

Лягушка, упавшая в обморок. Еще один цвет, связанный с земноводными. Это оттенок зеленого, выглядящий довольно специфично, пользовался огромной популярностью у французских модниц.

Яйцо дрозда. Изящный, похожий на бирюзовый цвет. Выглядит очень презентабельно, главное, не называть его по имени.

Серая гамма

Испуганная мышь. Видимо именно такого светло-серого цвета становится шерсть мышонка, учуявшего кошку. Портные очень тщательно следили за тем, что цвет серой мыши и испуганной мыши не путали.

Паук, замышляющий преступление. Серый оттенок, приятный глазу, но пугающий своим названием. Остается загадкой, кто понял, что сидящий перед ним паук замышляет преступление, но название прижилось быстро.

Парижская грязь. Легко представить, как в 18 веке выглядели мостовые в Париже – городе без канализаций и дождевых стоков. «Дизайнеры» того времени смогли убедить публику, что грязь в этом городе особенная, поэтому одежда этого оттенка очень престижна. Смеем предположить, что главное преимущество все же было в практичности этого цвета.

Розовая гамма

Бедро испуганной нимфы. Этот цвет обязан своим происхождением мифам. Считается, что нимфа, в страхе убегающая от Сатира, розовеет.

Веселая вдова. Еще один оттенок розового. Но этимология названия осталась неявной. Возможно, речь идет о румянце на щеках вдовы, у которой скончался очень старый, но очень богатый муж.

Цвет детей Эдуарда IV. История возникновения этого цвета может вызвать легкий ужас. Этот нежно-розовый цвет получил имя в честь детей Эдуарда IV, умерших при рождении. Считается, что печальный отец таким образом почтил память малышей.

Желтая гамма

Влюбленный жираф, жираф в изгнании и жирафье брюхо. Эти названия использовались для обозначения светло-коричневого, рыжеватого и желтого цветов. Появились экзотические имена в 1827 году вместе с маленьким жирафом, презентованным Карлу X.

Цвет сюрприза дофина (он же — цвет детской неожиданности). Эта горчично-желтая гамма вошла в моду после того, как одна из светских дам прилюдно продемонстрировала испачканные пеленки наследного принца. Придворные оценили картину и быстро обновили гардероб, пополнив его странными желтоватыми нарядами.

Последний вздох жако. Кто-то заметил, что глаза умирающего попугайчика жако именно такого рыжевато-желтого цвета.

Теперь вы можете блеснуть знанием необычных названий цветов и оригинально назвать свой рукотворный шедевр!

Источник

Бедро испуганной нимфы или блошиное брюшко: учимся различать оттенки красного

Даже ребенок знает, что в радуге семь цветов: каждый охотник желает знать…

Минуточку, а вы в этом уверены? Маленький японец, например, с вами не согласится: он с удовольствием ест сочные синие яблоки, переходит дорогу на синий сигнал светофора и точно знает, что в радуге шесть цветов (зеленый — всего лишь оттенок). Китаец назовет число пять. Якут, запутавшись в сине-зелено-фиолетовом спектре и назвав его весь словом «кюох», насчитает в радуге только три цвета. Но зато сможет описать несколько десятков оттенков белого, чем, конечно, вас удивит, если только до этого японский малыш не научил вас видеть более ста оттенков черного. Греки не различали синий цвет, и непонятно, обладали ли они физической способностью видеть фиолетовую часть спектра. Наши далекие предки, обитавшие в пещерах, судя по всему, обходились тремя основными для них цветами: черным (цветом земли, ночи), белым (цветом дня, молока) и красным (цветом огня, крови, охры) — это, так называемая, первичная триада. А у некоторых африканских племен и по сей день радуга двухцветная: светло-темная… К слову, в традиционной европейской радуге, изобретенной Ньютоном, изначально тоже было не семь цветов, а только пять (красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый) и два цвета были добавлены позже из любви к «мистическим» цифрам и гармониям.­­­­

Конечно, на самом деле количество оттенков в спектре стремится к бесконечности, а глаза у современных людей устроены одинаково (хотя не нужно забывать об индивидуальных особенностях восприятия цвета — и это даже если не говорить об аномалиях). Поэтому очевидно, что названия цветов — не более чем условность, сформированная культурной традицией. По некоторым данным, в языках народов мира в среднем имеется по 100-150 названий цветов и их оттенков, причем в разных культурах они могут отличаться. Большинство же людей может сходу назвать всего около одиннадцати цветов.

