ООО МеталлПромКомплект
комплектация и оптово-розничная продажа широкого спектра
черного и нержавеющего металлопроката
Маркировка стали по цвету краской
Маркировка стали различных групп
Маркировка котельной трубы краской
Маркировка стали производится несмываемой краской независимо от группы стали и степени раскислення. По соглашению сторон маркировка краской не производится.
Сталь обыкновенного качества
Ст0; ВСт0, БСт0 — Красный и зеленый
Ст1, ВСт1кп — Желтый и черный
Ст2, ВСт2кп — Желтый
СтЗ, ВСтЗкп, ВСтЗ, БСтЗкп, БСтЗ — Красный
Ст4, ВСт4кп, ВСт4, БСт4кп, БСт4 — Черный
Ст5, ВСт5 — Зеленый
Ст6 — Синий
Углеродистая качественная сталь
08, 10, 15, 20 — Белый
25, 30, 35, 40 — Белый и желтый 45, 50, 55, 60 — Белый и коричневый
Легированная конструкционная сталь
Хромистая — Зеленый и желтый
Хромомолибденовая — Зеленый и фиолетовый
Xромованадиевая — Зеленый и черный
Марганцовистая — Коричневый и синий
Хромомарганцовая — Синий и черный
Хромокремнистая — Синий и красный
Хромокремнемарганцовая — Красный и фиолетовый
Никельмолибденовая — Желтый и фиолетовый
Хромоникелевая — Желтый и черный
Хромоникелемолибденовая — Фиолетовый и черный
Хромоалюминиевая — Алюминиевый
Коррозионностойкая сталь
Хромистая — Алюминиевый и черный
Хромоникелевая — Алюминиевый и красный
Хромотитановая — Алюминиевый и желтый
Хромоникелекремнистая — Алюминиевый и зеленый
Хромоникелетитановая — Алюминиевый и синий
Хромоникелениобиевая — Алюминиевый и белый
Хромомарганценикелевая — Алюминиевый и коричневый
Хромоникелемолибденотитановая — Алюминиевый и фиолетовый
Быстрорежущая сталь
Р18 — Бронзовый и красный
Р9 — БронзовыйТвердые спеченные сплавы
ВК2 — Черный с белой полосой
ВКЗ-М — Черный с оранжевой полосой
ВК4 — Оранжевый
ВК6 — Синий
ВК6-М — Синий с белой полосой
ВК6-В — Фиолетовый
ВК8 — Красный
ВК8-В — Красный с синей полосой
ВК10 — Красный с белой полосой
ВК15 — Белый
Т15К6 — Зеленый
Т30К4 — Голубой
Источник
Справочник: Маркировка стали
Маркировка стали производится несмываемой краской независимо от группы стали и степени раскисления. По соглашению сторон маркировка краской не производится.
Буквенные и цифровые обозначения стали:
Марки углеродистой стали обыкновенного качества обозначаются буквами Ст и номером (СтО, Ст1, СтЗ и т.д.). Качественные углеродистые стали маркируются двухзначными числами, показывающими среднее содержание углерода в сотых долях процента: 05; 08; 10; 25; 40 и т.д. Буква Г в марке стали указывает на повышенное содержание Mn (14Г ; 18Г и т.д.).
Автоматные стали маркируются буквой А (А12, А30 и т.д.). Углеродистые иструментальные стали маркируются буквой У (У8 ; У10 ; У12 и т.д. Здесь цифры означают содержание стали в десятых долях процента).
Обозначение марки легированной стали состоит из букв, указывающих, какие компоненты входят в ее состав, и цифр, характеризующих их среднее содержание:
А — азот
Ю — алюминий
Р — бор
Ф — ванадий
В — вольфрам
К — кобальт
С — кремний
Г — марганец
Д — медь
М — молибден
Н — никель
Б — ниобий
С — селен
Т — титан
У — углерод
П — фосфор
Х — хром
Ц — цирконий
Первые цифры марки обозначают среднее содержание углерода в стали (в сотых долях процента для конструкционных сталей и в десятых долях процента для инструментальных и нержавеющих сталей). Затем буквой указан легирующий элемент. Цифрами, следующими за буквой,- его среднее содержание в целых единицах. При содержании легирующею элемента менее 1,5% цифры за соответствующей буквой не ставятся. Буква А в конце обозначения марки указывает на то, что сталь является высококачественной. Буквой Ш — особо высококачественной.
