Меню

Желтый цвет автобусов сша кто



Автобусы Америки: школьные

В обзоре автобусной отрасли Северной Америки нельзя обойти и весьма специфичное направление – в сфере перевозок школьников. Устойчивое словосочетание «школьный автобус» родилось, развивалось и ныне задаёт тон всему миру именно здесь.

Первые специальные транспортные средства для перевозки детей в школу родились задолго до появления автобуса. Конечно, сначала это были гужевые повозки: school hacks, school cars, school trucks, kid hack и school hack (hack – в значении «наёмная лошадь»). Весьма простые по конструкции, но специализированные. К концу XIX века в ряде штатов уже появились законодательные акты, регулирующие эту деятельность.

Само собой, как только лошадей сменили грузовики с ДВС, уже существовавшие производители сразу начали приспосабливать их для этих целей. Одним из первенцев в производстве нового типа транспортных средств стала компания Wayne Works. Она установила деревянный фургон на автомобильное шасси ещё в 1914 году. Сиденья располагались по периметру, как в линейке или кузове типа тонно – дети сидели спиной к борту, как в современном метро. Стёкол в салоне по-прежнему не было, от непогоды юных пассажиров защищал брезентовый полог. Единственная пассажирская дверь для входа и выхода располагалась в заднем торце (так повелось на конных экипажах, чтобы не пугались лошади).

В результате появилась несложная, надёжная, и, что немаловажно, дешёвая машина. В дальнейшем эта тенденция сохранилась, и постепенно появился классический тип американского школьного автобуса.

Итак, в его основе – рамная конструкция грузового шасси на рессорной подвеске. Двигатели небольшой мощности, дизельные, а в последнее время – газовые и гибридные (учитывая высокие требования к безопасности перевозки детей, максимальная скорость ограничена 60 км/ч, а вес «груза» при этом небольшой). На раме установлен каркасно-модульный кузов, позволяющий варьировать длину, вплоть до разрешённых 45 футов (13,7 м). Боковые панели и крыша изготовляются из металла, а бамперы, передняя и задняя панели – из пластика. Учитывая, что автобусы изначально рассчитываются для перевозки детей, расстояния между рядами сидений уменьшены.

Отдельно о цвете. Знаменитый оранжево-жёлтый имеет официальное название «National School Bus Chrome Yellow». Он законодательно появился ещё в 1939 году, после прошедшей в Нью-Йорке конференции, установившей национальные стандарты для школьных автобусов, и был выбран из-за лучшей видимости в утренних и вечерних сумерках. Кстати, предложили его инженеры второй ведущей компании в этой отрасли – Blue Bird. Конференция проходила неделю, и на ней было принято 45 стандартов, включая технические требования, касающиеся длины автобуса, высоты потолка и ширины прохода. Она стала значительным событием, поскольку в ней участвовали представители 48 штатов.

Кроме яркой окраски для повышения безопасности используются и специальные предупреждающие знаки. Во время остановки начинают мигать поочерёдно 4–8 красно-жёлтых фонарей, при этом раздаётся громкий тикающий звук. Кроме этого слева механически выдвигается знак «STOP», а справа из бампера выдвигается ограничитель, препятствующий переходу улицы перед машиной. Кстати, проезд автомобиля во время остановки школьного автобуса – серьёзное правонарушение, в ряде штатов это влечёт за собой лишение прав.

Само собой, обязательными элементами являются 3-точечные ремни безопасности для пассажиров, травмобезопасные стёкла-триплекс, эвакуационные двери, люки в бортах и крышах. Для бόльшего внимания при высадке капоты автобусов снабжены дополнительными сферическими зеркалами. Видеокамеры, рекордеры и навигационные системы уже стали стандартным оборудованием. Современные школьные автобусы оборудуют кондиционерами, лифтами для инвалидных кресел, двухсторонней связью и т. д.

Читайте также:  Мелкие прыщи красного цвета

Кстати, на базе школьных выпускают специальные исполнения, популярные во многих областях – для полиции, армии США, пенитенциарной системы, религиозных и туристских организаций и т. д.

Кроме того, большинство школьных автобусов, попадая на вторичный рынок, импортируется во многие страны Латинской Америки, где служат на местных перевозках и из-за своей многофункциональности (перевозка крестьянами кур и животных) называются «чиккен-бас». Небольшие партии подержанных автобусов стабильно закупают компании из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Океании и Африки.

В США зарегистрировано 480,5 тыс. школьных автобусов, из которых 70% приходится на частные компании либо школы, 30% приходятся на контракторов – подрядные компании, входящие в систему SBC (School Bus Contractor).

Далее представлены основные игроки рынка школьных автобусов США либо современные, либо игравшие на нём заметную роль.

