Меню

Зиккурат что означает цвета



Зиккурат

Шумерские зиккураты представляли собой массивные башни из семи платформ, наложенных одна на другую, уменьшающихся к вершине и окрашенных в разные цвета; на верхней располагалось святилище, в которое нисходило божество, связывая таким образом небо и землю.

Самые известные из этих Холмов Неба, или Гор Бога,— зиккураты Вавилона: Этеменанки, то есть Дом Семи Направлений Неба и Земли, расположенный над священной дорогой, и Э-еур-имин-ан-ки, стоявший в юго-западной части* города.

Зиккурат, служивший одновременно сторожевой башней и защитным талисманом, представляет собой искусственную гору, построенную по определенному плану, каждая часть которой имела собственное символическое значение. Башня, сориентированная по четырем сторонам света, олицетворяла космос, а ее ярусы

символизировали небеса семи планет и посвящались богам этих планет.

Первый ярус, окрашенный в черный цвет, посвящался Сатурну; второй — оранжевого цвета — Юпитеру; третий, красный,— Марсу; четвертый, цвета золота,— Солнцу; пятый, желтый,— Венере; шестой, голубой,— Меркурию, и седьмой, серебряный,— Луне.

На этажи и в святилище этой Благословенной башни ведет лестница в виде спирали (символ духовного развития), ступени которой были около 80 см в высоту. На середине подъема есть комната и скамьи, где могут присесть и отдохнуть те, кто решил добраться до самой вершины. В верхней башне расположено большое святилище, а в нем — широкое, богато украшенное ложе, рядом с которым стоит золотой стол. Каждое утро, на восходе Солнца, верующие поют гимн Огня, повернувшись лицом к светилу, поднимающемуся к вершине башни*

О В Холме Неба соединяется символика лестницы и степеней посвящения. Восхождение на него паломника или жреца подобно путешествию к Центру Мира, наполняющему душу восторгом. Достигнув верхней террасы в попав в священное пространство . человек поднимается на совершенно новый уровень, возвышается над пространством скверны и вступает в «сферу чистоты». о Китайским аналогом зиккурата служит Алтарь Неба (Тьен Тан), или Круглая Возвышенность, расположенная к югу от Пекина. Четыре лестницы, сориентированные по странам света, ведут на три круглые террасы разной высоты, помещенные одна над другой и снабженные перилами. На второй террасе расположены таблички, посвященные Солнцу, Луне, Большой Медведице, пяти планетам, 28 Лунным домам (Сиеу) и звездам.

Алтарь, расположенный на верхней террасе, символизирует зодиак и небесную сферу. Во время зимнего солнцестояния Император и его вельможи с превеликой пышностью восходили на Тьен Тан, дабы поклониться Небу.

Шумерский храм, который строился как символ Мировой Горы — места обитания божества. Это космическая ось, связующая вертикаль между небом и землей, землей и подземным миром. Зиккурат строился семиэтажным, что символизировало семь небес или планов существования, семь планет и семь ступеней, чему соответствовали также семь металлов и семь цветов: 1. черный — Сатурн, свинец; 2. красно-коричневый — Юпитер, олово; 3. красно-розовый — Марс, железо; 4. золотистый — Солнце, золото; 5. бело-

золотистый — Венера, медь; 6. темно-синий — Меркурий, ртуть; 7. серебристый — Луна, серебро.

По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось.

Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). / Либо прямоугольного, многоэтажного храма башенного типа в городе Вавилоне Этеменанке (краеугольный камень неба и земли), либо подобного сооружению высотой 50 метров в Борзиппе (в настоящее время Бирс Нимруд) к югу от Вавилона, святилищу бога Набу, или Небо, вавилонского бога мудрости и письменности. Борзиппа и Вавилон были соединены каналом. /

Прообраз Вавилонской башни «зиггурат» — обширное священное сооружение из камня — характерная особенность больших шумерских городов Месопотамии. Лестница в нем вела от земли к храму на вершине, где между богом и жрицей заключался священный брак.

