Меню

Зеленый цвет чувствительность глаза



Зеленый цвет чувствительность глаза

Рис. D.01. Чувствительность глаза к цвету
(в процентах от длины волны).

Согласно теории цветного зрения, высказанного впервые в 1736 году М.В. Ломоносовым, глаз человека обладает цветочувствительными элементами, воспринимающие цвета трех видов. Светочувствительная сетчатая оболочка глаза (ретина) имеет два вида рецепторов. Цвет в глазе воспринимается рецепторами – колбочками, расположенных в сетчатке глаза. Особенно много колбочек на противоположном от зрачка стороне глаза. Колбочки чувствительны к красному, синему и зеленому цветам, остальные получаются смешиванием этих цветов. Кроме колбочек, в сетчатке имеются более чувствительные к свету рецепторы-палочки, которые, однако, не способны различать цвета.

Обычно при восприятии цвета раздражаются все три или два вида нервных окончаний (колбочек), и тогда глаз воспринимает сложный цвет. Глаз ощущает белый цвет, когда все виды нервных окончаний раздражаются одновременно и в одинаковой степени. Серый цвет ощущается глазом при одновременном раздражении нервных окончаний, но меньшей силы; черный цвет получается при отсутствии раздражения. Преобладающее раздражение какого-либо одного рецептора вызывает восприятие соответствующего цветного тона.

Чувствительность к цвету глаза приведена на рисунке D.01. Он представляет собой «колокол» (или кривую Гаусса) с шириной длин волн от 420 нм до 700 нм, с максимумом при 550 нм. Кривая чувствительности глаза не имеет дополнительных максимумов и ассиметрии. Наиболее ярким нашему глазу кажется желтый цвет, менее ярким – красный и синий, причем при соответствующем подборе эти два цвета могут оказаться зрительно одинаково яркими. Из числа цветов видимого спектра наиболее темным представляется фиолетовый цвет.

Как уже отмечалось ранее, примерно 10% людей страдают нарушениями цветового зрения – так называемым дальтонизмом. Этот тип нарушения впервые описал знаменитый Британский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим заболеванием. Большинство дальтоников нечувствительны к красному (в большинстве случаев), к красному и зеленому (несколько реже) и к красному, зеленому и синему (менее 1% от всех случаев). Совсем редко встречается полное отсутствие цветового зрения. Ослабление цветового зрения связано с тем, что рецепторы — «колбочки» не воспринимают часть спектра, и «колокол» чувствительности смещается в «синюю» сторону и становится уже.

Однако, еще раз следует отметить, что отсутствие чувствительности рецепторов к части цветового диапазона вовсе не означает неспособности человека воспринимать цвет. Сигналы, проходя через мозг человека, обрабатываются им, и мозг способен частично компенсировать недостатки рецепторов. Ярким примером возможностей мозга является цветовой зрение человека в режиме слабой освещенности, например, при лунном свете. Лунный свет не способен раздражать нервные окончания колбочек, палочки не обладают способностью различать цвета, и, следовательно, в лунном свете цвета не должны различаться. Но, если человек знает, какого цвета предмет, он «узнает» этот цвет и при лунном свете. Цвет же незнакомого предмета человек, естественно, различить не может. То же самое происходит у дальтоников – их мозг способен разделить цвета известных ему предмету, а цвет незнакомых предметов он определяет исходя из его яркости и насыщенности. Но бывают и исключения: цвета разных оттенков, но одинаковой яркости и насыщенности дальтоником не различаются. На этом свойстве восприятия цвета дальтоником основаны так хорошо знакомые многим таблицы Рабкина, с помощью которых проверяется цветовое зрение.

На свойстве дальтоников различать цвета разной яркости и насыщенности, не зависимо от его тона, основаны правила составления композиции в фотографии и работах дизайнеров. Ярким примером учета особенностей зрения различных людей построен интерфейс операционной системы Microsoft Windows – его нормально воспринимают и дальтоники, и люди с нормальным цветовым зрением.

Рис. D02. Чувствительность несенсибилизированной фотопленки к спектру
(по сравнению с глазом).