Blue Bird Corporation

Blue Bird Corporation основана в 1932 году Альбертом Льюсом (Albert L. Luce), владельцем дилерской станции Ford. Название «Синяя птица» было заимствовано у знаков (изображений птичек синего или жёлтого) цвета, по которым учителя разделяли школьников на группы до появления классов.

Первыми в программе и появились школьные автобусы, причём в 1937 году Blue Bird начала устанавливать на шасси стальные кузова вместо обычных тогда деревянных.

А два года спустя на конференции производителей инженеры компании предложили окрашивать школьные автобусы в жёлтый цвет, позже ставший для них общеупотребительным сначала в США, а потом и во всём мире.

После Второй мировой войны Штаты приняли программу укрупнения начальных школ, что вызвало рост производства школьных автобусов, и Blue Bird стала крупнейшим производителем. На автобусном шоу 1948 года в Париже фирма представила свой первый бескапотный автобус. Он стал основой для широко известной модели All American, использовавшейся и на регулярных перевозках.

В 1952 году первая из всех кузовных компания начинает производство собственных шасси.

Blue Bird становится интернациональной компанией с открытием филиала в Канаде в 1958 году. Через семь лет начинается производство в Гватемале. Причём кузова устанавливали не только на собственные или типовые шасси. В конце 1960-х их монтировали на малораспространённые в Штатах шасси Mercedes-Benz, Isuzu, Hino и Toyota.

В 1975 году были представлены модели В-класса, малая – Micro Bird и большая Mini Bird, обе на шасси капотных фургонов. Их производили почти 35 лет, менялись лишь базовые шасси.

В 1988 году бескапотный All American превратился в серию TC 1000, TC 2000 и TC 3000 с освежённым дизайном и новыми агрегатами.

В 1991 году появился первый школьный автобус, работающий на сжиженном природном газе (CNG). В 1994-м совместно с Westinghouse Electronic Systems был представлен электрический school bus для Калифорнии. В 2004 году появился капотный Blue Bird Vision, производимый без сторонних компаний. Через три года компания отказалась от производства всех типов, кроме школьных.

В октябре 2009 года Blue Bird основала СП с канадским производителем школьных автобусов Girardin Minibus.

К третьему тысячелетию Blue Bird превратился в корпорацию, 42,5% которой владеет Volvo Group. На сегодняшний день в программе четыре школьных модели – капотные MicroBird, Vision и бескапотные All American FE и RE.

Carpenter Body Company

В разные годы (Ralph H. Carpenter Body Company, Carpenter Body Works, Carpenter Manufacturing Company, Carpenter Industries, Crown by Carpenter) была одним из главных производителей школьных автобусов. Фирма, основанная Р. Карпентером в Индиане в 1919 году, через четыре года выпустила первую машину. До этого она производила конные повозки для перевозки школьников, поэтому без проблем адаптировала надстройки на шасси автомобилей.

Читайте также:  Какие цвета надо смешать чтобы был оранжевый

Примечательно, что именно на автобусах Carpenter впервые появились откидные знаки остановки, столь известные сейчас. Они были выполнены откидывающимися в виде кулаков с указательным пальцем, выкрашенным в красный цвет.

Следующие 60 лет фирма выпускала типичные капотные школьные автобусы Cadet, Classmate и Classic.

В 1998 году Carpenter приобрёл производитель шасси, в том числе и автобусных, – фирма Spartan.

Школьным флагманом стал бескапотный Chancellor RE на шасси Spartan. К его особенностям относились воздушная подвеска на обеих осях и ровный пол, а также колёса уменьшенного до 19″ диаметра.

Однако в 2001 году новый владелец в связи с кризисом рынка принял решение о закрытии производства школьных машин.

Crown Coach Corporation

Компания основана в Калифорнии в 1904 году. Стала известна благодаря бескапотным школьным автобусам большого класса (тип D), появившимся в 1932 году. Кроме того, Crown одна из первых начала производить кузовные панели из алюминия.

Её школьная серия SuperCoach была известна своей долговечностью – ресурс составлял 20 лет. Это и послужило причиной банкротства – другие производители предлагали менее надёжные машины, но за гораздо меньшую стоимость. Несмотря на вхождение в концерн General Electric в 1987 году, через четыре года фирма закрылась.

По всеамериканской официальной классификации школьные автобусы делятся на 4 класса:

  • малый класс «А» – на шасси полноразмерных мультивэнов и малотоннажных шасси, полной массой до 4,5 т (A1) или больше 4,5 т (A2);
  • средний класс «В» – капотное или полукапотное грузовое шасси, полной массой до 4,5 т;
  • тяжёлый класс «С» – капотное или полукапотное грузовое шасси, полной массой более 4,5 т;
  • класс «D» – бескапотная компоновка, может иметь переднее (FE) или заднее (RE) расположение двигателя.

Малые школьные автобусы вмещают около 10 детей, большие – вплоть до 90.

