Меню

Во сколько ребенок называет цвета



Как научить ребенка различать цвета

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета



Новорожденный воспринимает мир совершенно размытым, реагируя только на свет. Первые оттенки, которые младенец узнает уже в месяц, – желтый и красный, позже он начинает отличать остальные. Полугодовалый младенец видит все оттенки спектра. Способность сознательно выделять цвета формируется к 2-м годам. Трехлетка знает основные краски, умеет их назвать.

Как научить 2-3-летнего ребенка различать цвета? Психологи и педагоги рекомендуют применять игровые методы:

  • описывая новые предметы, обязательно упоминайте их окраску: «Это уточка. Она желтая». Объединяйте вещи по цветовому признаку: «Синие штаны, шапка тоже синяя»;
  • стройте домики из кубиков, подбирая однотонный строительный материал, или сшейте куклам одежду в одной гамме;
  • полезно сортировать одноцветные игрушки (пуговицы, мячики, машинки), складывая в разные коробочки;
  • веселая забава на улице – кто отыщет вокруг больше предметов похожего цвета.

В изучении палитры оттенков помогут вкладыши, пирамидки, сортеры, водные раскраски. Облегчат знакомство с цветами современные интерактивные игрушки: Fisher-Price «Ученый щенок» (от 6 месяцев) или «Говорящая ферма» Chicco (от 1 года до 3-х лет).

Важно!

Если в четыре года детям сложно научиться определять цвета, сходите на консультацию к логопеду. Также можно посетить несколько детских занятий в психологическом центре, где опытные специалисты познакомят малыша с алгоритмом цветовой идентификации.

Таблица 1. Как и в каком возрасте дети различают цвета

Возраст Различает Соотносит со словом
0-1,5 Видит все размытым. нет
1 – 3 мес. Желтый, красный. нет
3-6 месяцев Добавляются зеленый, синий. нет
От 6 — 12 мес. Все цвета спектра. Понимает, если взрослые учат.
1 год Добавляются белый, черный, розовый. Основные краски.
2,5 –3 года Узнает все цвета радуги, различает оттенки. Прекрасно определяет. Соотносит, называет, показывает оттенки.

Выводы

Специалисты, мамы, папы, бабушки спорят, во сколько лет ребенок должен различать цвета. Ясно одно, даже при отменных задатках, малыш не сможет реализовать природную программу без помощи родителей. Чтобы восприятие красок и оттенков происходило своевременно, с малышами нужно заниматься. Старайтесь выделить примерно 5-15 минут, если не ежедневно, то хотя бы раз в три дня, чтобы выучить с малышом все палитру.

Источник

В каком возрасте ребенок должен знать цвета и как правильно построить обучение?

Он учится говорить, знакомится с животными и растениями, формирует представление о формах, размерах и цветах предметов.

В этой статье пойдет речь о методах изучения цветов с ребенком.

В каком возрасте ребенок должен знать цвета?

Цветовое зрение человека полностью формируется к возрасту шести месяцев. А начинать изучение цветов педагоги рекомендуют от года до полутора лет. И к возрасту трех-четырех лет дети обычно могут назвать по меньшей мере несколько основных цветов.

Как научить ребенка узнавать цвета?

Перед началом изучения цветов следует проверить, готов ли ребенок к усвоению этой информации. Ответить на этот вопрос помогут упражнения на сортировку по цветам. Малышу предлагаются одинаковые предметы разных цветов. Например, картонные фигурки, фишки, кубики, детали конструктора. Начинать лучше с двух-трех контрастных цветов. Задача ребенка – сложить предметы каждого цвета в отдельную емкость. В дальнейшем это задание можно усложнить, добавив новые цвета или инструменты. Предметы можно брать пинцетом или ложкой.

Если малыш справляется с сортировкой, значит он готов к обучению.

Монтессори-педагогика предлагает использовать для изучения трехступенчатый урок.

  • Первая ступень. Показать малышу предметы и назвать их цвет.
  • Вторая ступень. Попросить назвать каждый из цветов, указанных взрослым.
  • Третья ступень. Попросить назвать цвет каждого предмета.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.

Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Игры для изучения цвета

Игр с цветом существует великое множество.

Игры-сортировки можно разнообразить и сделать интересными для любого малыша.

Самый простой вариант – показать малышу кубик или фишку и попросить найти предмет такого же цвета.

Можно раскладывать крупные пуговицы, крышечки от детского питания и другие разноцветные предметы по коробочками.

