Меню

Видеть цвета как другой человек



Лекция 2. Как мы видим и воспринимаем цвет

Лучи света, проходя через зрачок в радужной оболочке и расположенный за ним хрусталик, попадают на сетчатку. Она состоит из двух слоев: наружного, или пигментного, и внутреннего, или нервного, представляет собой разрастание зрительного нерва, связывающего глаз с мозгом. Именно там и возникают зрительные, в том числе цветовые, ощущения.

Наш глаз воспринимает какой-либо цвет как белый, когда все цвета спектра полностью отражаются от освещенной поверхности. Тело или пространство воспринимается черным при отсутствии света. Частичное отражение тех или иных цветовых монохроматических потоков (при поглощении остальных цветов спектра) определяет для нашего зрения цвет отражающей поверхности.

Так, отражение красных лучей создает впечатление красного цвета отражающей поверхности. При этом зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета спектра поглощаются. Глаз человека устроен так, что он прекрасно адаптируется к темноте и свету, к различению предметов на расстоянии, как близком, так и далеком. Хрусталик глаза работает как система автофокусировки фотоаппарата.

Глаз настолько чувствителен к свету, что при абсолютно прозрачной атмосфере мог бы различать огонек свечи на расстоянии 200 км. Глаз здорового человека с развитым цветотоновым зрением способен различать в окружающем мире (при достаточно ярком освещении объектов) около 30 000 оттенков цветов. Многие цветовые атласы содержат в три раза меньшее количество оттенков цветов (даже с учетом того, что в них приводятся образцы одного и того же оттенка цвета — матовые, полуматовые и глянцевые).

Важной особенностью цветового зрения является то, что, определив и запомнив цвет какого-либо объекта, человек, независимо от условий освещения, воспринимает (а точнее, представляет благодаря зрительной цветовой памяти) этот цвет как постоянный, присущий данному объекту. Например, красный цвет, который при слабом освещении объективно видится как темно-красный, серо-красный, коричневато-красный, остается для объекта восприятия все равно красным.

Это помогает человеку запоминать объекты по их цвету и ориентироваться среди них в быту. Но художник, занимаясь живописью, безусловно, отражает в своем произведении (пейзаже, натюрморте, портрете, жанровой картине) реальные изменения цвета изображаемых объектов в зависимости от характера и интенсивности их освещения. Архитекторы, художники декоративно-прикладного искусства, дизайнеры также учитывают в своем творчестве изменения цвета (цветов) создаваемых по их проектам объектов при их реальном восприятии людьми, созерцающими эти объекты в разных условиях освещения.

Трехкомпонентная теория цветового зрения Г. Гельмгольца базируется на идее ученого Томаса Юнга о трех родах нервных волокон, воспринимающих три основные цвета: красный, зеленый и синий (точнее — сине-фиолетовый). Простой желтый значительно возбуждает зрительные волокна, ощущающие красный и зеленый цвета, но слабо — фиолетовые. Простой зеленый сильно возбуждает зеленоощущающие волокна и слабо — остальные два типа и т. д. Тот или иной сложный оттенок цвета зависит, по-видимому, от разной степени возбуждения этих трех типов волокон. А равномерное возбуждение всех типов дает ощущение белого цвета. Цветовая система смешения цветов из трех основных цветовых тонов геометрически изображается в виде равностороннего треугольника, в углах которого обозначены три первичных цвета: красный, зеленый, синий (сине-фиолетовый).

Аддитивное смешение цветов — метод синтеза цвета , основанный на сложении цветов непосредственно излучающих объектов. Аддитивное смешение соответствует смешению лучей света. Современным стандартом для аддитивного смешения цветов является модель цветового пространства RGB , где основными цветами являются красный ( R ed) , зелёный ( G reen) и синий ( B lue) . Аддитивное смешение по модели RGB используется в компьютерных мониторах и телевизионных экранах, цветное изображение на которых получается из красных, зелёных и синих точек люминофора или светоматрицы. При отсутствии света нет никакого цвета — чёрный , максимальное смешение даёт белый .

Субтрактивное смешение — противоположность аддитивному смешению цветов. Субтрактивное смешение соответствует смешению красок. В этом случае цвет формируется за счёт вычитания определённых цветов из белого света. Тремя типичными базовыми цветами явлются сине-зелёный (Cyan) , маджента (Magenta) и жёлтый (Yellow) . Модель субтрактивного синтеза CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) широко применяется в полиграфии.

Основоположник научного цветоведения И. Ньютон первым предложил реально существующий линейный спектр цветов. Цветовой круг Ньютона включал семь последовательно расположенных и радиально ориентированных секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. При добавлении неспектрального цвета — пурпурного — получалась 8-секторная двухмерная цветовая модель хроматических цветов.

