Меню

Живопись как получить цвет индиго



Как при смешивании красок получить синий цвет, а также голубой, васильковый, индиго

Синий цвет относится к основным, как и желтый с красным. Таким образом, он является родоначальником других колеров, таких как зеленый, фиолетовый, коричневый и др. В связи с этим, часто возникает вопрос, как получить синий цвет при смешивании красок.

Производство синего пигмента

Синий широко встречается в природе в качестве пигмента ягод, фруктов и цветов. Кстати, и получить натуральный краситель можно из этих же источников, например из черники, кожуры сливы, баклажана, ежевики и др. Такой метод производства колера достаточно трудозатратный и дорогой, поэтому не приобрел широкой популярности.

В промышленных масштабах, синий пигмент получают химическим способом из природных солей и металлов. Так, соли кобальта и алюмосиликаты (ультрамарин) позволяют получить красивые оттенки от светлых до темных тональностей.

Именно химический способ получения синего красителя позволяет насладиться большим выбором оттенков красок на полках магазина.

Получение синего из красок

Итак, как получают пигменты на заводах по производству красок мы разобрались. А вот можно ли получить синий в домашних условиях и какие краски нужно для этого смешать? Ответ на этот вопрос прост, но не утешителен.

Базовые цвета, к которым относится виновник нашей статьи, не возможно получить путем смешивания других колеров.

Многие ошибочно полагают, что синий можно получить из зеленого и оттенка фиолетового, например, фуксии. Да, такой способ получения имеет место быть, но относится он лишь к типографии, т.е. получению краски для принтера. И то, получаемый колер назвать синим можно только условно, скорее это всего лишь аналог, отдаленно напоминающий основной цвет. При этом, большую роль имеет поверхность, на которую будет наносится тот или иной оттенок. От ее особенностей зависит конечный результат. Поэтому, в процессе создании оттенка типографской краски ее тестируют на подложке, планируемой для нанесения.

Что же касается классических художественных или малярных красок, то вариантов нет: оттенок синего необходимо купить в магазине, а уже потом проводить с ним эксперименты.

Как получить оттенки синего цвета

К основным оттенкам синего, встречаемых в палитрах масляных красок относятся: кобальт синий, ультрамарин, голубая ФЦ. В гуаше исходный синий представляют оттенки: лазурь, ультрамарин, синяя спектральная. В палитре акварели — это берлинская лазурь, синяя, ультрамарин.

Встречаются так же различные вариации этих цветов от светлого к темному. Такие краски помогают создать огромнейшую палитру оттенков синего спектра путем добавления других цветов, таких как черный, белый, желтый, зеленый и др..

В качестве наглядного примера разберем, как сделать популярные оттенки синего, смешивая различные цвета.

Как получить голубой цвет из красок

Голубой – это светло-синий цвет, который вызывает чувство умиротворенности и спокойствия. Чтобы получить оттенки небесного цвета, необходимо добавить белую краску к синему оттенку. В зависимости от пропорции, цвета получаются от темно до бело голубого.

Если к голубому цвету добавить черного на кончике кисти, а лучше серого, чтобы не переборщить с темным, получается красивый серо-голубой оттенок.

Капля фиолетового придаст голубому красивый теплый тон. Получается цвет неба при закате солнца. Вместо фиолетового можно использовать розовый. Цвет будет светлее и менее интенсивным.

Еще один способ получения универсального голубого цвета заключается в следующем: надо к 2 частям синей краски добавить 1 часть бирюзовой и 3 части белой.

Васильковый цвет

Васильковый – необычный, и очень красивый оттенок синего или темно-голубого с фиолетовым подтоном.

Способ его получения может быть следующим:

В синий цвет добавляют по каплям фиолетовый, красно-коричневый и черный. Работать нужно очень аккуратно. С точки зрения пропорций, фиолетового нужно немного больше, чем коричневого и черного, но в разы меньше, чем синего. С точки зрения последовательности получения, рекомендуем:

  • сначала в синюю основу добавить каплю черного и каплю красно-коричневого;
  • взять фиолетовый и постепенно вводить его в полученную смесь до нужного оттенка;
  • придать нежности поможет как всегда белая краска.
Читайте также:  Синяки под глазами зеленого цвета

Как получить темно-синий цвет

Насыщенные оттенки можно купить в чистом виде. Так, в масляных красках и акварели фирмы «Мастер класс» – это кобальт синий спектральный, индиго или ультрамарин темный, который отличается от первого наличием остаточного фиолетового тона. В гуаше компании «Гамма» – это лазурь.