Сталь обыкновенного качества
Ст0; ВСт0, БСт0 — Красный и зеленый
Ст1, ВСт1кп — Желтый и черный
Ст2, ВСт2кп — Желтый
СтЗ, ВСтЗкп, ВСтЗ, БСтЗкп, БСтЗ — Красный
Ст4, ВСт4кп, ВСт4, БСт4кп, БСт4 — Черный
Ст5, ВСт5 — Зеленый
Ст6 — Синий
Углеродистая качественная сталь
08, 10, 15, 20 — Белый
25, 30, 35, 40 — Белый и желтый
45, 50, 55, 60 — Белый и коричневый
Легированная конструкционная сталь
Хромистая — Зеленый и желтый
Хромомолибденовая — Зеленый и фиолетовый
Xромованадиевая — Зеленый и черный
Марганцовистая — Коричневый и синий
Хромомарганцовая — Синий и черный
Хромокремнистая — Синий и красный
Хромокремнемарганцовая — Красный и фиолетовый
Никельмолибденовая — Желтый и фиолетовый
Хромоникелевая — Желтый и черный
Хромоникелемолибденовая — Фиолетовый и черный
Хромоалюминиевая — Алюминиевый
Коррозионностойкая сталь
Хромистая — Алюминиевый и черный
Хромоникелевая — Алюминиевый и красный
Хромотитановая — Алюминиевый и желтый
Хромоникелекремнистая — Алюминиевый и зеленый
Хромоникелетитановая — Алюминиевый и синий
Хромоникелениобиевая — Алюминиевый и белый
Хромомарганценикелевая — Алюминиевый и коричневый
Хромоникелемолибденотитановая — Алюминиевый и фиолетовый
Быстрорежущая сталь
Р18 — Бронзовый и красный
Р9 — Бронзовый
Твердые спеченные сплавы
ВК2 — Черный с белой полосой
ВКЗ-М — Черный с оранжевой полосой
ВК4 — Оранжевый
ВК6 — Синий
ВК6-М — Синий с белой полосой
ВК6-В — Фиолетовый
ВК8 — Красный
ВК8-В — Красный с синей полосой
ВК10 — Красный с белой полосой
ВК15 — Белый
Т15К6 — Зеленый
Т30К4 — Голубой
Источник
Как определить температуру металла по цвету
Справочник: Маркировка стали
Маркировка стали производится несмываемой краской независимо от группы стали и степени раскисления. По соглашению сторон маркировка краской не производится. Буквенные и цифровые обозначения стали: Марки углеродистой стали обыкновенного качества обозначаются буквами Ст и номером (СтО, Ст1, СтЗ и т.д.). Качественные углеродистые стали маркируются двухзначными числами, показывающими среднее содержание углерода в сотых долях процента: 05; 08; 10; 25; 40 и т.д. Буква Г в марке стали указывает на повышенное содержание Mn (14Г ; 18Г и т.д.).
Автоматные стали маркируются буквой А (А12, А30 и т.д.). Углеродистые иструментальные стали маркируются буквой У (У8 ; У10 ; У12 и т.д. Здесь цифры означают содержание стали в десятых долях процента).