В настоящее время черно-белая фото- и кинопленка почти не используется на практике. Но именно на ее основе была затем создана цветная фотопленка, и процессы, происходящие в черно-белой и и цветной пленках, практически схожи. Поэтому автор не смог устоять от включения в рассмотрение процессов, происходящих в черно-белой фотопленках.

Если на обыкновенной фотографической пластинке или пленке сфотографировать спектр или цветную таблицу, содержащие основные спектральные цвета, то можно обнаружить различие в яркости цветов, наблюдаемых на фотопленке и в натуре. Так, окажется, что яркий желтый цвет будет передан на снимке как достаточно темный, А темный фиолетовый цвет будет выглядеть как светлый, почти белый. Одинаково яркие синий и красный цвета на фотопластинке будут переданы с различием: синий передается как очень светлый, а красный – как черный.

Такое несовпадение восприятия яркости цветов в натуре и на черно-белом фотоснимке объясняется различной цветочувствительностью глаза и галоидных солей серебра. На рисунке D.02 графически показана относительная спектральная чувствительность бромосеребряного фотографического слоя и глаза. Из рисунка можно видеть, что максимум чувствительности слоя находится в ультрафиолетовой части спектра.

Лишь около 120 лет назад, в восьмидесятых годах позапрошлого столетия, были найдены вещества, увеличивающие чувствительность к длинноволновым областям света. Вещества эти получили название оптических сенсибилизаторов .

Рис. D.03. Чувствительность к спектру
сенсибилизированных пленок

1 – несенсибилизированные материалы;
2 – ортохроматические материалы;
3 – изоортохроматические материалы;
4 – изохроматические материалы;
5 – панхроматические материалы;
6 – изопанхроматические материалы;

В зависимости от характера спектральной светочувствительности различают светочувствительные слои:

  • несенсибилизированные (обыкновенные);
  • ортохроматические;
  • изоортохроматические;
  • изохроматические;
  • панхроматические;
  • изопанхроматические.

Но, как бы велика ни была чувствительность эмульсии к цветным лучам, начиная от зеленых и кончая красными, чувствительность ее к сине-фиолетовым лучам остается все же более высокой, чем ко всем остальным. Поэтому для получения на фотоснимках правильной цветопередачи действие синих и фиолетовых лучей необходимо в той или иной мере ослабить. Этого можно достигнуть применением так называемых компенсационных светофильтров . Часть из них применяется при черно-белой, а часть – при цветной съемке.

Рис. D.04. Незасвеченная цветная фотопленка
(в разрезе).

Рис. D.05. Проявленная цветная фотопленка
(в разрезе).

Современное фото- и кинопроизводство основано на использовании многослойных кинопленок, делящихся на следующие типы: обращаемая цветная, негативная цветная, позитивная цветная и т.п. В фотографической практике наибольшее распространение получила негативная цветная 35-мм кинопленка.

Уже из названия ясно, что цветная многослойная кинопленка имеет несколько эмульсионных слоев. Если посмотреть разрез незасвеченной цветной кинопленки (рисунок D.04.), то видно, что эмульсионный светочувствительный слой имеет пять слоев. Верхний (первый), третий и четвертый слои являются светочувствительными, и имеют толщину 5-7 мкм. Между верхним и третьим эмульсионными слоями находится интенсивно окрашенный, но все же прозрачный желтый фильтровой слой толщиной 1-2 мкм. Между нижним эмульсионным слоем и основой пленки находится противоореольный подслой темно-бурого цвета.

В отличие от черно-белых, многослойные цветные кинопленки не имеют защитного слоя для защиты от царапин и повреждений в фотоаппаратах. В результате на этих пленках чаще остаются царапины и пятна. Поэтому с цветной пленкой нужно обращаться осторожно.

При рассмотрении под микроскопом темных участков проявленной многослойной кинопленки (рисунок D.05.), можно отчетливо различить три слоя, окрашенных в различные цвета: нижний слой окрашен в голубой цвет, средний – в пурпурный, а верхний – в желтый цвет.

