Меню

Зеленый цвет символ китай



Символика цвета в Китае

В каждой культуре есть свои «любимые» и «нелюбимые» цвета. И за каждым из них стоит тот или иной символ. Причем в разных культурах символика цвета может быть диаметрально противоположной! Например, в настоящее время в русской культуре белый цвет — цвет невинности, невесты; черный — цвет траура. А вот на востоке иначе: белый цвет символизирует собой траур.

Символика цвета в Китае тесно связана с пятью стихиями (五行, у-син): пять первоэлементов, из которых состоит все сущее. Это дерево (木, му), огонь (火, хо), земля/почва (土, ту), металл (金, цзинь) и вода (水, шуй). Эти стихии пространственно упорядочены: дереву соответствует восток, огню — юг, металлу — запад, воде — север, а земле — центр. На первый взгляд, не совсем понятная связь.

Пять стихий (У-син)

Давайте представим на секунду, что окружало Срединные земли в древности. На востоке— бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый. Ему соответствует молодость, весна, ветер… На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный. Это цвет радости, счастья, лета. Китайские невесты традиционно облачались в свадебные красные костюмы.

На западе — высочайшие горные вершины Азии. А в предгорьях когда-то добывали металлы. Поэтому западу и соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена, предки тибетцев. А холодные снежные вершины определили и цвет: белый. Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени.

Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой китайской равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 黑龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета.

И, наконец, земля. Это центр, ей соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Северном Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии). Желтый цвет издревле считался императорским цветом. И поэтому здесь еще одна ассоциация: гром.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • живопись (852)
  • современная живопись (70)
  • портрет (49)
  • Историческая живопись (49)
  • акварель (39)
  • Интересная техника (27)
  • иллюстрации (26)
  • пейзаж (15)
  • Учимся (13)
  • Натюрморт (12)
  • История костюма и прически (526)
  • 20-й век (72)
  • Индейцы (67)
  • Детали (62)
  • Модерн (51)
  • Возрождение (29)
  • Япония (29)
  • Короли, королевы, императоры (28)
  • славянские народные костюмы (27)
  • Турнюр (24)
  • Рококо (24)
  • Кринолин (21)
  • Китай (20)
  • Бидермаер (19)
  • Африка (17)
  • 17-й век (15)
  • Карнавал (12)
  • национальные костюмя (12)
  • средневековье (5)
  • Английские буржуазные моды (3)
  • ампир (3)
  • Рукоделие (266)
  • предметы интерьера (58)
  • вязание (26)
  • декупаж (19)
  • Папье-маше (10)
  • Дача (8)
  • плетение (4)
  • Композиция (264)
  • Декоративно-прикладное искусство (199)
  • Портрет (187)
  • Куклы (178)
  • рецепты (172)
  • История (165)
  • Графика (153)
  • Мода (134)
  • Мастерклассы, обучалки (121)
  • Здоровье (105)
  • Мифология (100)
  • музыка (99)
  • Полезные ссылки (86)
  • Психология (86)
  • Видео (84)
  • Интересно (77)
  • Животные (63)
  • Театр (55)
  • Лица (55)
  • скульптура (50)
  • для Катюхи (38)
  • Гадания, талисманы (36)
  • юмор (33)
  • Сказки народов мира (31)
  • Грим (27)
  • события (12)
  • стихи (5)
  • для диплома (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

Символика цвета в Китае

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала.

Читайте также:  Canon mg2440 нет черного цвета

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

С давних времен у того или иного народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям. От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетический норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.

Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (в странах мусульманского мира – исламскую, в Европе – христианскую, в Китае или странах Юго-Восточной Азии – конфуцианскую, буддийскую или
синтоистскую и т.д. ). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины.

Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями. Помимо этого здесь всегда было большое стремление к тонкому восприятию цвета, но не к рациональному, а к субъективному, личностно-интимному.

Тенденция к подобному восприятию цвета у японцев разрушала привнесенные ими освященные религиозным культом отношения к цвету. Внимание и любовь к цвету отражают их чуткое и чрезвычайно тонкое чувство природы. Помимо религиозно-мистериальной значимости цвета олицетворяли социально-функциональные и половозрастные деления общества. Например, в Европе цвета делились на несколько категорий, которые соответствовали определенным сословиям общества.

В каждой культуре есть свои «любимые» и «нелюбимые» цвета. И за каждым из них стоит тот или иной символ. Причем в разных культурах символика цвета может быть диаметрально противоположной! Например, в настоящее время в русской культуре белый цвет — цвет невинности, невесты; черный — цвет траура. А вот на востоке иначе: белый цвет символизирует собой траур.

Символика цвета в Китае тесно связана с «пятью стихиями» (五行, у син): пять первоэлементов, из которых состоит все сущее. Это дерево (木, му), огонь (火, хо), земля/почва (土, ту), металл (金, цзинь) и вода (水, шуй). Эти стихии пространственно упорядочены: дереву соответствует восток, огню — юг, металлу — запад, воде — север, а земле — центр. На первый взгляд, не совсем понятная связь.

Читайте также:  Как избавиться от цвета фукорцин

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля.

Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя. В древнем Китае желтый был цветом земли (Кунь) и женского начала (Инь). А также обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был символом бессмертия.

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Читайте также:  Гибкий шланг синего цвета

В Древнем Китае существовала легенда о красной птице, которая пролетала в небе, держа в клюве девять колосьев. Зерна упали в землю, проросли. Хлеба не только спасали людей от голода, но были вечнорастущими. Поскольку и жизнь, и плодородие связаны с любовью и браком, то красный цвет – знак всего, что сопровождает эти явления.

Белый (бай) олицетворял запад — место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада — Шао-хао и его помощником — белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

В Китае и Индии белому цвету был придан мистический и трансцендентальный смысл, который происходит не из чувственных восприятий или ассоциаций, но возникает как визуализация философских понятий. Так, уникальное космическое и миростроительное начало дао в древнем Китае не имеет формы, веса, вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими реалиями, как вода, туман, облака. Даосская живопись из всех красок предпочитает китайскую тушь, из всех цветов – хризантему, а из всех птиц – аистов и белых журавлей. Помимо этой философской символики в Китае придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени, металла.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам. Образуется цепочка символов черный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия.

Источник