Обозначение марки легированной стали состоит из букв, указывающих, какие компоненты входят в ее состав, и цифр, характеризующих их среднее содержание: А – азот Ю – алюминий Р – бор Ф – ванадий В – вольфрам К – кобальт С – кремний Г – марганец Д – медь М – молибден Н – никель Б – ниобий С – селен Т – титан У – углерод П – фосфор Х – хром Ц – цирконий
Первые цифры марки обозначают среднее содержание углерода в стали (в сотых долях процента для конструкционных сталей и в десятых долях процента для инструментальных и нержавеющих сталей). Затем буквой указан легирующий элемент. Цифрами, следующими за буквой,- его среднее содержание в целых единицах. При содержании легирующею элемента менее 1,5% цифры за соответствующей буквой не ставятся. Буква А в конце обозначения марки указывает на то, что сталь является высококачественной. Буквой Ш – особо высококачественной. Сталь обыкновенного качества Ст0; ВСт0, БСт0 – Красный и зеленый Ст1, ВСт1кп – Желтый и черный Ст2, ВСт2кп – Желтый СтЗ, ВСтЗкп, ВСтЗ, БСтЗкп, БСтЗ – Красный Ст4, ВСт4кп, ВСт4, БСт4кп, БСт4 – Черный Ст5, ВСт5 – Зеленый Ст6 – Синий
Углеродистая качественная сталь 08, 10, 15, 20 – Белый 25, 30, 35, 40 – Белый и желтый 45, 50, 55, 60 – Белый и коричневый
Легированная конструкционная сталь Хромистая – Зеленый и желтый Хромомолибденовая – Зеленый и фиолетовый Xромованадиевая – Зеленый и черный Марганцовистая – Коричневый и синий Хромомарганцовая – Синий и черный Хромокремнистая – Синий и красный Хромокремнемарганцовая – Красный и фиолетовый Никельмолибденовая – Желтый и фиолетовый Хромоникелевая – Желтый и черный Хромоникелемолибденовая – Фиолетовый и черный Хромоалюминиевая – Алюминиевый
Коррозионностойкая сталь Хромистая – Алюминиевый и черный Хромоникелевая – Алюминиевый и красный Хромотитановая – Алюминиевый и желтый Хромоникелекремнистая – Алюминиевый и зеленый Хромоникелетитановая – Алюминиевый и синий Хромоникелениобиевая – Алюминиевый и белый Хромомарганценикелевая – Алюминиевый и коричневый Хромоникелемолибденотитановая – Алюминиевый и фиолетовый
Быстрорежущая сталь Р18 – Бронзовый и красный Р9 – Бронзовый
Твердые спеченные сплавы ВК2 – Черный с белой полосой ВКЗ-М – Черный с оранжевой полосой ВК4 – Оранжевый ВК6 – Синий ВК6-М – Синий с белой полосой ВК6-В – Фиолетовый ВК8 – Красный ВК8-В – Красный с синей полосой ВК10 – Красный с белой полосой ВК15 – Белый Т15К6 – Зеленый Т30К4 – Голубой
Теплые холодные, холодные теплые
Определить температуру по кругу Иттена легко. Проблема в том, что в реальности чистые цвета встречаются нечасто. К примеру, зеленая листва не всегда зелена. Она приобретает желтый оттенок в свете солнца, а в тени становится тусклой и синеватой. Любой цвет может менять свою температуру в зависимости от подтона. Единственное исключение — оранжевый, который всегда остается теплым.
В лучах солнца к зеленому примешивается желтый и листва выглядит теплой. В тени она кажется холодной из-за примеси синего.
Как определить температуру цвета? Для этого снова пригодится цветовой круг, на этот раз — восьмисекторный, поскольку на нем отображено больше оттенков цвета. Нужно посмотреть, насколько цвет ближе к чистому холодному или теплому соседу. К примеру, зеленый цвет будет становится теплее на пути к красному (через желтый) и холоднее — на пути к синему.
Небольшая шпаргалка об изменении температуры цвета — на случай, если в уме представить пока сложно.
Отдельная история только с синим цветом. Он считается самым холодным, поэтому теплеет от смешения с любым цветом — вопрос лишь в том, насколько сильно.
Температура окружения
Солнце — основной источник света на планете. По мере движения светила по небосводу меняется его цвет. Это соответствующим образом влияет на то, как будут выглядеть объекты. Чем ближе солнце к зениту, тем холоднее его свечение. В ясный день оно светит белым цветом, а во время заката или рассвета уходит в теплые тона красного, оранжевого или розового.
Моне любил рисовать один и тот же объект в разное время суток.