Если в палитре нет базовых оттенков темно-синего, или же стоит задача получить более темные колеры, можно добавить каплю черного для затемнения. Получение других благородных тонов насыщено-синего цвета представлены ниже.

Королевский синий: в синий цвет добавить каплю зеленого и каплю черного. Тщательно размешать.

Темный серо-синий цвет: в 2 части основного цвета добавить 1 часть коричневого.

Берлинская лазурь: соединить зеленую краску с выраженным желтым подтоном, например травяную зеленую в масляных красках, с классическим синим цветом в соотношении 1:1.

Ультрамариновый цвет: в синий добавляют пару капель фиолетового.

Индиго

Индиго – оттенок синего, который по спектру находится между темно-синим и фиолетовым. Название произошло от одноименного растения, растущего в Индии. Из него добывают соответствующий краситель.

Как получить цвет индиго, однозначного ответа нет, так как он имеет несколько оттенков в зависимости от выраженности в нем фиолетового тона.

Поэтому, при получении одного из варианта индиго последовательность действия такая:

  1. К синей краске (желательно Голубой ФЦ, если это масло) добавить по каплям черную до нужной темноты;
  2. В полученную смесь, в случае необходимости, ввести фиолетовый тон, например кобальт спектральный до подходящего результата.

Многие производители выпускают данный краситель в своих наборах. Это относится к известной фирме «невская палитра», где и в акварельных «белые ночи» и в масляных «мастер класс» красках есть цвет индиго.

Видео: как смешать масляные краски до цвета Индиго

Видео: как получить оттенки синего цвета

В заключении

Лучше не стоит экспериментировать в получении синего при смешивании других красок, не имеющих отношение к искомому цвету. Что же касается оттенков синего — их огромное количество и творческий человек может получить уникальные проявления этих вариаций в своей мастерской. Для этого всего лишь нужно иметь базовые представления о том, как смешиваются цвета и находится в состоянии вдохновения для создания новых цветовых решений.

Источник

Работа с натуральным красителем индиго — мастер-класс.

Вид творчества/техника/стиль: хочется поделится опытом работы с натуральным красителем индиго, извлекаемым из растения индигофера тинктория.

Материалы: индиго натруальное растительное, дитионит натрия, каустическая сода, уксус, вода, посуда нержавеющая.

Время работы: 3 часа, из них 2 часа — минимальное время подготовки ткани или ниток для покраски, и примерно 1 час для работы по окрашиванию материала.

Сложность: с одной стороны, работа настолько проста, что с ней справится и ребенок лет 10, с другой — требуется соблюдать технику безопасности, поэтому поставлю сложность -4.

Начну мастер-класс из далека, из истории.

Краситель индиго известен человечеству еще с древности, примерно 3 тыс. лет до н.э., он издавно ценится за стойкость, яркость и красоту синего цвета. Примерно 120 лет назад появились синтезированные красители, в том числе и синтезированный индиго. История натуральных и синтезированных красителей очень насыщенна событиями, войнами и противостояниями, потому что с одной стороны, люди всегда чутко чувствовали красоту окружающего мира, завораживающую синеву небес, которую научились переносить на ткань с помощью индиго, а с другой стороны, торговля натуральными красителями была прибыльным бизнесом, цвет материи был не просто украшением человека, но и символом статуса и достатка.

Стремление к красоте и прибыли в истории часто конфликтовали друг с другом, местные растительные красители европейских мастеров по покраске, и привезенные из дальних стран, имели разную насыщенность и яркость, и давали мастерам разные торговые преимущества, поэтому красильщики всегда, как могли, противостояли внедрению новых красящих растений, и красящих веществ в свой бизнес.