Или «кормить» игрушки конфетами определенного цвета (мишку красными крышечками, а куклу белыми).

Можно сортировать кубики для строительства башенок. В один угол отвозить на грузовике зеленые кубики, а в другой желтые. Затем в каждом углу можно построить желтый и зеленый домики.

Понравятся малышу и игры, в которых нужно найти лишний предмет. Здесь тоже пригодятся цветные кубики и фигурки.

Детишки любят ролевые игры. Так почему бы не совместить любимую игру с обучением? Малыш может быть почтальоном. В сумочку ему нужно сложить «письма» (квадратики из картона разных цветов), а по всей комнате расставить цветные указатели с названиями улиц. Задача «почтальона» – отнести каждое письмо на улицу нужного цвета.

Можно поиграть в водителя общественного транспорта. Автобусом может быть игрушечный грузовик, а пассажирами – игрушки. Каждому пассажиру нужно вручить цветной картонный билетик, который укажет, на улицу какого цвета его нужно отвезти.

Пример простой игры на цвета

Игрушки могут приходить в ресторан и заказывать блюда определенного цвета, наведываться в библиотеку за разноцветными книгами. Вариантов масса, нужно лишь подключить фантазию.

Можно отложить игрушки и вооружиться цветным картоном и ножницами. Разложить перед малышом листы картона разных цветов и из таких же листов вырезать цветы, фигурки птиц, животных и т. д. Листы могут выполнять роль домиков, полянок, куда нужно посадить цветочки, поселить птичек, спрятать зайчиков от волка и т. д. Если задание будет выполнено правильно, то фигурок почти не будет видно на фоне картона.

Творчество – также отличный способ изучения цветов. Рисование, лепка, аппликация – для любого малыша можно подобрать подходящий материал и вид деятельности. Рисуя вместе с ребенком, следует называть каждый цвет.

В процессе работы можно давать малышу небольшие задания. Например, дорисовать ниточки к воздушным шарикам, окошки к домикам, цветочки на чашках. И выбирать для этого соответствующий цвет. Можно соединять линией рисунки одного цвета, раскрашивать по образцу или собственному замыслу.

У каждого малыша должны быть краски. Ведь они не только помогают создавать яркие рисунки, но и позволяют проводить интересные опыты. С их помощью можно показать, как получить составные цвета. Для этого нужно взять несколько прозрачных баночек от детского питания, наполовину наполненных водой. Добавляя в воду краски основных цветов, малыш увидит чудесные превращения. Капля красной и желтой краски сделают воду оранжевой. Синяя и желтая, смешавшись, окрасят жидкость в зеленый цвет. А капля синей краски сделает красную воду фиолетовой.

Цветной конструктор поможет выучить цвета

Все полученные цвета следует называть. Если удается получить какой-то необычный оттенок, можно придумать ему название самостоятельно.

Детям постарше будет интересно научиться рисовать радугу и разделять цвета на теплые и холодные. Чтобы объяснить ребенку разницу между ними, теплые можно назвать цветами земли, а холодные – цветами неба. Еще можно предложить нарисовать пустыню и зимний пейзаж (или теплую и холодную страну). Для первого рисунка ребенок использует теплые, для второго – холодные цвета. Чтобы подчеркнуть разницу, можно нарисовать оба пейзажа на одном листе.

Складывая по цветам обрезки цветной бумаги, подбирая нужные колпачки к фломастерам, малыш повторяет изученные цвета.

Проговаривание названий вслух повысит эффективность упражнения.

Папа или мама могут помогать ребенку и время от времени «путать» колпачки, надевать их на фломастеры других цветов. Это даст малышу возможность исправить родителей и создаст ситуацию успеха.

Нельзя обойти вниманием и всем известную игру «Светофор». Водящий поворачивается к игрокам спиной и называет любой цвет. Игроки, которые найдут элемент одежды нужной окраски, могут беспрепятственно пройти в другой конец комнаты (площадки). Те, на чьей одежде его нет, должны пробежать мимо водящего, который может их поймать. Здесь тоже можно попытаться запутать ребенка, показав неверный цвет, когда он водит. Для этой игры следует одеть ребенка поярче.

Определение цвета с помощью игрушек

Кроме самодельных пособий можно предложить ребенку и готовые игры и игрушки, предназначенные для изучения цветов.