Художнику важно помнить о том, какую температуру имеет основной источник света. В противном случае объекты на картине будут выглядеть инородно, их не удастся вписать в окружение. Вот так выглядит шкала цветовой температуры для привычных нам источников света:
Настроение и характер
Каждый цвет вызывает ассоциации и определенное настроение. Поэтому впечатление зрителя зависит от того, какой цвет доминирует на изображении. Об этом хорошо знают дизайнеры и маркетологи, которые разрабатывают фирменный стиль компании.
Корпорации тратят большие деньги, чтобы вызвать нужный отклик у потребителя.
Художники управляют настроением зрителя, используя цвета нужной температуры. Особенно в этом преуспели импрессионисты. Мастерски используя тепло-холодные отношения света и тени, они добивались живости и естественности в своих работах.
Само название художественного направления «импрессионизм» переводится, как “впечатление”.
Как это работает?
Мы реагируем на цвет неосознанно — на уровне вегетативной нервной системы. В 1972 году описан опыт, в котором исследовалась реакция испытуемых на четыре цветовых раздражителя — красный, желтый, зеленый, голубой. Изменение электрической активности кожи показало, что красный цвет стимулирует и возбуждает нервную систему сильнее, чем любой другой.
Существует теория, что такая реакция на красный вызвана развитием трехцветного зрения у предков человека и высших приматов — так было проще искать спелые фрукты среди листвы.
Горячий характер, холодная голова
«Цвет — это хороший способ передать информацию без слов». Эндрю Хансон, старший научный сотрудник Национальной физической лаборатории UK.
Теплые цвета ассоциируются с энергией, жизнью, радостью, силой, храбростью и уютом. Но в то же время — с опасностью и гневом. Холодные тоже имеют двойственную природу. Они могут успокаивать и освежать, символизировать безопасность, а могут быть мрачными, ассоциироваться с печалью и смертью. Концепт-художник может многое рассказать о персонаже или окружении, просто используя подходящий цвет.
Аид — бог царства мертвых, поэтому его образ состоит из холодных цветов. Однако, в моменты гнева, он “закипает” ярким красным и желтым.
Франшиза о Гарри Поттере — яркий пример использования цвета для описания характера. Каждый студент, в зависимости от черт личности, попадал на факультет с соответствующей геральдикой. Красный и золотой для храбрых и благородных гриффиндорцев, желтый и черный — для дружных пуффендуйцев. Спокойные и рассудительные когтевранцы носят голубые цвета (теплый оттенок), а заклятые враги главных персонажей — изумрудные (холодный оттенок зеленого).
Персонажи в теплых цветах выглядят дружелюбнее, чем в холодных.
Соответствующая атмосфера царит и в гостиных факультетах. Место сбора Гарри и его друзей — теплое и уютное, здесь много красной мягкой мебели и все освещено пламенем камина и ламп. В обиталище Малфоя царят холодные цвета и вычурная, неуютная мебель.
Сразу понятно, где живут плохие парни. Немалую роль тут сыграла температура цвета.
Художнику следует помнить, что цвет в концепте персонажа играет вспомогательную роль. Он выполняет свою функцию только в сочетании с остальными элементами, такими как форма, силуэт и пропорции. Тут можно прочитать подробнее о том, какими принципами руководствуются при создании персонажей.
Иллюзия глубины
Воздух не такой прозрачный, как нам кажется. Между нами и объектами вдалеке находится толща воздуха, которая увеличивается по мере удаления от объекта. Поэтому дальний план теряет контрастность и насыщенность, а его цвет становится более холодным.
Горы вдалеке покрыты той же зеленой растительностью, что и на переднем плане, но выглядят они синими. Этот эффект называется воздушной перспективой.
Все дело в том, что в воздухе присутствуют мельчайшие частички воды, в которых отражается окружение, будь это небо или стены гигантского ангара. Поэтому предметы, расположенные ближе к зрителю, будут казаться теплее, чем те, что находятся в отдалении. Это не железное правило — тут мы рассказали, когда его можно и нужно нарушать.
Если вы хотите больше узнать о том, как образуются цвета, советуем эту статью. А тут можно прочитать о том, почему тон не менее важен, чем цвет, а иногда даже более.