Источник

Зиккурат что означает цвета

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ МЕСОПОТАМИИ

Крыжевски О.О., Переходина А.В.

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

Email : perehodina 9 a @ mail . ru

Стар. Преп. Каф. ДиМДИ

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

Аннотация. Главным сооружением Месопотамии был зиккурат . Он имел ярусы, количество которых составляло от трех у шумеров и до семи у вавилонян. Также в зависимости от числа ярусов менялась и их колористическая палитра, которая в дальнейшем нашла свое применение в геральдике. А его форма отразилась в современной архитектуре.

Ключевые слова: к ультовые сооружения, Месопотамия, зиккурат , геральдика.

1. Историческая справка.

Первые города появились на территории Двуречья . В IV тыс. до н.э. здесь возникают города-государства. В каждом из таких городов был дворец правителя и глинобитные жилые постройки, а центром города являлся храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни – зиккурата .

Религия шумеров строилась на исполнении божественной воли. Их вера почти полностью основывалась на политеизме (многобожие), каждый храмовый комплекс был посвящен отдельному богу. Для шумеров зиккурат олицетворял космическую ось, которая служила связующей вертикалью между небом и землей, землей и подземным миром.

2. Архитектура города Урук .

Значительный вклад в развитие цивилизации Шумеров внес город Урук , который был расположен на р. Евфрате. В IV тыс. до н.э. он представлял собой самый крупный город Месопотамии. В нем находилось несколько храмовых комплексов, которые поражали значительными размерами. В своих постройках шумеры компенсировали дефицит камня и дерева кирпичом, который изготавливался из сырой глины и тростника. Но такие строения нуждались в регулярной реставрации, потому как были чрезвычайно недолговечны. Поэтому шумеры облицовывали здания, чтобы защитить их от воздействия воды — делали длинные конусы из глины, обжигали, затем окрашивали в черный, красный и белый цвета. После вдавливали в глиняные стены, составляя красочную мозаику с плетеными узорами. Так, например, был украшен Красный дом Урука , в котором проводили народные собрания и заседания совета старейшин.

Рис 1. Мозаика Красного дома [3] .

3. Устройство зиккурата и его цветовое решение.

Самым значительным культовым сооружением в Древней Месопотамии являлся зиккурат . По форме он напоминал искусственный холм, символизирующий святилище, которое шумеры утратили, переселившись с горной местности на равнины Месопотамии [9]. Зиккурат имел вид многоступенчатой башни, ярусы которой уменьшались кверху. Число террас составляло от трех у шумеров и до семи у вавилонян. Сооружение было монолитным, если не принимать во внимание дренажные каналы и небольшой храм на вершине. Примером тому служил построенный царем Ур-Намму из III династии Ура храмовый комплекс, находившийся на территории древнего города Ура. Наклонные поверхности этого зиккурата разделены плоскими нишами, уменьшающими ощущение монументальности здания. Верхние уровни были невысокими по сравнению с нижним уровнем, на который ведут три лестницы – две боковых и одна центральная. Этот зиккурат является наиболее уцелевшим из дошедших до наших дней.

Читайте также:  Какого цвета спиртовой градусник

Рис. 2. Зиккурат царя Ур-Намму в городе Ур [5].

Кирпич, который использовали в строительстве храмов проходил различную обработку для каждого яруса – это придавало каждому из них свой уникальный цвет. Основание зиккурата воздвигалось из кирпича с битумной обмазкой черного цвета. Средняя терраса строилась из обожженного кирпича и была красного цвета. А завершение зиккурата окрашивалось в белый цвет.

Цветовое решение храма носит как конструктивный, так и символичный характер, раскрывающийся в истории бога Нанны , который был зачат на земле, спустился под землю и вознесся на небо.