Находящиеся в кинопленке второй фильтровой и пятый противоореольные слои обесцвечиваются.

В каждом слое кинопленки при цветном проявлении образуются красители, по цвету дополнительные к цвету лучей, вызывающих изображение. После удаления серебряных зерен из эмульсионных слоев оставшиеся в кинопленке красители образуют трехцветное изображение.

Цветные изображения в эмульсионных слоях прозрачны и беззернисты, так как образованное в результате реакции серебро удалено из слоев в процессе отбелки. Однако разрешающая способность цветной фотопленки, в силу ряда причин, ниже, чем у черно-белой.

Рис. D.06 Спектральная чувствительность разных слоев цветной фотопленки: a) несенсибилизированный слой (синий цвет)
b) ортохроматический слой (желто-зеленый цвет)
c) панхроматический слой (красный цвет).

Цветная многослойная кинопленка чувствительна ко всем лучам видимого цвета, но эта чувствительность «размазана» по слоям. Самый верхний слой чувствителен только к синим лучам, средний – к желто-зеленым лучам, а нижний слой способен воспринимать только красно-оранжевую спектральную зону. Спектральная чувствительность слоев приведена на рисунке D.06..

Желтый фильтровый слой ограничивает доступ синих лучей к среднему и нижнему эмульсионным слоям.

Внимательно рассмотрев чувствительность слоев на рисунке D.06., можно сделать выводы, что:

  • первый слой – несенсибилизированный;
  • третий слой – ортохроматический;
  • четвертый слой – панхроматический.

При прохождении света через цветную фотопленку, происходят следующие процессы:

  • фиолетовые, синие и голубые лучи света фиксируются в первом слое;
  • затем они отсекаются желтым фильтровым слоем;
  • зеленый и желтый лучи фиксируются в третьем эмульсионном слое;
  • красный и оранжевый лучи фиксируются в четвертом слое;
  • оставшиеся лучи света поглощаются противоореольным слоем.

Требования к слоям:

  • они должны поглощать лучи того участка спектра, для которого они предназначены;
  • слой должен быть прозрачен для других участков спектра;
  • все слои должны обладать одинаковой чувствительностью к «чисто белому» цвету;
  • все слои должны обладать одинаковой контрастностью и вуалью;
  • слои должны иметь близкую форму кривых цветочувствительности.

При нарушении этих условий (а это происходит всегда) нарушается цветопередача исходного изображения. Цветофотографические свойства многослойных цветных фотопленок изучает наука цветная сенситометрия . Основным ее методом является сравнение полученных с кинопленки снимков с эталонными таблицами.

Наиболее часто применяют метод оценки цветовоспроизведения при помощи нейтрально-серой шкалы. Если снимать на цветную кинопленку нейтрально-серую ступенчатую шкалу, то по качеству воспроизведения серого цвета (отсутствия хроматических оттенков) судят о качестве пленки.

Понятие контраста и фотографической широты применительно к цветной кинопленке применяется иначе, чем к черно-белой. В цветном фотографическом изображении контраст в основном создается цветом, и при его регулировке может измениться цветопередача. Поэтому следует очень аккуратно подходить к освещению сцены, подбору пленки и печатающего аппарата.

Как и в случае фотопленки, ПЗС-матрица не обладает цветовой чувствительностью. Поэтому для получения цветного изображения цвет, поступающий на ПЗС-матрицу, проходит через соответствующий светофильтр, пропускающий только красную, зеленую и синею его составляющую.

Поскольку каждый пиксель представляется квадратом (см. предыдущие разделы), в стандартном световом датчике присутствуют один красный, один синий и два зеленных светофильтра. Вместе они образуют так называемую RGGB-модель (см. рисунок С.07. (a)). В цифровых фотоаппаратах корпорации Sony вместе одного зеленого используется оливковый светофильтр, пропускающий как зеленые, так и синие лучи. Вместе они образуют RGTB-модель цвета(см. рисунок С.07. (b)).