Позднее другими специалистами в области цветоведения на основе цветового круга И. Ньютона (с включением пурпурного цвета) предлагались 12-секторные, 24-секторные и 48-секторные цветовые круги. В качестве стандартного цветового круга принят 24-секторный круг хроматических тонов, образованный путем членения на три каждого из семи основных спектральных цветов и пурпурного цвета.

Известна, помимо двенадцатиричных, также оригинальная десятичная цветовая система — 100-секторный цветовой круг Манселла. В этом круге 10 областей (интервалов). Интервал одного цветового тона включает 11 радиусов цветового тона (от 0 до 10), последний 10-й совпадает с начальным 0-м следующего интервала. По радиусу 5-го цветового тона расположен основной тон каждого интервала, по 10-м радиусам — крайние границы цвета каждого интервала. Шкала насыщенности располагается вдоль радиуса цветового тона. Она имеет определенное число уровней — от наиболее насыщенного цвета на краю круга до наименее насыщенного — к центру круга. Таким образом, цветовой круг (цветовая система) Манселла демонстрирует в широком диапазоне цветность 100 оттенков цветовых тонов: сочетание цветового тона и насыщенности. На основе этой цветовой системы разработаны и выпущены цветовые атласы.

Читайте также:  Виниры самого белого цвета

Как и в других стандартизированных системах (содержащих сотни образцов цвета), цвета обозначаются числом, или кодом. В международной практике принят метод определения цвета, разработанный Международной комиссией по освещению (МКО) — Commission International de l’Eclairage. Он основан на том факте, что относительные количества трех стандартных первичных цветов (по Г. Гельмгольцу) — красного, синего и зеленого. График МКО также позволяет осуществлять отбор дополнительных друг к другу цветов и может показать пределы высшей чистоты цветов нефлуоресцирующих пигментов и красителей для сравнения с чистотой (насыщенностью) реально доступных красок.

Позже были разработаны пространственные цветовые модели (трехмерные). Самой первой трехмерной моделью был цветовой шар Отто Рунге. Помимо этой пространственной модели предлагались разными специалистами в области цветоведения и другие модели: цветовой куб Хикетье, многогранник Кюпперса, цветовой цилиндр Манселла, двойной конус Оствальда и т. д.

Источник

Проект «Синестеты» — история с элементами дополненной реальности. С помощью специального приложения пользователь увидит, как «работают» некоторые виды синестезии. Больше историй о том, как живут и чувствуют синестеты, — в трех эпизодах подкаста «Истории.doc» .

В 1984 году в семье ирландки и каталонца родился мальчик, которого назвали Нилом. Он родился с цветовой слепотой и до 20 лет мог различать только оттенки серого. В принципе, глазами он до сих пор видит только серый. Но в 2004 году в его череп смогли имплантировать устройство под названием Eyeborg — специальный гибкий датчик с простой камерой, которая считывает цвета и посылает Нилу звуковой сигнал. И он стал слышать цвет.

Сначала Нил долго не мог привыкнуть к постоянной какофонии в своей голове. Однако со временем он научился различать цвета по закрепленным за ними нотам. А позже развил и обратную способность: звуки определенной тональности стали вызывать у него ощущения соответствующих цветов.

Так Нил Харбиссон развил синестезию — феномен восприятия, при котором в результате особенностей в работе мозга разные сигналы и чувства смешиваются, дополняют друг друга и сливаются в единое ощущение. А еще Харбиссон стал первым в мире официально признанным киборгом, но это совсем другая история.

Синестезия — малоизученный, но доказанный феномен восприятия, при котором раздражение в одной системе ощущений ведет к автоматическому отклику в другой.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Цвет и звук для Нила теперь взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Свою способность «видеть» звуки в цвете Харбиссон использует в творчестве: например, он пишет картины, на которых в цвете изображает, как для него звучат музыкальные произведения и человеческие голоса.

У Харбиссона синестезия проявилась вследствие использования технологий. Это уникальный случай: у подавляющего большинства синестетов (или синестетиков, оба варианта допустимы) этот феноменальный способ чувствовать — врожденный.

Развить синестезию в себе искусственно нельзя, но люди могут испытывать похожие ощущения при некоторых видах эпилепсии и травмах головы, медитации и сенсорной депривации, а также при употреблении психотропных веществ.