Семиступенчатые зиккураты появились в Вавилоне и представляли собой тяжеловесные сооружения из семи ярусов, которые также как и трехступенчатые символизировали связь неба и земли. Один из наиболее ярких примеров таких храмов является храм бога Бела-Мардука – Этеменанки [2]. Зиккурат был сооружен под управлением архитектора из Ассирии Арадахдешу . Общая высота составляла около 100 метров, а диаметр порядка 90 метров. Святилище, располагавшееся на вершине зиккурата было облицовано глазурованным кирпичом и посвящалось главному богу Вавилона – Мардуку.

Рис. 3. Храм бога Бела-Мардука Этеменанки [8].

Семиступенчатые зиккураты окрашивались в цвета, которые соответствовали семи небесным светилам (луна, солнце и пять планет). Колористическое решение ступеней зиккурата изучали Шуази О. и Фергюсон А. и выдвинули свои теории. По теории Шуази вавилонский зиккурат был окрашен следующим образом: черная платформа (Сатурн, Нинурта – бог счастливой, справедливой войны, витязь богов), белая платформа (Меркурий, Набу – бог мудрости, покровитель писцов), пурпурная платформа (Венера, Иштар – богиня плодородия и плотской любви), синяя платформа (Юпитер, Мардук – верховное божество, покровитель Вавилона и отец Набу ), ярко-красная платформа (Марс, Ниргал – хтоническое божество (олицетворял силы подземного мира), бог смерти и войны), серебряная платформа (Луна, Син – бог луны), золотая платформа (Солнце, Шамаш – бог солнца). А по теории Фергюсона первый ярус был окрашен в черный цвет и посвящался Сатурну; второй — оранжевого цвета — Юпитеру; третий, красный,— Марсу; четвертый, цвета золота,— Солнцу; пятый, желтый,— Венере; шестой, голубой,— Меркурию, и седьмой, серебряный,— Луне [6].

Рис.4. Цветовое решение семиступенчатого зиккурата .

Хотя жители древних цивилизаций отождествляли цвета ступеней зиккуратов с цветами планет, их теория носит в большей степени культурологический характер. На самом деле цвета «их» планет не соответствуют реальному свечению небесных тел.

Также цвета ярусов зиккурата можно сравнить с цветами металлов: первый – черный – свинец; второй – красно-коричневый – олово; третий – красно-розовый – железо; четвертый – золотистый – золото; пятый – бело-золотистый – медь; шестой – темно-синий – ртуть; седьмой – серебристый – серебро.

В древности цветовая и символическая картина зиккурата была дополнена зеленью садов, выращенных на террасах, и праздничным многоцветием религиозных событий.

4. Цвета зиккурата в геральдике

Используемая в колористическом решении зиккурата палитра, в последствие нашла свое применение в геральдике (см. таблица 1).

Источник

Архитектура

Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий оленей. Рельеф храма в Убайде. Середина 3 тыс. до н.э.

Первыми архитекторами и строителями, согласно мифологическим представлениям народов Месопотамии, были сами боги. Парадокс заключался в том, что боги создавали упорядоченный космос по своему подобию природных стихий (Энлиль — “Могучий утес”), уже оформленных культуротворческой деятельностью человека: из вод морских возникает не пустынный остров/гора, а город/храм. Наиболее древний и обобщенный образ мира — мировая гора — реализуется в культуре Месопотамии в виде рукотворного объекта, стоящего посреди городского космоса.

Развалины Зиккурата в Уре

В III тысячелетии до н.э. складывается наиболее впечатляющий образ месопотамской архитектуры — гора-зиккурат (корень “кур” и означает “гора”). Многих богов, начиная с Анна и кончая Мардуком, называли горой. Это определение выражало сокровенную сущность божества. Так что зиккурат — это прежде всего предельно наглядная, овеществленная сущность богов. Бог Ан, соединяющий в себе небо и землю, мог быть представлен в виде монолитной горы. Но после раздела сфер влияний Вселенная-Гора приобретает структурность. За каждую часть мира отвечали различные боги, ранжированные в соответствии со строгой иерархией, — структурность мировой горы-зиккурата становится ступенчатой, выражая идею иерархиезации мира. Ступенчатая форма согласуется еще с одним аспектом символического значения храма.