Но в начале XXI века появилась технология, способная похоронить эти промежуточные модели и значительно увеличить качество получаемых с помощью цифровых камер фотоснимков. Идея проста и в чем-то позаимствована из пленочных фотоаппаратов: надо располагать ПЗС-датчики со своими светофильтрами не рядом, а друг над другом, причем каждый ПЗС-датчик будет «улавливать» только свою область спектра. Пока эта технология не очень широко распространена (из-за того, что она запатентована малоизвестной фирмой, требующей от производителей матриц по такой технологии больших лицензионных отчислений). Но, так или иначе, будущее – за такими матрицами.

30.03.2008, Версия 0.1.00 Beta

08.04.2006, Version 0.01a build 1

Полезные ссылки

Copyleft © Юрий А. Денисов
(yudenisov) 2006-2008
Все права защищены

Источник

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

Цветовое зрение (синоним: цветоощущение, цветоразличение, хроматопсия) — способность человека различать цвет видимых объектов.

Цвет оказывает воздействие на общее психофизиологическое состояние человека и в известной мере влияет на его трудоспособность. Поэтому большое значение придают цветовому оформлению помещений, оборудования, приборов и других предметов, окружающих людей на производстве и в быту. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые), так называемые оптимальные цвета. Для цветовой сигнализации используют, наоборот, насыщенные (предохранительные) цвета.

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Различают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В зависимости от длины волны света выделяют три группы цветов: длинноволновую (красный, оранжево-красный, оранжевый), средневолновую (желтый, желто-зеленый, зеленый) и коротковолновую (голубой, синий, фиолетовый).

Цвета разделяют на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета обладают тремя основными качествами: цветовым тоном,который зависит от длины волны светового излучения; насыщенностью, зависящей от доли основного цветового тона и примесей других цветовых тонов; яркостью цвета, то есть степенью близости его к белому цвету. Различное сочетание этих качеств дает большое разнообразие оттенков хроматического цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) различаются лишь яркостью.

При смешении двух спектральных цветов с разной длиной волны образуется результирующий цвет. Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешении с которым образуется ахроматический цвет — белый или серый. Многообразие цветовых тонов и оттенков может быть получено оптическим смешением всего трех основных цветов — красного, зеленого и синего. Количество цветов и их оттенков, воспринимаемых глазом человека, необычайно велико и составляет несколько тысяч.

Физиология цветового зрения недостаточно изучена. Из предложенных гипотез и теорий цветовое зрение наибольшее распространение получила трехкомпонентная теория, основные положения которой впервые были высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. В дальнейшем эти положения были подтверждены и развиты Юнгом (Т. Young, 1802) и Г. Гельмгольцем (1866). Согласно трехкомпонентной теории Ломоносова — Юнга — Гельмгольца в сетчатке глаза имеется три воспринимающих аппарата (рецептора, элемента), которые возбуждаются в разной степени под действием световых раздражителей различной длины волны (спектральная чувствительность глаза). Каждый вид рецептора возбуждается преимущественно одним из основных цветов — красным, зеленым или синим, однако в определенной степени реагирует и на другие цвета. Поэтому кривые спектральной чувствительности отдельных видов цветовоспринимающих рецепторов частично накладываются друг на друга. Изолированное возбуждение одного вида рецептора вызывает ощущение основного цвета. При равном раздражении всех трех видов рецепторов возникает ощущение белого цвета. В глазу происходит первичный анализ спектра излучения рассматриваемых предметов с раздельной оценкой участия в них красной, зеленой и синей областей спектра. В коре головного мозга происходит окончательный анализ и синтез светового воздействия, которые осуществляются одновременно. Благодаря такому устройству зрительного анализатора человек может достаточно хорошо различать множество цветовых оттенков.