Маркировка металлопроката
Маркировка металлического проката регламентируется ГОСТом 7566-94. Однако в процессе строительства не каждый желает разбираться в ГОСТах. К тому же, все маркировки, к примеру, арматурного проката или уголков из стали, прописаны в прайсе. И вот Вы увидели там непонятные аббревиатуры. Чтобы понять, какой металлопрокат подойдет в каждом конкретном случае, хватит знания правил чтения условных обозначений маркировки.
Например, для ограждения участка забором из профлиста, Вы должны приобрести металлический профиль определенной маркировки. Эта разновидность металлопроката имеет маркировку в виде набора цифр и букв: к примеру, 0,7х2000х3000 С9. Данное сочетание символов несет следующую информацию:
- 0,7 мм – толщина;
- 2000 мм – ширина;
- 3000 мм – длина.
Теперь можно сделать вывод, что профильный лист будет иметь размер 2*3 м и толщину в 7 мм. Литерой обозначается применение: С – стеновой, Н – кровельный, а НС – смешанный вид, который используется для различных целей. На любой металлобазе Вас обязаны проконсультировать по этому поводу.
Однако Вы сами должны разбираться, чтобы приобретая продукцию в будущем проконтролировать, тот ли соответствующий сплав металлопроката был доставлен и промаркирован ли он по принятым стандартам. Металлопрокат маркируется в зависимости от поставки на рынок: внутренний или внешний.
Определение температуры металла по цвету таблица
Под термином «температура света» понимают, конечно, не настояющую температуру, а цветность света, или иначе — цветовую гамму света, преобладание в нем красного или синего спектров.
Зачем это знать
Важно знать о цветовой температуре тем, кто непосредственно работает со светом, например, дизайнерам и фотографам. Как никто другой они могут подтвердить, что правильно подобранная цветовая гамма света может как полностью преобразить все (будь то человек в кадре или интерьер), так и испортить.
Абсолютно черное тело
Температура источника света измеряется в градусах Кельвина. Она рассчитывается по формуле Планка: температура, при которой абсолютно черное тело будет излучать свет такого же цветового тона, это и будет искомое значение.
Таким образом, определение цветовой температуры происходит путем сравнения нужного источника света с абсолютно черным телом. Интересна закономерность: чем выше температура последнего, тем больше преобладает в свете синий спектр.
Проследить проще всего на практике: цветовая температура лампы накаливания с теплым белым светом — 2700 К, а люминисцентной лампы дневного света — 6000 К. Почему именно так? Абсолютно черное тело можно сравнить с железом, которое раскаляют в кузнечном горне.
Все мы помним, что металл, раскаленный, но имеющий все еще довольно низкую температуру, имеет красный свет, и часто встречали в литературе выражение «раскаленный добела» — то есть до гораздо большей температуры.
Так и черное тело испускает свет в таком порядке цветов от красного, оранжевого и белого, и заканчивется белым и голубым. То есть чем ниже температура света, тем он теплее.
Некоторые значения
Видимый спектр раскаленного тела, тот самый «раскаленный докрасна» металл, начинается от 800 градусов по Кельвину. Это тусклое, темно-красное свечение. Желтый свет пламени имеет температуру уже вдвое больше, от 1500 до 2000 К.
Лампы, которые обычно применяются при киносъемке, выдают показатели около 3250 градусов. Солнце, клонящееся к горизонту, светит с температурой 3400 К, а температура дневного света — почти 5000 К. Цветовая температура света фотовспышки — 5500-5600 градусов.
Лампы с многослойным люминофором, в зависимости от бина света, имеют показатели от 2700 до 7700 К.
Интересные парадоксы
Таким образом, слово «температура» здесь выступает в роли определителя цвета.
Поначалу будет сложно привыкнуть к тому, что температура чистого голубого неба (12 000 К) в десять раз (!) превосходит температуру языков пламени костра (1200 К).
А в районе полюсов небо еще «теплее» — около 20 000 К! Температура солнечного света колеблется в течение дня от 3000 до 7000 К.
Привлекает внимание и то, что разные оттенки имеют разную силу света, то есть распространяются по-разному.
Некорректно будет приводить в пример пламя свечи, освещающее вокруг себя лишь малую толику пространства, и белый светодиод, гораздо более яркий, однако можно сравнить два одинаковых светодиода желтого и белого цветов.