Божественным образцом, построенным самим Энлилем, стал храм Экур (“Дом горы”) в Нипурре. Храм находился в Дуранки — это некая особая священная зона, “средоточье всех сторон света” (“Энлиль! Повсюду…”), в которой осуществлялась “связь небес и земли”. Если задаться вопросом о том, какую форму может принять связующая нить неба и земли с точки зрения человека, то ответ напрашивается сам собой — форму лестницы. Таким образом, символический смысл архитектурной формы зиккурата многозначен и многослоен, и только в последнюю очередь он является подножием храма-дома, в котором живет (временно или постоянно) божество.

Архитектурные формы зиккурата появились не сразу, можно проследить их определенную эволюцию. В конце IV тыс. до н.э. так называемый Белый храм в Уруке — прямоугольное в плане здание с глухими, без окон, стенами — стоял на вершине простой насыпной горы. Внутри он имел открытый прямоугольный двор, в который выходили все помещения, в том числе и святилище со статуей божества. Белый цвет стен (побелка известью) свидетельствует о его принадлежности или покровителю г. Урука богу неба Ану, или его дочери Иштар.

Зиккурат в Уре. Реконструкция

Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор) в Убайде, датируемый серединой III тыс. до н.э., уже возвышался на двух ступенях: платформе черного цвета (киземля) и террасе белого цвета (ан — небо ). Сохранившееся декоративное убранство храма дает возможность реконструировать его как всеобъемлющий образ мира во всем разнообразии и множественности мифологических кодов.

Читайте также:  Как сохранить лепестки цветов для картины

Карниз был украшен керамическими гвоздиками, шляпки которых имели форму многолепестковых розеток красно-белого цвета. По верхнему фризу порхали белые голубки, ниже шли сцены из жизни людей (фигуры людей, вырезанные из известняка, выделялись на фоне черных шиферных пластин). Еще ниже — торжественно шагали быки из меди (символ Энлиля). Ворота охраняли деревянные фигуры львов (символ Нергала). Взглядом мы как бы спустились с небес к земле и подземному миру. Обратное движение восхождения задавали две тонкие колонны в виде финиковых пальм — священного дерева богини Нинхурсаг, которые вырастали прямо за фигурами львов. Они, поддерживающие небеса/навес, и символизировали центр и ось мира — мировое древо. Колонны были обиты медью и украшены перламутром, самоцветами, кусочками природного асфальта. Над дверью на медной платине были изображены два оленя. Олень — удивительное животное, по мифологическим представлениям древних принадлежащее двум мирам одновременно — животному и растительному, так как его рога подобны деревьям.

Львиные ворота крепости в Хаттусе. Ок. 1350-1250 гг. до н.э.

В III тысячелетии до н.э. в шумерском пантеоне оформляется триада главных богов (Ан — Энлиль — Энки), а в архитектуре, соответственно, откристаллизовывается форма трехступенчатого зиккурата. Наиболее сохранившимся и впечатляющим своими размерами, а также выверенными пропорциями является зиккурат бога луны Нанны в Уре. Это сооружение по высоте (60 м) равно пирамиде Джосера, но визуально производит более грандиозное впечатление, так как его строители не только знали законы оптического перспективного сокращения, но и учитывали в этом божественном сооружении законы восприятия человека и его масштаб. Сложенные из необожженного кирпича стены ступеней имеют трапециевидную форму и наклонены к центру сооружения. Этот прием усиливает впечатление перспективного сокращения и зрительно увеличивает высоту и вертикальную устремленность сооружения. Этой же идее подчинена и разбивка стены вертикальными выступами и нишами. В зиккурате нет чисто горизонтальных линий. Обмеры показали, что все горизонтальные линии в действительности выгибаются вверх к центру и тем самым корректируют оптические искажения, связанные с особенностями человеческого зрения. Взгляд зрителя иными путями, но все туда же, к центру, вели и мощные диагонали трех стоступенчатых лестниц.