Трехкомпонентную теорию цветового зрения подтверждают данные морфофизиологических исследований. Спектрофотометрические исследования позволили определить спектры поглощения различных типов одиночных фоторецепторных клеток. По данным Доу (N. W. Daw, 1981), зрительные пигменты (см.) колбочек сетчатки человека имеют следующие максимумы спектров поглощения: красночувствительные — 570—590 нм, зеленочувствительные — 535 — 555 нм и синечувствительные — 440—450 нм. Современные электрофизиологические исследования органа зрения, проведенные Л. П. Григорьевой и А. Е. Фурсовой (1982), также подтвердили трехкомпонентную теорию цветового зрения. Они показали, что каждому из трех цветовых раздражителей соответствует определенный вид биопотенциала сетчатки и зрительной области коры головного мозга.

Имеются также другие теории цветового зрения, не получившие, однако, широкого признания. По оиионентной теории цветового зрения Геринга выделяют три пары противоположных цветов: красный и зеленый, желтый и синий, белый и черный. Каждой паре цветов в сетчатке соответствуют особые — красно-зеленое, желто-синее и бело-черное вещества. Под действием света происходит разрушение этих веществ (диссимиляция), а в темноте — восстановление (ассимиляция). Различные сочетания процессов диссимиляции и ассимиляции создают многообразие цветовых впечатлений. Теория Геринга не объясняет ряд явлений, в частности расстройства цветового зрения. Ионная теория Лазарева (1916) связывает цветовосприятие с выделением ионов, возбуждающих цветоразличительные рецепторы. По его теории в колбочках сетчатки содержится три светочувствительных вещества: одно из них поглощает преимущественно красный свет, другое — зеленый, третье — синий; при поглощении света данные вещества распадаются с выделением ионов, которые возбуждают цветоразличительные рецепторы. Полихроматическая теория Хартриджа предполагает наличие семи типов рецепторов.

У человека различают ночное, или скотопическое, зрение, сумеречное, или мезопическое, и дневное, или фотопическое, зрение (см.). Это обусловлено прежде всего наличием в сетчатке (см.) глаза человека двух видов фоторецепторов — колбочек и палочек, что послужило основой для обоснования теории двойственности зрения, выдвинутой Шультце (М. J. Schultze, 1866) и в дальнейшем развитой М. М. Воиновым (1874), Парино (H. Pari-naud, 1881) и Крисом (J. Kries, 1894). Колбочки располагаются, главным образом, в центральном отделе сетчатки и обеспечивают фотопическое зрение — воспринимают форму и цвет объектов, находящихся в поле зрения; палочки располагаются в периферическом отделе, обеспечивают скотопическое зрение и обнаруживают слабые световые сигналы на периферии поля зрения.

Максимум спектральной чувствительности для колбочек находится в зоне 556 нм, а для палочек — в зоне 510 нм. Этим различием в спектральной чувствительности колбочек и палочек объясняется феномен Пуркинье, заключающийся в том, что в условиях слабого освещения зеленые и синие цвета кажутся светлее красных и оранжевых, в то время как в условиях дневного освещения эти цвета по светлоте примерно одинаковы.

На восприятие цвета оказывает влияние сила цветового раздражителя и цветовой контраст. Для цветоразличения имеет значение яркость (светлота) окружающего фона. Черный фон усиливает яркость цветных полей, так как они выглядят более светлыми, но в то же время несколько ослабляет цвет. На цветовосприятие объектов существенно влияет также цветность окружающего фона. Фигуры одного и того же цвета на желтом и синем фоне выглядят по-разному. Это явление одновременного цветового контраста.

Последовательный цветовой контраст проявляется в видении дополнительного цвета после воздействия на глаз основного цвета. Например, после рассматривания зеленого абажура лампы белая бумага первое время кажется окрашенной в красноватый цвет. При длительном воздействии цвета на глаз отмечается снижение цветовой чувствительности, вследствие цветового «утомления» сетчатки, вплоть до такого состояния, когда два разных цвета воспринимаются как одинаковые. Это явление наблюдается у лиц с нормальным цветовым зрением и является физиологическим. Однако при поражении желтого пятна сетчатки, невритах и атрофии зрительного нерва явления цветового утомления наступают быстрее.

В соответствии с трехкомпонентной теорией цветового зрения нормальное цветоощущение называется нормальной трихромазией, а лица с нормальным цветовым зрением — нормальными трихроматами. Количественно цветовое зрение характеризуется порогом цветоощущения, то есть наименьшей величиной (силой) цветового раздражителя, воспринимаемого как определенный цвет.