Несмотря на идентичность размера и мощности, желтый светодиод более тусклый, а красный освещает еще хуже.
Градации
Нередко мы встречаемся с оттенками одного и того же цвета. В светотехнике это чаще всего градации белого: холодный, нейтральный и теплый.
На самом деле даже такие незначительные изменения в характере гаммы влияют на столь тонкий и точный инструмент, как человеческий глаз.
Эти оттенки белого не только по-разному передают цвет освещаемых предметов, но и иначе ведут себя в различных погодных условиях, а также отличается дальность дистанции их светового луча.
Все вышеперечисленные особенности учитываются современными производителями при создании тех или иных осветительных устройств, но чтобы разобраться в разнице с цветами, нужно ввести еще один важный параметр.
Цветопередача
Температура света ламп — не единственное, что следует знать. Еще один из основополагающих терминов в светотехнике — цветопередача. Наверняка каждому не раз приходилось убедиться в том, что в зависимости от освещения мы по-разному можем воспринимать один и тот же цвет.
Да, названия цветов — всего лишь договоренность между людьми обозначать определенным словом ту или иную воспринимаемую нами длину волны. На самом деле наш глаз различает около десяти миллионов различных оттенков, однако большинство из них мы видим в дневном, солнечном свете.
Он и принят за эталон.
Таким образом, цветопередача, или степень общего коэффициента цветопередачи, — это соответствие источника света эталону или возможность передавать цветность освещенного предмета так же, как при солнечном свете. Измеряется в Ra, также используется термин color rendering index — CRI, индекс цветопередачи.
Эталон имеет значение, равное 100 Ra (или CRI), и чем ниже данный показатель у лампы или фонаря, тем хуже этот свет передает естественный оттенок предмета.
Ярлыки для маркировки металлопроката
Ярлыки должны крепиться прочно и удобно просматриваться. Материал для изготовления берут надежный и износостойкий, чтобы при перевозке и разгрузке они не повредились или не оторвались. Иногда для сохранности ярлыки помещаются в специальные карманы.
При упаковке металлопроката в пачки маркировка размещается в 2 местах:
- верхний лист или полоса каждой пачки;
- маркировочная карта или ярлык, привязанный к обвязке пачки.
При автомаркировке толстого и полосного металлопроката боковая кромка верхнего листа или полосы каждой пачки может клеймиться. На листах место маркировки обводится с помощью краски, битума или цветного лака. Если заказчик того требует, то маркировка выделяется контрастным цветом, а ярлыки перфорируются в 10 мм от кромки для крепления с помощью проволоки на всех разновидностях металлопродукции.
Маркировка проката в пачки или без упаковки при превышении размера в 3 см и толщины в 4 мм должна содержать:
- имя компании;
- марку стали;
- № плавки;
- № партии;
- все размеры.
Маркировка на ярлыке, конце рулона или края листа металлопроката содержит название компании, марку стали, номер плавки, партии, все размеры, группу или класс прочности, вес. Для надежности и наглядности маркировки ярлык может быть металлическим, деревянным, пластиковым или из влагостойкой пленки, их площадь должна составлять не меньше 24 см2, а буквы должны иметь высоту 5-20 мм и ширину 3-12 мм.
Иногда позволено отступление от заданного размера шрифта при маркировке краской. Он может достигать 1 м в высоту и 7 см в ширину, на прутках с диаметром меньше 6 см и лентах шириной меньше 5 см может быть уменьшен до 2-4 мм.
Потребитель может попросить произвести дополнительную маркировку цветной краской, для металлопроката из спокойной стали маркировку продольной полосой, из полуспокойной стали – поперечную полосу, клеймение может происходить по оговоренной глубине шрифта. Транспортная маркировка регламентируется ГОСТом 14192.
Маркировка металлопроката для внешнего рынка
Металлопрокат, который поставляется за границу, маркируется на русском языке при транспортировке в страны СМГС, на английском языке – для остальных зарубежных стран.