Дополнение системы вертикалей и горизонталей ритмом диагоналей создавало впечатление динамической упругости и главенства волевого начала. Ступени лестницы задавали для людей тот масштаб, который позволял человеку зрительно соизмерять свои размеры и размеры божественных ступеней (сто человеческих шагов равны одному божественному). Переход от тяжести глухого черного цвета 1-й ступени (природный асфальт) через терракотово-красный цвет 2-й ступени (обожженный кирпич) к свету белой 3-й ступени (известь) и сиянию лазурных стен храма (блестящая поливная керамика) и золоту купола также способствовал легкому взлету взгляда вверх. Цветовое решение храма и конструктивно, и глубоко символично: оно отражает не только представление о модели мира, но и символизирует личную историю бога Нанны, который был зачат на земле, в утробе матери спустился под землю и вернулся на небо благодаря рождению своих братьев, оставшихся в подземном царстве заменой ему, матери и отцу: “Кирпичи его глянцево-красные,/Основанье его лазурита синего!/Как бык, вознес он в Шумере рога сияния” (“Энлиль! Повсюду…”).

Зиккурат Этеменанки. VI в. до н.э. Реконструкция

Цветовую и символическую картину зиккурата как модели мира надо дополнить зеленью садов, которые были разбиты на террасах (об этом свидетельствует система стоков), и праздничной пестротой религиозных процессий. К богам человек приобщался не умозрительно в храме (куда его не допускали), а всем своим существом припадая к груди вечнозеленой божественной горы, “горы изобилия”.

Дальнейшая эволюция зиккурата связана с Ассирией, где возводили двойные зиккураты, и с Вавилоном, где был построен один из наиболее знаменитых храмов Месопотамии — храм бога Бела-Мардука — Этеменанки (“Дом краеугольного камня неба и земли”), который послужил прообразом библейской Вавилонской башни. И действительно, последний строитель этого храма, царь Навуходоносор II (VI в. до н.э.), лелеял честолюбивые мысли сравняться с богами: “Я приложил руку к тому, чтобы достроить Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом”.

Зиккурат имел квадратный в плане фундамент со стороной в 91,5 м и такую же высоту. Он был построен из обожженного кирпича (на него ушло 85 млн кирпичей) и имел уже семь ступеней, что соответствовало тем представлениям об устройстве космоса, которые сложились к середине I тысячелетия до н.э.: и небо, и земля имели по семь уровней, причем каждому уровню соответствовали свои боги. Вавилонский пантеон состоял из семи наиболее почитаемых богов: Мардук — отец богов, его жена Царпанита — богиня зари, их сын Набу — бог писцов, Нергал — владыка подземного царства, Нинурта — бог войны, Син — бог Луны, Шамаш — бог солнца. Особое значение придавалось семи небесным телам, которые определяли судьбы мира: солнцу, луне и пяти планетам — Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну.

В семь священных цветов были окрашены ступени зиккурата: нижний уровень (до 1 /3 высоты) был черным, второй ( 1 /5 высоты) — блистал белизной, третий был пурпурного цвета, четвертый — ярко-синим, пятый — алым, шестой сверкал серебром, а седьмой — золотом. По углам храма и над входной дверью возвышались огромные золотые рога — символ Бела-Мардука. Конструктивно Этеменанки был более сложным, чем зиккурат Нанны. В толще стен имелись потайные сводчатые помещения, лестницы. Наружные лестницы были оформлены арками.