Это и названные ранее кубики и конструкторы, и шнуровки с цветными бусинами, и настольные игры. Например, цветные лото. Есть варианты игры, в которых малыш должен подобрать к каждой картинке соответствующую карточку с палитрой цветов. Есть лото попроще, в которых нужно просто отсортировать карточки по цвету изображенных на них предметов.

Ребенок кормит мишку и запоминает цвета

Покупая лото или книги для изучения цветов, следует обратить внимание на качество печати, так как в некоторых изданиях цвета могут быть искажены.

Существуют и развивающие кубики, домики с цветными дверками, к которым нужно подобрать ключики нужной окраски.

Много игр можно придумать с наборами пластиковых фигурок «овощи», «фрукты», «животные» и т. д.

Что делать, если ребенок путает цвета?

Иногда возникает такая ситуация: мама придумывает для малыша разнообразные интересные игры, выполняет с ним упражнения.

Но малыш никак не может усвоить материал, чем вызывает тревогу родителей.

Часто в сознание близких малыша закрадывается опасение: не дальтоник ли он?

На самом деле грубые цветоаномалии почти всегда сопровождаются другими симптомами (светобоязнь, косоглазие, нистагм). Поэтому не стоит переживать из-за незначительных сложностей в обучении, достаточно заглянуть к врачу, который определит, страдает ли ребенок от цветовой аномалии.

Часто малыши различают цвета, но не могут запомнить или произнести их название. Эта проблема постепенно решится сама собой, если продолжать регулярные занятия с малышом и почаще напоминать ему названия цветов.

Изучая цвета, малыш расширяет свой кругозор, тренирует память. У него появляется возможность классифицировать предметы по цвету. Кроме того, перед ним открывается множество новых интересных игр, которые помогут ему весело проводить время и развиваться.

Источник

Учим детей цветам

Ребенок познает окружающий мир в большей степени с помощью родителей. Именно они обучают его свойствам разных предметов: размером, формой и, конечно же, цветом. Такая характеристика предмета, как цвет не является обособленной или ярко выраженной, поэтому карапузу достаточно сложно научиться их различать. Какой возраст является оптимальным, чтобы учить цвета и как делать это правильно расскажет данная статья. Благодаря дельным советам, упоминаемых в статье, обучение ребенка можно превратить в увлекательную, интересную и полезную игру.

В каком возрасте учить ребенка цветам?

О том что все вокруг имеет свой цвет ребенок замечает еще с раннего возраста. Однако, объяснить это они не могут, пока не научатся говорить. Таким образом, полностью различать и называть тот или иной цвет у малышей получится по достижении ими конкретного уровня интеллектуального развития.

Специалисты в области педиатрии и детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения с самого раннего возраста. Таким образом, мозг ребенка работает активнее, интенсивно накапливает информацию, которая по мере его взросления будет усваиваться и применяться. Можно начинать учить цвета для детей от 2 лет, но в этом возрасте многие детки еще не разговаривают. Если в возрасте двух лет малыш не сортирует предметы по размере, форме и цвету, то не стоит бить тревогу. Уже к трем годам при условии регулярных занятий, малыш самостоятельно сможет называть предметы и давать им простейшую характеристику по форме и цвету, но ошибаться или путаться он все же будет, и это нормально. По мнению психологов, у детей дошкольного возраста могут проявляться какие-либо нарушения касательно цветовосприятия. Беспокоиться нужно начинать, если ребенок после 7 лет не научился правильно различать цвета.

Стоит отметить, что если один из родителей малыша страдает таким расстройством, как дальтонизм, то у крохи также может проявляться данное нарушение восприятия цвета. Однако, важно понимать, что дальтонизм может иметь разную степень и сложность.

Причины того, что малыш не может различать цвета, могут крыться в следующем:

— слишком поздно кинулись учить детей цветам;

— медленный темп обучаемости у крохи, каждый ребенок уникален и имеет свои способности по восприятию поступающей информации;

— неусидчивость, низкая заинтересованность крохи в занятиях.

Этапы обучения ребенка цветам

В процессе изучения цветовых оттенков различают несколько этапов. Прежде, чем начать изучать названия цветов, следует убедиться, что кроха может их различать. Некоторые дети неспособны хорошо различать цвета до трёх и даже четырёх лет. Но начиная с 1 года 5 месяцев, можно предлагать задания на различение цветов.