Читайте также:  Невозможные цвета что это

Наверное, я пишу слишком тяжелым языком? Простите, если можете, господа читатели, и коллеги мастера) Экономико-бухгалтерское образование и опыт работы — это не плюшками баловаться)

Дорогие красители всегда старались заменить дешевыми. Ведь то, что пользуется спросом, рано или поздно, пробуют подделать.

Дорогой шафран, очень стойкий, красивый желто-оранжевый краситель, подделывали и заменяли куркумой, цветами бархацев или ноготков. Правды ради, стоит отметить, что как минимум бархацы дают такой же стойкий и красивый цвет,как и шафран.

Индиго заменяли вайдой красильной. Но вайду можно определить по более пыльному и менее прозрачному синему цвету.

Кошениль и пурпур из раковин молюсков заменяли мареной красильной, хотя этот краситель нельзя назвать подделкой первых двух, так как цвет получается совсем иной.

И вот однажды на арену бизнеса вышли синетические красители.

Последние годы появился инетрес к натуральным красителям. Как определить сырье красителя натурального индиго?

Во первых, натуральный индиго имеет специфический запах тухлятины, или прелых, гниющих листьев, запах не острый и не противныЙ, но отчетливый. Его ни с чем не перепутаешь.

Во вторых, структура у красителя неоднородная, это мелко измельченные кусочки листьев, ну очень мелкие, но по ним видно, что они не одинаковые, как у синтетически-выработанных красителей.

В третьих, индиго вступает в реакцию с дитионитом натрия (Na2 S 2 O4), которым ускоряют процесс естественного брожения индиго. Крашение индиго — очень необычный и чарующий процесс, когда из синего цвета краситель становится зелено-салатовым, а затем на воздухе — синим или голубым.

Вайда в реакцию с дитионитом натрия не вступает. С другой стороны, синтетическое индиго отличается от натурального только отсутствием запаха и полностью однородной структурой, однако он так же как натуральный индиго вступает в реакцию с дитионитом. Однако моим знакомым попадался синтетический индиго непонятного происхождения, и непонятного же состава, который не реагировал ни на дитионит, и непонятно было вообще как с ним работать.

Так же индиго и его подделку можно вычислить по стране происхождения. Натуральный индиго выращивают и производят в Индии, Иране, Ираке, Филипинах, африканских странах. В последние годы индиго пытаются выращивать в Узбекистане, однако этот краситель низкого качества, имеет маловыраженный пыльный голубой цвет, который не становится синее ни при повторе окрасок, ни при увеличении расхода красителя. В Украине индиго не вырашивается, не потому что украинские садоводы плохи, а потому что индигоферра тинктория — тропическое растение, которое и в Узбекистане то растет посредственно, зато на Украине растет замечательно вайда.

Что же еще? Наверное, пора переходить к делу!

В работе важно соблюдать технику безопасности. Индиго не ядовит, по сути это сброженный и ферментированный высушенный сок растения, однако для ускорения реакций брожения используются сильные щелочи, которые могут разьедать кожу рук, слизистые покровы. Поэтому важно работать в перчатках. При реакции индиго, дитионита натрия и каустической соды выделяется тепло и газ, похожий на уксус. Я не химик, но по запаху газ похож именно на него. Поэтому желательно работать в проветриваемом помешении, первичную подготовку индиго желательно делать в респираторе.

Так же в ЖЖ у меня был спор на тему вредности окраски индиго натуральной шерсти и шелка — целочи разьедают эти материалы. Действительно, шелочи разъедают шелк и шерсть, однако крашение идет не так долго, чтобы разъесть все на свете, с другой стороны, индиго красили веками, если бы это была настолько вредно для ткани — мастера бы не красили, потому что покупатели бы не покупали хлипкую и не носкую ткань, а в третьих, никто не отменял закон «красота требует жертв». Например в батике есть техника вытравливания окрашенных частей ткани отбеливателем. Конечно, для ткани это не полезно, но художественный эффект при этом бывает поистине чудесный!))