Читайте также:  Звезды белого цвета примеры

Возможно, не всегда необходимо знать точное название оттенка, тем более, они во многом субъективны, произвольны, поэтизированы. При выборе, скажем, помидоров к столу достаточно ориентироваться на «ярко-красный» цвет, моркови — на «насыщенно-оранжевый», а лак для ногтей можно купить по номеру. Но что, если ваш заказчик хочет, чтобы глазурь на блюдце была именно вердепешевая, и ни в коем случае не фисташковая? Чтобы листы скетчбука имели цвет потерянного времени (оттенок серо-голубого)? Чтобы основным цветом платья был цвет «парижской грязи» с горохом цвета «лягушка в обмороке», а пояс — непременно «последнего вздоха жако»? И ведь, согласитесь, в описании вашего творения будет приятно, даже как-то аппетитно выглядеть упоминание о том, что «винные» оттенки сочетаются с деликатными «сомо» и «дети Эдуарда», маренго плавно переходит гридеперливый, а цвет «фрез» контрастно оттенен «бусым». И даже в такой, казалось бы, обыденной, распространенной ситуации как покупка краски, вовсе не лишним будет понимать разницу между киноварью и кармином.

Попробуем сегодня разобраться с оттенками красного. Например, цвет бордо (фр. bordeaux), или как стали говорить с середины XX века, бордовый, определяется как один из оттенков красного цвета, темнее и глуше алого. В качестве имени цвета слово «бордо» используется, кстати, только с 1891 года. Для стандартизации и адекватного отображения цвета на мониторах и в печати для него установлены конкретные числовые значения. В системе RGB (экранные цвета) это (176, 0, 0) для бордового и (128, 0, 0) для темно-бордового, в CMYK (профиль для печати) — (20, 92, 100, 11) и (27, 90, 100, 36) соответственно. Такая стандартизация позволяет иметь довольно точное представление о ряде наиболее используемых цветов, особенно входящих в состав веб-палитры. Но как быть с другими, более тонкими и своеобразными оттенками? Как именно выглядят цвета сольферино, шарлах, массака? А оттенок «побега папайи»? На различных ресурсах можно найти и такие подборки, однако они не всегда достаточно точные. Например, если это сканированное изображение, то оттенок много раз подвергался искажениям: сначала в процессе печати издания, потом сканирования и, наконец, вывода на ваш экран, если монитор не был специальным образом откалиброван. Моя подборка оттенков красного (с некоторым заходом в оранжевые и фиолетовые тона) тоже не претендует на эталонность, но я постарался найти как можно больше информации, сравнить ее, дополнить и, где представлялось возможным, уточнить с помощью цифровых координат и сохранить в большом разрешении, удобном для пользования. Надеюсь, моя работа будет вам полезна и поможет в творчестве. Если у вас есть какие-либо уточнения и дополнения, прошу вас, делитесь.

P.S. В связи с вашим интересом и вопросами по поводу точности отображения того или иного оттенка, я усовершенствовал свои цветовые раскладки. Теперь перед названием точных, стандартизированных, проверенных по цифровым координатам оттенков стоит зеленая точка, и это почти все оттенки за исключением некоторых редких или устаревших названий. Хочу обратить ваше внимание, что у некоторых оттенков есть целая гамма цветовых вариантов, и более подробно и точно я собираюсь разобрать эти вопросы в следующих публикациях.

В оформлении статьи использованы картины Екатерины Заринской (1,2), Henry Asencio (3).

Источник

Кардинал на соломе или Бедра испуганной нимфы.

Предлагаю всем внимательно прочесть, и удивиться вместе со мной некоторым оттенкам) :

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый — темно-вишневый.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор — густо-красный с синеватым оттенком.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский — один из оттенков красной гаммы (от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый — — густой коричневый, бурый (от бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный — нежный серовато-зеленый.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu «синий»+ имя Raymond).
Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Болкатый — черный, темный.
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый — то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени — очень темный зелёный.
Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол —
старое название благородного опала.
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма — тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори — темно-голубой, синий.
Мов — розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный — багряный.
Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний — синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижский голубой — cветло-голубой.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось

Читайте также:  Кружевное боди черного цвета

Источник