Gillig Corporation

Производитель городских машин из Калифорнии. До 1993 года делал и школьные. Первый автобус был собран в 1932 году, до этого производили кузова, грузовики, лодки и др. В 1957 году у известного Kenworth была приобретена Pacific Bus division.

Два года спустя был представлен школьный автобус в двух вариантах: капотный (С класс) и бескапотный (D класс), ставший очень популярным.

В 1967 году появился самый большой школьный автобус в Штатах – 855D, рассчитанный на 97 учеников.

IC Corporation

Integrated Coach (ранее AmTran, Ward Body Works) – автобусный производитель, полностью принадлежащий Navistar International.

История его начинается с 1933 года, когда в Арканзасе была основана фирма Ward Body Works. Была известна как школьными автобусами, так и своими инновациями – ещё c 1960-х гг. одной из первых начала использовать на производстве компьютеры от IBM. Однако это не спасло её от банкротства. В 1980 году с помощью тогдашнего губернатора Билла Клинтона её активы перевели в новую корпорацию American Transportation (AmTran). К 1995 году контроль над ней полностью перешёл к производителю грузовиков и шасси, компании Navistar International.

Тогда выпускали модели Senator, Genesis и Vanguard на шасси Ford, GM или чаще всего International Harvester.

В настоящее время выпускаются четыре серии – школьные, специальные, коммерческие и междугородние. Все построены на агрегатах нового хозяина, включают несколько моделей в каждой группе, в том числе школьные: капотные AE, BE, CE вместимостью 30–77 школьников, бескапотные RE – 84 пассажира; все серии предлагают в газо-дизельном или в гибридном вариантах.

Читайте также:  Какие цвета сочетаются с цветом молочный шоколад

Thomas Built Buses, Inc.

Производитель школьных и городских автобусов из Северной Каролины полностью принадлежит компании Freightliner и через неё концерну Daimler AG.

Перли А. Томас, сотрудник автобусной фирмы Brill, основал фирму в 1916 году и начал производство трамваев. Лишь в 1934 году были выпущены первые 10 городских машин. Два года спустя фирма начала производство школьных автобусов и сразу же выполнила заказ на 200 единиц с деревянными кузовами. Но уже в 1938 году компания представила свой первый сварной кузов. В послевоенные годы Thomas был одним из шести крупнейших производителей «школьников» в США.

В 1980 году появилась самая маленькая модель А-класса под именем Minotour (производится до сих пор). В 1988 году было представлено собственное шасси для передне- и заднемоторного автобуса Saf-T-Liner (до этого все шасси были покупными марок Ford, Freightliner, GMC, International и даже Volvo).

В 1998 году фирму выкупил Freightliner, и с тех пор почти все автобусы собирают на новых шасси, в первую очередь FL 65.

Последней новинкой компании было появление самой лёгкой школьной серии MyBus на шасси GM в 2009 году.

Сейчас программа Thomas Built Buses выглядит так: капотные MyBus, Minotour и Saf-T-Liner С2 вместимостью 30–81 пассажир, бескапотные Saf-T-Liner EFX, HDX на 56–90 мест.

Wayne Corporation (ранее Wayne Works)

Старейший американский производитель автобусов был основан в Индиане ещё в 1837 году как производитель конных экипажей. Затем, как и многие другие, начал с 1914 года устанавливать кузова на автомобильные шасси. В 1927-м они стали металлическими, и почти сразу же Wayne начал их остеклять.

В разное время фирма меняла хозяев, ими были Divco-Wayne, Boise Cascade, Indian Head и Thyssen-Bornemisza.

К 1957 году продукцию собирали в 60 странах мира. Корпорация была лидером в производстве школьных автобусов, кроме них производили городские и туристские машины, специальные автомобили и развозные фургоны.

Школьная серия отличалась повышенной безопасностью (Wayne начал устанавливать усиливающие брусья в кузова ещё в 1930 г.) и включала в разное время семейства Busette, Chaperone, Papoose, Lifeguard, Lifestar, RD 9000. Не выдержав падения спроса, Wayne закрылась в 1992 году.

Ward Body Works

Фирма была известна с 1933 года, когда её основал Д.Х. Уорд в Арканзасе. Её специализацией в первую очередь были школьные автобусы. Кроме того, славилась передовыми технологиями – ещё c 1960-х гг. одной из первых начала использовать на производстве компьютеры серии 360 от IBM. Однако это не спасло от банкротства, и в 1980 году её активы перевели в новую корпорацию American Transportation (AmTran).

На сегодняшний день школьный автобус стал одним из символов США, и не только – наши КавЗы, СемАРы и даже китайские school-bus изготовлены со многими атрибутами, присущими американским «школьникам».

Об распространённости и популярности school-bus говорит следующий факт: из 843 тысяч автобусов, зарегистрированных в 2010 году в США, более половины, а именно 480 тысяч машин, составляют школьные автобусы. При этом они являются самым безопасным из всех видов пассажирского транспорта.

Источник