Читайте также:  Как сделать лизуна розового цвета

И в третьих, именно для нейтрализации целочи окрашенную ткань споласкивают в воде, с добавлением уксуса. Одним словом, решайте сами, иметь или не иметь, красить или не красить.

1) Итак, красить индиго можно все натуральное. Шелк, шерсть, вискозу, хлопок, лен, коноплю, джут, а так же смеси этих мастериалов.

2) красить можно ткань, нити, и волокна.

3) расход красителя определяется только весом тех материалов, которые вы красите, и составом материалов. Классический расход красителя, который известен мне — 10% красителя индиго от веса сухого окрашиваемого материала, для материалов шерсть, шелк, хлопок. Производитель рекомендует увеличивать время окрашивания для льна, джута и конопли, или увеличивать пропорцию расхода красителя.

4) перед окраской ткани и нитки необходимо как минимум тщательно намочить, как максимум — постирать, время замачивания ткани — 2 часа.

5) пропорции расхода красителя и химии:

— 10% индиго от веса ткани и ниток,

— 200% дитионита натрия от расхода индиго,

— 100% каустической соды от расхода индиго,

— в 20-30 больше воды, чем вес ткани или ниток, которые мы окрашиваем.

— уксус, или лимонный сок, или алюмокалиевые квасцы — для нейтрализации щелочи. Каустическую соду можно заменить кальцинированнойсодой,пищевой содой .

Итак, перетираем индиго и дитионит натрия, чтобы измельчить все комочки

Добавляем немного воды, еще раз перемешиваем

Добавляем каустическую соду, перемешиваем.

Именно в этот момент в реакции выделается тепло, и газ.

Добавляем еще немного воды, перемешиваем. Вода должна быть температурой 60-80 градусов, но более.

Смесь имеет сине-зеленоватый цвет, легкий запах, на поверхности легкий налет, по принципу масляных пятен на лужах.

При нагревании смеси усиливается запах тухлятины, цвет смеси меняется на салатово-зеленый.

Перегревать смесь не рекомендуется, кипятить не нужно.

У меня было несколько экспериментов по работе с индиго, и я немного меняла технологию, поэтому я выложу наиболее правильные с точки зрения технологии фотографии.

Полученную смесь переливаем в большую посуду, нужного размера, и добавляем необходимое количество горячей воды.

Опускаем приготовленные материалы в раствор, перемешиваем

Смотрим, чтобы материал или нити были полностью пропитаны раствором.

Если все идет правильно, ткань сразу приобретает салатово-зеленый цвет.

Не делайте как я – одевайте перчатки))) После этой покраски я отмывала руки 3 дня))

Далее все просто.

Материал выдерживается в красителе в среднем 10 минут. Время окрашивания можно регулировать, в зависимости от того, какой цвет нужно получить.

При первом окрашивании в растворе я иногда уменьшаю время выдержки в красителе,

При повторном окрашивании в этом же растворе, чтобы получить цвет потемнее, цвет выдержки ткани в красителе увеличивается – но это если окрашиваются разные материалы в одном и том же растворе.

А если нужно получить темно-синий цвет, выдерживаем материал в растворе 1-2 раза по 10-15 минут.

Вынимаем материал, расправляем, ждем.

Процесс окисления красителя на воздухе интересно смотреть на этих фото))

Все происходит очень быстро, и поэтому именно в данный момент важно полностью расправить ткань или нитки, а нитки еще и периодически переворошить, перевернуть, чтобы окраска была ровной. Исправить неровную окраску практически невозможно.

Смотрим, нравится ли нам полученный цвет, или нужно потемнее.

Если нужно более темный цвет – повторяем окраску.

Не забываем, что сухой материал светлее мокрого.

Так можно красить что угодно.

Сухие окрашенные пробные материалы разного состава, причем более темные образцы и более светлые образцы окрашены с разными щелочами, и разной пропорцией индиго.

Образцы окрашенных индиго материалов:

Хлопок (еще не дошитая вещь)

Шерсть для валяния

При стирке и валянии индиго чуть-чуть осветляется, но в дальнейшем сохраняет свою насыщенность годами.

Индиго и дитионит натрия можно приобрести у меня)

Источник