Антон Сидоров-Дорсо, один из авторов программы исследования «Антропология синестезии», руководитель проекта по исследованию синестезии в детском возрасте ЦМИСД МГППУ, сооснователь и член правления Международного сообщества синестетов, деятелей искусства и науки, считает, что отличить синестезию от богатого воображения довольно просто.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Он объясняет, что от простых ассоциаций синестезию отличает непроизвольность связей (чувства «соединяются» непроизвольно, подсознательно) и постоянство ощущений, которые не меняются с течением времени. Чаще всего эти группы чувств включают в себя «материальные» ощущения: осязательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные.

«Кроме того, сам синестет не может объяснить свои реакции: они немотивированны и редко имеют очевидный смысл», — говорит Дорсо.

При синестезии могут «смешиваться» чувства из двух и более систем восприятия.

Например, Анастасия Г. из Москвы, когда пьет не очень хороший, дешевый кофе, помимо вкуса, ощущает его цвет и форму.

Читайте также:  Фисташковый цвет сочетание с красным

Узнать, как Анастасия видит боль, на что для нее похож чай и какого цвета секс, вы можете, послушав цикл «Синестезия. Поразительные истории людей с феноменом восприятия» подкаста «Истории.doc» .

Согласно разным исследованиям, врожденной синестезией обладают от одного до четырех процентов населения Земли. От 75 до 300 миллионов человек! Фактически в радиусе двух километров вокруг вас всегда будет хотя бы один синестет. Почему же при таком их количестве мы редко сталкиваемся с ними в жизни? Все просто. Врожденные синестеты воспринимают мир таким образом всю жизнь и считают «смешение» чувств нормой. О том, что ощущения других людей отличаются, синестеты чаще всего узнают случайно. Обычно — в уже зрелом возрасте, порой — не узнают вообще. А те, кто узнает, иногда скрывают свою «инаковость», стесняясь ее или опасаясь непонимания со стороны окружающих.

Игорь Дамулин, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени Сеченова, начал изучать синестезию уже состоявшимся ученым.

«Синестеты — люди абсолютно психически нормальные, — говорит Дамулин. — И один из критериев выявления синестезии — это отсутствие психической патологии». В мире синестезию изучают более ста лет, но был период, когда наука «забыла» про этот феномен. Однако современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, дали возможность изучать синестезию на физиологическом уровне, что породило новую волну интереса со стороны исследователей.

Тем не менее широкая публика о феномене синестезии осведомлена слабо, и синестетов, которые заявляют о себе миру, нередко склонна считать шарлатанами или сумасшедшими. Между тем с любой другой точки зрения синестеты — совершенно обычные люди. Пройдя мимо одного из них, вы даже не заподозрите, что секунду назад разминулись с одним из интереснейших феноменов нейропсихологии.

Существует более 60 видов синестезии, часто у одного человека может быть сразу несколько проявлений этой особой чувствительности. Самая распространенная форма — графемно-цветовая, при которой синестеты воспринимают в цвете буквы, цифры и их комбинации (слова и числа). При некоторых разновидностях графемы могут также дополняться ощущением объема и текстуры. Например, для Елены А. из Санкт-Петербурга буква «И» похожа на зеленый фикус. А Ангелина К. из Москвы не любит имя Илья, потому что оно черное и склизкое.

Тем не менее явление известно ученым и исследователям уже несколько веков. В середине XIX века cинестезия привлекла внимание представителей новой, зарождающейся тогда науки — психологии. Об этом феномене писали многие ученые из разных стран. Быть синестетом в определенных кругах европейского света и богемы стало модным, исследования вызвали интерес, восхищение и даже легкую зависть у людей от мира искусства. В 1871 году французский поэт Артюр Рембо написал стихотворение «Гласные», в котором столь похоже передал ощущения от графемно-цветовой синестезии, что спустя века все ещё существует миф о том, что он сам являлся синестетом.

Стихотворение Артюра Рембо «Гласные»

А — черно, бело — Е , У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — тр а урный корсет под ст а ей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е — покой тумана над пустын е й,
Дрожани е цв е тов, взл е т л е дников опасных.
И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В и х ярости и ль в и х безумье пред святыней.
У — дивные кр у ги морей зеленоватых,
Л у г, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах зад у мчивых людей.
О — зв о на медн о г о глух о е о к о нчанье,
К о мет о й, ангел о м пр о нзенн о е м о лчанье,
О мега, луч Ее сиреневых о чей.

На самом деле из его поздней переписки стало понятно, что Рембо не был синестетом, но остался впечатленным от общения со знакомыми — носителями синестезии.

Ассоциации, образующие синестетические связи, у каждого человека формируются индивидуально. Поэтому люди с одинаковой формой синестезии могут одни и те же вещи воспринимать и чувствовать по-разному. Так, например, было в семье русского писателя Владимира Набокова.