Маркировка может наноситься на:
- 2 торца;
- одну продольную сторону (при невозможности нанесения на торцы);
- продольную сторону и торец (листовой прокат в пакетах);
- верхний лист пачки (если есть упаковка);
- каждый лист (листовой металлопрокат без упаковки);
- маркировочную карту не меньше 200х290 мм;
- стальной ярлык для экспорта (если нет технической возможности нанесения маркировки на маркировочную карту или сам металлопрокат).
Ярлыки вешают в следующем порядке: по одному ярлыку на пачку до 6 м, моток, рулон, катанку; по два ярлыка вешаются на пачку больше 6 м, связку мотков стопу рулонов. Стандарты для ярлыков на экспорт отличаются от требований тех ярлыков, которые маркируют металлопродукцию для продажи внутри страны.
Экспортные ярлыки должны иметь размер не меньше 80х120 мм и соотношение сторон 1 / 1,5 и быть изготовлены из белой жести, оцинкованного тонколистового антикоррозийного металлопроката, влагостойкой пленки, которая наносится на металлическую твердую основу или какой-либо другой плотный материал.
На экспортном ярлыке должна быть нанесена следующая информация о металлопродукции: название компании производителя, фирмы экспортера, контракт-спецификация, страна назначения, все размеры, марка стали, группа и класс прочности, номер плавки и партии, масса нетто и брутто в кг, место партии дробью.
Цвета побежалости металла
Приветствую вас, коллеги и господа мастеровые. Я расскажу о старинном методе измерения температуры стальных предметов по внешним признакам.
Приборов для точного измерения температуры различных объектов в наше время существует предостаточно. Для измерения температур контактным методом используются термометры.
А для контроля нагрева на расстоянии, то есть, бесконтактно, используются пирометры с различными конструкциями и техническими характеристиками.
И все же, занимающимся металлообработкой надо обязательно уметь определять температуру стальных изделий. Пусть приблизительно, но оперативно и без приборов.
Цвета побежалости
При нагревании некоторых металлосплавов до определенных температур окисные пленки на их поверхностях могут приобретать различные цвета.
Такие цвета и их оттенки характерны для температур, вызвавших их появление, называют цветами побежалости.
Более выразительно цвета побежалости проявляются на сталях: углеродистых, легированных и нержавеющих.
Мы понаблюдаем за возникновением цветов побежалости при нагреве газовым пламенем листа из низкоуглеродистой стали.
Обозначенное место на поверхности листа, под которым находится источник нагрева, я буду называть точкой нагревания. Заметно, что естественный цвет стали в точке нагревания изменился на светло желтый.
Это означает, что температура материала в этом месте достигла примерно 205 С. По мере дальнейшего повышения температуры, светло желтая область от точки нагревания, как видно, отдалилась. А ее место приобрело темно желтый цвет, с присущей ему температурой 240 С. Пятно общего прогрева расширяется.
Цвета побежалости выстраиваются вокруг точки нагревания в характерном порядке, указывая до какой температуры нагрелся материал, в занимаемой каждым из них области. При более плавном нагревании цветотемпературные области будут расширенными. Как на данном образце среднеуглеродистой стали, на котором их осмотр и продолжим.
Если не принимать во внимание цветовые оттенки, наблюдаемые в очень узком расположении, насчитываются девять убедительно выраженных цветотемпературных областей, в число которых область с естественным цветом стали не входит.
Далее, поочередно к каждой из девяти цветотемпературных областей будет подводиться шаблон, цвет и оттенок которого наиболее сходен с цветом этой области.
На шаблоне указан диапазон температур и среднее значение, которое присуще данному цвету побежалости на поверхности углеродистой стали.
Однажды появившись, цвета побежалости после охлаждения не исчезают.
По их наличию можно, например, определить что деталь или инструмент эксплуатировались с некими нарушениями, что и привело к их перегреву.
Цвета побежалости на легированных, нержавеющих и жаропрочных сталей такие же. Однако, они проявляются при более высоких температурах, значения которых зависят от содержания легирующих элементов.
Цвета каления
При продолжении нагревания на смену цветам побежалости приходят цвета каления.
Поскольку каление представляет из себя свечение материала, объективная оценка самых темных его цветов, возможна только в темноте. А более светлых, как минимум, при затемнении.