В возрасте до двух лет можно предлагать простые упражнения на сортировку по цветам. На первых порах это должны быть контрастные два-три цвета, например, черный и белый. Предметы при этом должны быть одинаковыми. То есть ребёнок должен разделять, например, разноцветные кружочки. Можно отделять белую фасоль от красной. Кстати такое упражнение отлично развивает мелкую моторику рук.

Как только малыш хорошо освоит такие сортировки, можно приступать упражнениям посложнее. Одним из таких упражнений является сортировка по цветам разных предметов с помощью ложки или пинцета. Такое занятие можно предложить ребенку ближе к трем годам, когда он уже хорошо контролирует работу своих рук и пальчиков. Как только родители будут уверены, что малыш различает цвета основного спектра, то можно приступать к изучению их названия.

Для этого в Монтессори-педагогике используется так называемый трёхступенчатый урок. Перед маленьким учеником необходимо разложить три предмета разных цветов, но одинаковых по форме и размеру. В Монтессори-педагогике используются цветные карточки или катушки ниток.

1 ступень. Взрослый показывает карточки ребенку и говорит: «Вот синий, вот красный, вот жёлтый».

2 ступень. Взрослый спрашивает ребенка: «Где синий? Покажи жёлтый! Где красный?»

3 ступень. Взрослый показывает на предмет и спрашивает: «Какой это цвет?»

Если малыш отвечает неправильно, то не стоит его исправлять, нужно просто еще несколько раз проработать предыдущую ступень.

С какого цвета начать учить ребенка цветам?

При изучении цветов сначала следует обратить внимание малыша на четыре основных цветах – желтый, синий, красный и зеленый. Не нужно изучать другие цвета, пока кроха не усвоит эти четыре. Лишь после того, как он не будет их путать, можно приступать к введению других цветов, но только по одному за одно занятие.

Еще один важный момент при обучении малыша – не нужно изучать похожие цвета один за одним, например, розовый и красный или синий и голубой. Между изучением этих цветов следует поместить кардинально разные оттенки, например, красный, потом белый, потом фиолетовый.

Как научить ребенка различать цвета?

Известно, что лучше всего дети воспринимают и запоминают информацию в игровой форме. Поэтому, чтобы ребенок запомнил, где какой цвет, занятия следует проводить в игровой форме. Незаменимыми помощниками в «цветных» играх с малышом служат разноцветные карандаши, краски и фломастеры. Предлагая малышу фломастер или карандаш, обязательно следует озвучить, какого он цвета, а также заострить внимание на там, какого цвета будет предмет, который им нарисован. Например, «Давай возьмем в руки красный карандаш и нарисуем красный цветочек». Используя фломастеры с колпачками, можно научить ребенка подбирать каждому из них свой «домик». И если родитель ошибется с цветом, кроха с удовольствием исправит его ошибку.

Также можно предложить ребенку карандаш того или иного цвета и спросить, какие предметы можно раскрасить этим цветом? Попутно можно включать малышу развивающие мультфильмы для детей про цвета, например, «Малышарики. Про цвета», «Кисточка Петти. Учим цвета», «Грузовичок Лева и Пирамидка: Учим цвета» и др. Подойдут и песенки для детей про цвета:

Учить цвета с детьми 3-4 лет можно даже занимаясь привычными делами, например, во время уборки предложить карапузу сначала собрать все красные игрушки, затем желтые, потом синие и т.д. Еще один вариант такой «веселой уборки» — обращаться к сыну или дочке с просьбой убрать на место коричневого мишку, красный шарик, синий носок, зеленый кубик.

Общие рекомендации, как учить цвета с ребенком

Детские психологи разработали простые рекомендации, с помощью которых можно быстро и легко научить кроху различать цвета и запомнить их названия:

— следует правильно называть название цвета и не использовать уменьшительно-ласкательные слова, например, красный, а не красноватый;

— разные оттенки нужно называть по-разному. Например, синий, голубой и фиолетовый не нужно называть синим, иначе ребенку будет не понятно, почему разные цвета называются одинаково;

— не стоит ограничивать количество изучаемых цветов. Дети учатся и запоминают очень хорошо. Со временем даже можно добавить слова «светлый» и «темный»;

— не нужно просить, чтобы ребенок сразу называл название цвета. Для малыша это может быть еще сложно. Достаточно будет того, если ребенок сможет показать предмет того цвета, который назвал взрослый.

Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес. При этом очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.

Источник

Читайте также:  Как сделать рыжие волосы другого цвета
Adblock
detector