Нарушения цветового зрения

Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные расстройства цветового зрения наблюдаются чаще у мужчин. Эти нарушения, как правило, стабильны и выявляются в обоих глазах, чувствительность чаще понижена к красному или зеленому цветам. В связи с этим к группе с начальными нарушениями цветового зрения относят лиц, хотя и различающих все главные цвета спектра, но имеющих пониженную цветовую чувствительность, то есть повышенные пороги цветоощущения.

Классификация врожденных расстройств цветового зрения Криса — Нагеля предусматривает три вида нарушений цветового зрения: 1 — аномальная трихромазия, 2 — дихромазия, 3 — монохромазия. В зависимости от длины волны светового раздражителя и его расположения в спектре, цветовоспринимающие рецепторы обозначают греческими словами: красный — протос (первый), зеленый — дейтерос (второй), синий — тритос (третий). В соответствии с этим при аномальной трихромазии различают ослабление восприятия основных цветов: красного — протаномалия, зеленого — дейтеранохмалия, синего — тританомалия. Дихромазия характеризуется более глубоким нарушением цветового зрения, при котором полностью отсутствует восприятие одного из трех цветов: красного(протанопия), зеленого (дейтеранопия) или синего (тританопия). Монохромазия (ахромазия, ахроматопсия) означает отсутствие цветового зрения, цветовую слепоту; при этом сохраняется лишь черно-белое восприятие. В дополнение к этой классификации Е. Б. Рабкиным (1937) при протаномалии и дейтераномалии выделены три степени (типа) нарушений цветового зрения: резкое нарушение — тип А, умеренное — тип В и легкое — тип С.

Врожденные расстройства цветового зрения принято называть дальтонизмом, по имени английского ученого Дж. Дальтона, страдавшего нарушением восприятия красного цвета и описавшего это явление.

Наиболее частым среди врожденных расстройств цветового зрения (до 70%) является аномальная трихромазия. Врожденные нарушения цветового зрения не сопровождаются расстройством других зрительных функций. Лица с врожденным расстройством цветового зрения обычно не предъявляют жалоб, а нарушения цветового зрения выявляются лишь при специальном исследовании.

Приобретенные расстройства цветового зрения встречаются при заболеваниях сетчатки (см.), зрительного нерва (см.) или центральной нервной системы; они могут наблюдаться в одном или обоих глазах, обычно сопровождаются нарушением восприятия всех 3-х цветов, протекают в сочетании с другими расстройствами зрительных функций. Приобретенные расстройства цветового зрения могут проявляться в виде ксантопсии (см.), цианопсии и эритропсии (см.). Ксантопсия — видение предметов в желтом цвете, наблюдается при желтухе, отравлении некоторыми веществами и лекарственными средствами (пикриновая кислота, сантонин, акрихин, амилнитрит). Цианопсия — восприятие предметов в синем цвете, наблюдается после удаления катаракты (см.). Эритропсия — нарушение зрительного восприятия, при котором видимые предметы представляются окрашенными в красноватый цвет. Наблюдается у лиц с нормальным цветовосприятием в результате длительной фиксации глаза на ярком, богатом УФ-лучами источнике света, а также после операции удаления катаракты. В отличие от врожденных нарушений цветового зрения, которые постоянны, цветовое зрение, измененное в результате перечисленных выше заболеваний, нормализуется по мере их излечения.