«Случилось так, что м ы обнаружили, что наш сын Д м итрий — тогда он был м аленьким м альчиком, одиннадцати или двенадцати лет, — тоже видит буквы в цвете. Тогда м ы попросили его перечислить свои цвета, и выяснилось, что в одно м случае буква, которую он видит пурпурной или, возможно, розовато-лиловой, является розовой для м еня и синей для м оей жены. Это буква М . Так ко м бинация розового и синего дали цвет сирени. Словно гены рисовали акварелью», — писал в мемуарах Набоков.

Набоков был очень близок к истине: синестезию действительно можно унаследовать. Ученые не нашли гены, которые отвечают за развитие этого феномена, но наблюдения показывают, что у синестетов часто рождаются дети с синестезией, причем вероятнее всего — с тем же видом, что у родителей.

Читайте также:  Топиарий с зелеными цветами

Второй по частоте вид синестезии — цвето-звуковая или хромостезия. При этой форме практически каждый звук, который слышит синестет, окрашивается в его сознании в определенный цвет. Именно этот вид естественно развился у Нила Харбиссона после долгого ношения Eyeborg.

Признаки хромостезии можно заметить в работах многих известных художников. К сожалению, научные методы, позволяющие однозначно установить наличие синестезии, появились совсем недавно. Поэтому о том, была ли синестезия у мастеров прошлого, судить можно лишь по косвенным признакам: переписке, отзывам современников, общим элементам в их работах. Среди современных художников синестетами точно являются, например, американец Дэвид Хокни и британка Джейн Макей.

В прошлом многие знаменитые живописцы умышлено или скорее по эстетическому наитию стремились подражать коллегам-синестетам и передавали свое творческое видение средствами, напоминающими цвето-звуковую синестезию. Например, на своей картине «Крик» норвежец Эдвард Мунк изобразил то, как, по его мнению, синестет воспринимает в цвете человеческий вопль. А русский художник Василий Кандинский, который был прекрасно осведомлен о феномене «цветного слуха», переложил «на цвет» композицию Шенберга, и в результате родилась его картина «Импрессия III (Концерт)».

Антон Сидоров-Дорсо считает, что большую часть своего метода Кандинский черпал из собственной творческой интерпретации значения цвета, абстрактных форм и связей, в том числе звука и цвета. Кандинский называл синестетов «сильно чувствующими людьми» и уподоблял их «обыгранным хорошим скрипкам, звучащим от всякого прикосновения смычком во всех своих частях и жилках». При этом сам прямо и безусловно он себя к синестетам не причислял. У природного синестета реакции (смешения цвета и звуков) немотивированные, они происходят произвольно, без умысла и стараний, объясняет Дорсо. В то же время подражатели синестетам будут «придумывать» сочетания звука и цвета, придавать им некий скрытый смысл.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Для хромостетов каждая нота, каждый голос, каждый звук имеет свой собственный цвет. Хотите узнать, как мог бы видеть вас человек с хромостезией? Составьте свой синестетический цвето-звуковой портрет в формате дополненной реальности с помощью приложения RIA Lab, которое можно скачать в App Store для iOS или Google Play для Android .

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Доказанным синестетом был композитор Римский-Корсаков, который, наоборот, «слышал цвета», превращая музыку у себя в голове в яркие картины. Вот как он описывал свою синестезию: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния. Там есть… все, что вы хотите».

Мир, в котором каждый цвет, каждый предмет «звучит» по-своему, — мелодия или какофония?

Узнайте сами! Предлагаем взглянуть на мир глазами синестета с «цветным звуком» через приложение RIA Lab в App Store для iOS или Google Play для Android .

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Ангелина К. не только «слышит» цвета — у нее смешаны пять основных чувств. Подробнее о том, как Ангелина ощущает мир, вы можете узнать, послушав цикл «Синестезия. Поразительные истории людей с феноменом восприятия» подкаста «Истории.doc» .

А как вы представляете неделю? Большинство ответит, что в виде школьного дневника или календаря в телефоне. Но так не у всех.

Смешиваться могут не только сенсорные ощущения от объективно существующих раздражителей — звука, цвета, запаха, вкуса — но и от субъективно воспринимаемых: букв и цифр, эмоций, имен, характеров, времени.

Синстезия может быть связанной с абстрактными понятиями — скорее с продуктами человеческого мышления, чем с явлениями природы. Например, существуют синестеты, которые воспринимают время исключительно в пространстве. Год для них может выглядеть как кольцо, будущее лежит справа вверху, а день выглядит изогнутой лентой или разбит по часам на колонки. Это одна из разновидностей синестезии локализации последовательностей или «числовых форм». Такие виды синестезии встречаются значительно реже.

Источник

Adblock
detector