Первый, различимый глазом цвет каления красновато-коричневый, означающий, что температура каления в области его проявления находится в диапазоне 530 – 580 градусов по Цельсию.
В отличие от цветов побежалости, цвета каления при охлаждении не сохраняются, а изменяются в обратном порядке.
Если на поверхности образовалась окалина, ее цвет возвращается к светло серому оттенку. При нагревании магнитных, железоуглеродистых сплавов выше 768 С их магнитные свойства исчезают. И появляются вновь, после охлаждения ниже этой температуры.
Это явление можно использовать как дополнительное средство контроля температур. Цвета каления отражают температуру нагрева не только металлических тел, но и не металлических тоже. Например, изделий из керамики, графита и других.
Метод измерения температур по цветам побежалости и каления
Методом измерения температур по цветам побежалости и каления с давних времен успешно пользовались металлурги, кузнецы, термисты, а так же представители других профессий, включая станочников.
Для измерения температуры этим методом, используются таблицы, в которых собраны шаблоны цветов побежалости и каления с описанием их оттенков и указанием значения температур, приводящих к появлению каждого из них.
Имеющие постоянную практику мастеровые и специалисты, таблицами, обычно не пользуются. Поскольку все цветовые оттенки и значения температур, связанные с их проявлениями, они знают на память.
Когда же постоянной практики в этой области нет, полагаться на память, особенно на цветовую, пожалуй, не стоит. Путем визуального сравнения из той или иной таблицы, выбирается шаблон, цвет которого более похож на цвет контролируемой области объекта.
Акцентирую ваше внимание на том, что при сравнении цветов шаблона и объекта, ожидать их полного, до идентичности совпадения, не следует.
Достаточно именно похожести их цветовых оттенков. И тогда можно считать, что температура равномерно прогретого объекта, находится в диапазоне значений, указанных на цветовом шаблоне.
Часто на поверхности объекта проявляются сразу два смежных цвета. Не сложно догадаться, что температура этого объекта находится между средними значениями температур, указанными на обоих шаблонах. В сравнении с приборными измерениями, точность этого метода, конечно, меньшая.
И все же, во многих случаях применения, например, при выполнении не особо ответственной закалки или отпуска, точности цветового метода вполне хватает.
Что же касается обработки резанием, когда по цветам побежалости на движущейся стружке контролируется расстояние режущей кромки, причем, в разных ее точках, замены этому старому методу, пожалуй, не найти.
Таблиц с цветами побежалости и каления в литературе и интернете опубликовано достаточно. Их интерпретации отличаются по форме и по содержанию, к сожалению, тоже.
В отличие от большинства из них цвета, используемые в этом видео уроке шаблонов, выверены с помощью компьютера по реальным цветам каления и по цветам побежалости углеродистых сталей. Указанные на шаблонах названия цветовых оттенков условные. А их точная идентификация осуществима по указанному ниже так называемому цветовому коду html.
По этому коду, введенному в поиск, цвет любого их шаблонов легко найти в интернете. Готовые таблицы с цветовыми шаблонами для загрузки в мобильное устройство или для печати, можно скачать с сайта проекта.
Возможные причины погрешностей при измерении температур Надо учитывать, что на цветовосприятие влияет общая освещенность помещения, а так же ее цвет, который может быть естественным, белым или желтоватым, исходящим от ламп накаливания. Это касается тех случаев, когда пытаются оценить цвета, полагаясь на память.
При измерении температур по цветам побежалости, надо понимать, что ими отражается температура именно на контролируемой поверхности. А это не всегда соответствует температуре всей массы нагретого предмета.
Если стоит задача нагреть предмет до определенной температуры, с контролем по цвету побежалости, его надо прогревать не через одну какую-то точку или поверхность, а равномерно, со всех сторон. Равномерность прогрева контролируется так же и по цветам каления.
Одинаковый цвет накала в разных точках какой-либо области объекта свидетельствует о ее равномерном прогреве. И наоборот. Отслаивающаяся от раскаленной основы окалина охлаждается и нагревается быстрее, чем массив основы, что вносит искажение в реальный цвет поверхности. Это надо учитывать.
Источник