Поскольку ряд профессий требует сохранения нормального цветоощущения, например у лиц, занятых на всех видах транспорта, в некоторых отраслях промышленности, военнослужащих отдельных родов войск, им проводят обязательное исследование цветового зрения. С этой целью применяют две группы методов — пигментные и спектральные. К пигментным относят исследования с помощью цветных (пигментных) таблиц и различных тест-объектов (наборы разноцветных мотков шерсти, кусочков картона и др.), к спектральным — исследование с помощью спектральных аномалоскопов. Принцип исследования цветового зрения с помощью цветных таблиц был предложен Штиллингом (J. Stilling). Из цветных таблиц наибольшее распространение получили полихроматические таблицы Рабкина. Основная группа таблиц предназначена для дифференциальной диагностики форм и степени врожденных расстройств цветового зрения и отличия их от приобретенных; контрольная группа таблиц — для уточнения диагноза в сложных случаях. В таблицах среди фоновых кружочков одного цвета имеются кружочки одинаковой яркости, но другого цветового тона, составляющие какую-либо цифру или фигуру, легко различимую нормально видящими. Лица с расстройством цветового зрения не отличают цвет этих кружочков от цвета кружочков фона и поэтому не могут различить предъявляемых им фигурных или цифровых изображений (цветн. рис. 1—2). Таблицы Исихары служат для той же цели, с их помощью выявляют цветовую слепоту на красный и зеленый цвета.

Более тонким методом диагностики расстройств цветового зрения является аномалоскопия — исследование с помощью специального прибора — аномалоскопа. В СССР серийно выпускаемым прибором является аномалоскоп АН-59 (рис.).За рубежом для исследования цветового зрения имеет распространение аномалоскоп Нагеля.

Принцип работы прибора основан на трехкомпонентности цветового зрения. Сущность метода заключается в уравнении цвета двухцветных тестовых полей, из которых одно освещается монохроматическим желтым цветом, а второе, освещаемое красным и зеленым, может менять цвет от чисто-красного до чисто-зеленого. Обследуемый должен подобрать путем оптического смешения красного и зеленого желтый цвет, соответствующий контрольному (уравнение Релея). Человек с нормальным цветовым зрением правильно подбирает цветовую пару смешением красного и зеленого. Человек с нарушением цветового зрения с этой задачей не справляется. Метод аномалоскопии позволяет определить порог (остроту) цветового зрения раздельно для красного, зеленого, синего цвета, выявить нарушения цветового зрения, диагностировать цветоаномалии.

Степень нарушения цветоощущения выражается коэффициентом аномальности, который показывает соотношение зеленого и красного цветов при уравнении контрольного поля прибора с тестовым. У нормальных трихроматов коэффициент аномальности колеблется от 0,7 до 1,3, при протаномалии он составляет меньше 0,7, при дейтераномалии — больше 1,3.

Спектральный аномалоскоп Рабкина позволяет исследовать цветовое зрение во всех частях видимого спектра. С помощью прибора возможно определение как врожденных, так и приобретенных расстройств цветового зрения, порогов цветоразличения и степени функциональной устойчивости цветового зрения.

Для диагностики нарушений цветового зрения используют также стооттеночный тест Фарнсуорта — Мензелла. Тест основан на плохом различении цвета протанопами, дейтеранопами и тританопами в определенных участках цветового круга. От испытуемого требуется расположить в порядке оттенков ряд кусочков картона разного цвета в виде цветового круга; при нарушении цветового зрения кусочки картона располагаются неправильно, то есть не в том порядке, в каком они должны следовать друг за другом. Тест обладает высокой чувствительностью и дает информацию о типе нарушения цветового зрения. Используется также упрощенный тест Фарнсуорта, состоящий из 15 цветных тест-объектов.

Библиогр.: Кравков С. В. Цветовое зрение, М., 1951, библиогр.; Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В. Н. Архангельского, т. 1, кн. 1, с. 425, М., 1962; Пэдхем Ч. и Сондерс Дж. Восприятие света и цвета, пер. с англ., М., 1978; Сенсорные системы, Зрение, под ред. Г. В. Гершуни и др.,с. 156, Л., 1982; Соколов E. Н. и Измайлов Ч. А. Цветовое зрение, М., 1984, библиогр.; Adler’s physiology of the eye, ed. by R. A. Moses, p. 545, St Louis a. o., 1981; Hurviсh L. M. Color vision, Sunderland, 1981; System of ophthalmology, ed. by S. Duke-Elder, v. 4, p. 617, L.* 1968.

Источник

Читайте также:  После родов стул зеленого цвета