Висячие сады семирамиды

Изобретение свода и арки из обожженного кирпича было одним из наиболее ценных достижений в техническом и архитектурном отношении (именно эта линия была подхвачена позднее в архитектуре Древнего Рима и Средних веков в Европе). Сводчато-арочная конструкция стала основой для создания одного из восьми чудес света — Висячих садов Семирамиды. Учитывая общую пирамидальную конструкцию террас, уподобленную горе, и обычай разводить сады на ступенях зиккуратов, можно отнести это сооружение к той же архитектурной традиции.

Вавилон. VI в. до н.э. Реконструкция

Квадратное в плане сооружение со стороной 123 м, покоившееся на сложной системе стен, каменных колонн, сводов и перекрытий, таило в себе сложную инженерную систему водоподъемников, через которые вода закачивалась в озеро на верхней террасе, чтобы затем постепенно стекать ручейками и водопадами вниз и орошать как экзотические растения парадного сада, так и полевые цветы верхних этажей. Именно полевые цветы и прохладу естественных ландшафтов любила жена Навуходоносора, мидийская царевна Амиитис, для которой и были построены сады. Чтобы удерживать высокие деревья, на террасы был насыпан толстый слой плодородной земли, который изолировали от несущей конструкции несколькими слоями тростника с асфальтом, обожженного кирпича на известковом растворе и листового свинца. На верхних этажах толстый слой земли и пышная растительность полностью сглаживали уступы террас и создавали впечатление естественной природы, на нижних — арочные и сводчатые конструкции использовались для создания таинственных гротов, в которых было много разных чудес — золотые статуи богов и священных животных, светильники, клетки с редкими птицами, неведомо откуда льющаяся музыка, замысловатая система каскадов, экзотические животные и пр.

Читайте также:  Как выбрать цвет для покраски дома снаружи

Конструкция дома и храма

Символика и конструкция дома и храма в культуре Месопотамии очень сходны. Дом, ревниво охраняющий свои тайны от внешнего мира за глухими стенами без единого окна, до сих пор является визитной карточкой многих стран Ближнего Востока и Центральной Азии. И дело здесь не столько в сохранении драгоценной на юге тени под сенью галерей, выходящих во внутренний двор, а скорее в мифологии, которая незримо продолжает жить на подсознательном уровне.

Микро- и макрокосм едины, отсюда дом подобен храму, а храм подобен дому. И здесь, и там живет божество вселенной, города или дома, но “его тайны недоступны взору, его покои, как море, бескрайни…” В этой древней формуле описания храма Энлиля — символика и конструктивные особенности и дома, и храма: вокруг скрытого от глаз людских святилища бога, некоей центральной точки мироздания (“Слово твое — небесам опора, Слово твое — земли основа!”), хаос лабиринта подсобных и служебных помещений, которые, как море, бескрайни и, как море же, лишены структуры.

Тип храма-лабиринта, дворца-лабиринта, в сердце которого — святилище с алтарем или тронный зал, воспроизводился до конца месопотамской культуры, несмотря на любовь к процессиям-поклонениям и пышным зрелищам у ассирийцев и персов. Встреча с божеством была подобна озарению, лик царя должен был появляться внезапно: так, в ассирийских дворцах Ашшура и Ниневии посетители должны были сделать поворот на девяносто градусов, чтобы увидеть царя в глубине тронного зала. Дверные проемы в помещениях были расположены в шахматном порядке, что заставляло человека все время менять направление движения, петлять среди таинственного полумрака залов, освещенных только слабым боковым светом щелей-окон, затерянных где-то под карнизом.

В этом главное отличие месопотамских дворцов и храмов от древнеегипетских, для которых была характерна осевая композиция с нанизыванием помещений на один вектор-луч, который был подобен лучу Солнца-Ра или временному вектору смены дня (двор) и ночи (темные залы со множеством колонн). Стены залов были сплошь покрыты горизонтальными лентами или росписей, или рельефов, на которых изображались в основном сцены битв, побед, пленения или охоты.

Однако вовне весь этот сложный и многообразный мир оборачивался глухой стеной крепости, вознесенной или на естественный холм (древнешумерский дворец в Кише, середина III тыс. до н.э.), или на искусственную платформу (дворец в ассирийском городе Дур-Шаррукин стоял на 14-метровой платформе, равной высоте современного пятиэтажного дома). Такой же непроницаемостью обладают и белые стены древнерусских церквей, и наглухо закрытые царские врата иконостаса, вокруг которого лабиринт затемненных сводчатых помещений, препятствующих восприятию внутреннего пространства храма единым взглядом, заставляющий “блуждать впотьмах” вокруг столпа божественного света, изливающегося из-под купольного пространства небес. Пышность и красочная мистичность религиозных и придворных процессий-ритуалов через византийских посредников перешла в пышность и неспешную тяжеловесность православной литургии и придворной жизни Третьего Рима.

Изразцовая плитка ворот богини Иштар из Вавилона.

Внешние глухие стены как храмового, так и дворцового комплексов имели не только символическое (связь божества с определенным местом), но и оборонительное значение. В градостроительстве Месопотамии сформировалась концепция “города внутри города”, “священного города”, или цитадели, на холме (естественном или искусственном) с собственной системой укреплений внутри второго, третьего и т.д. колец стен, которые возникали по мере разрастания города. При этом соблюдалось правило абсолютного приоритета этих внутренних городов в качестве центров духовной и светской власти. Этот тип соотношений внутри города сохранился до сих пор на пространствах Евразии. Он узнается в радиально-кольцевой структуре Москвы с Кремлем в центре, кольцами Китай-города, Белого города (нынешнее Бульварное кольцо), Земляного города (Садовое кольцо), в планировке Пекина с “Запретным городом” в центре, в планировке Парижа и других городов.

При соблюдении общей концепции, однако, можно наблюдать и некую эволюцию в градостроительстве Месопотамии за две тысячи лет. Если для древних городов характерна хаотичность застройки жилых кварталов вокруг центра, то уже начиная с новых ассирийских городов ( Ниневия, Дур-Шаррукан), появляются тенденции к упорядочиванию планировки и геометризации планов оборонительных стен. За основу был взят план ассирийского военного лагеря, имевшего вид вытянутого прямоугольника, в котором командный пункт (царский шатер) располагался в центре южной стены (в отличие от центрального его расположения у римлян). Мифологическим обоснованием этой тенденции является стремление к четкому структурированию всего космоса (семь небес, семь уровней Земли).

Идея точного соответствия земных объектов их небесным прообразам породила соответственно Вавилону земному, Вавилон “небесный”. Эта идеальная модель отличалась идеальностью, в том числе и геометрической. “Осмотри стену, чьи венцы, как по нити”, — этим гордится не шумерский, а вавилонский Гильгамеш. Вавилон времен Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.) по пышности, блеску и грандиозности, возможно, сравнялся со своим небесным образцом: прямоугольник в 10 кв. км, обнесенный четырьмя кольцами высоких и толстых стен (ширина — 7, высота — 12 м), 600 прямоугольных башен, через каждые 50 м, 8 ворот-бастионов, прямая как стрела “Священная дорога”, выложенная белыми и розовыми плитами метровой величины, два бульвара, 24 проспекта, 53 храма, грандиозный зикурат Этеменанки, висячие сады…

Глубоко символичен темно-синий цвет стен знаменитых ворот Иштар — это небесные врата города, который сам является “божественными вратами”. Каждый зубец стен — это маленькая модель зикурата, это лестницы, которые ведут в небо. Сама стена — необозримое небесное пространство с астральными знаками богов. Среди неоглядной, выжженной равнины навстречу путнику вставал град небесный.

Источник